Путешествие на "фабрику спутников" или Как журналист НКК чуть в космос не улетел

Путешествие на "фабрику спутников" или Как журналист НКК чуть в космос не улетел

«Космос… Последний рубеж… Наша цель – смело идти туда, где не ступала нога человека…». Эти знаменитые слова из культового американского сериала «Звездный путь» вспомнились, как только я оказался на территории «Информационных спутниковых систем имени академика Решетнева». Покорение пространств Вселенной, выход за пределы Земли, изучение новых планет, звезд и, возможно, знакомство с другими разумными цивилизациями давно будоражит умы и сердца человечества.

Космическая индустрия всегда представлялась чем-то загадочным, таинственным, мифическим – обычной рукой не достать, как и до тысяч звездных систем на небе. Просто так на космодром или на предприятие, производящее 2/3 российских спутников, не попасть. Тем не менее, для нас на знаменитом «ИСС» сделали исключение и устроили настоящую экскурсию по «космическому государству». Повод весомый: поздравляя Железногорск с 60-летием, губернатор края Лев Кузнецов говорил, что этот город является в России действующей «силиконовой долиной». И «ИСС» – одна из важнейших ее лабораторий. Какие голливудские фильмы? Какие зарубежные астронавты? Железногорские покорители космоса заставляют гордиться всех нас. Ведь именно здесь, в Красноярском крае, находится сердце громадной и многомиллиардной российской отрасли, всегда направленной на великие цели – освоение неведомых пространств во имя будущего человеческой расы.

Этот фантастический мир

В гостях у «решетневцев» поначалу словно попадаешь куда-то в недалекое прошлое. «ИСС» снаружи – эдакий уютный, аккуратненький советский НИИ. Тихие зеленые аллейки, огромные, но компактные здания-цеха, воздух, в котором сквозит свежая, космическая магия. Ощущаешь себя героем романа «Понедельник начинается в субботу» братьев Стругацких или серии союзных телепередач «Этот фантастический мир», которую вел легендарный космонавт Георгий Гречко. Кажется, вот-вот навстречу нам выйдут пожилые ученые, окруженные стайкой практикантов, или в соседней лаборатории раздадутся крики: «Эврика!». Но нет, мы все-таки живем в XXI, корпоративном веке и «фантастическая» атмосфера – скорее стилистический знак равенства между славным прошлым «ИСС» и продвинутым технобудущим.

Все начиналось с ракет

Мы в конференц-зале главного офиса компании. Перед тем, как запустить страждущих в цеха, нас решают кратко ознакомить с богатейшей историей предприятия. На экране черно-белые кадры 50-летней давности. Закадровый голос, копирующий левитановские интонации, триумфально сообщает: «4 июня 1959 года. Важная дата в истории российской космонавтики». Именно в этот день в Железногорске официально появился филиал знаменитого ОКБ-1, возглавляемого академиком Королевым. СССР и Штаты находились в состоянии холодной войны и постоянной космической гонки. У западных и южных границ нашей страны стояли американские корабли, чьи ракеты были направлены в первую очередь на Москву и Днепропетровск – космоцитадели Советского Союза. Поэтому Кремль решил: в Сибири, куда не долетят западные снаряды, необходимо создать центр по производству ракет. Он-то и стал предшественником «ИСС». За 50 лет предприятие стало крупнейшим в России научно-производственным центром по созданию космических аппаратов различного класса и значения. Только вдумайтесь в цифры. На счету «решетневцев» – создание более 1200 космических аппаратов, разработка и ввод в эксплуатацию свыше 40 космических систем и комплексов. В год на орбиту Земли запускается более 10 спутников железногорского производства. «ИСС» – единственное предприятие в России, которое создает и изготавливает спутники для отечественной спутниковой системы навигации ГЛОНАСС. Здесь работают 11 докторов и 40 кандидатов наук. А всего предприятие выпустило 70 % всех спутников российской космической группировки. Цифры впечатляют: чувствую себя Нео, которому впервые объясняют, что такое Матрица. Поражен и жажду новых знаний!

Как гений меняет систему

Следующая остановка на пути к недрам «ИСС» – музей предприятия. По сути, экспозиция посвящена одному-единственному человеку – многолетнему руководителю и идейному генератору компании академику Михаилу Федоровичу Решетневу. Именно ему, возглавившему «ИСС» с первого дня основания, пришло в голову перепрофилировать производство с ракет на спутники. Решетнев – человек-легенда. Вундеркинд, окончивший школу в 15 лет. Ветеран Великой Отечественной, который за время войны подготовил сотни самолетов к вылетам. Любимый ученик академика Королева. Гениальный конструктор, поставивший себе цель по созданию компании международного уровня – и добившийся ее. Уже 14 лет, как Михаила Федоровича нет с нами – но дело его живет. Бесконечные ордена, медали, награды – блестящее украшение корпоративного музея. Но ведь за этими титульными почестями – годы тяжелой, кропотливой работы. Компания начала с разработки ракетоносителя «Космос-3», долгое время стоявшего на союзном вооружении. Но Решетнев понимал: его предприятию необходима собственная ниша, собственное лицо. В Советском Союзе – государстве пропаганды – огромное внимание уделялось организации связи, прежде всего, развитию телевидения. И «решетневцы» оказались в первых рядах отечественного научного прогресса.

От «Молнии» до «Луча»

Прогуливаемся по залу славы железногорского спутникостроения, где представлены все аппараты, разработанные «ИСС», – и диву даемся, сколько же всего Решетнев и его соратники сделали для страны. Обо всем и не расскажешь – места не хватит. Вот над нами нависает шестиконечная звезда «Молнии-1». Запуск этого спутника в 1967 году стал настоящей технической революцией. Он транслировал телевизионный сигнал на приемные станции «Орбита», построенные в 20 крупных советских городах, в том числе, и в Красноярске. Вся Сибирь и Дальний Восток смогли получать из Москвы «картинку» Первого канала в режиме реального времени. Количество телезрителей автоматически увеличилось на 20 миллионов человек! А кроме ТВ-сигнала, через «Молнию» в регионы передавались полосы центральных газет, телеграфные сообщения. А недалеко – спутник «Радуга». Этим аппаратом «ИСС» впервые в стране освоило геостационарную орбиту – 36 тысяч километров над землей и появление цветного телевидения в каждом доме. «Экран» – благодаря ему телепрограммы в режиме «он-лайн» смогли наблюдать в каждом часовом поясе, в мелких деревнях и поселках, в тундре и на флоте Северного Ледовитого океана. Благодаря «Экранам» в конце 70-х появились и первые мобильники. Хоть и весили они тогда по полкилограмма! Рядом – известные многим «глонассы», созданные для конкуренции с американской навигационной системой GPS. В этом году железногорцы выводят на орбиту спутник нового поколения – ГЛОНАСС-К. Герметичный аппарат, чей нави-сигнал в два раза точнее. Точность в определении и нахождении любого объекта – до двух метров. Такими темпами в «ИСС» скоро достигнут мастерства, при котором смотреть из космоса на Землю можно будет… человеческими глазами!

В ЗаТрехМерье

А теперь мы в святая святых компании – конструкторском отделе. Именно здесь рождаются идеи и проектируются новейшие системы и аппараты. Сам отдел представляет собой большой «бизнес-рум», где сотрудники, преимущественно молодые, сидят за мониторами и «раскладывают по частям» проекты – в трехмерных программных пакетах. Один из инженеров показывает нам, как работает программа. На экране аппарат «Ямал-300К». Он создается по заказу корпорации «Газпром Космические Системы» – на базе современнейшей платформы «Экспресс-1000Н». Такие суперспутники нужны «Газпрому» для обеспечения связи на всех этапах собственного технологического цикла – от бурения до продажи газа – а также для обслуживания органов государственной власти, особенно в области развития нацпроектов «Образование» и «Здравоохранение». «Ямал-300К» – на орбите, учителя и врачи даже из глухих населенных пунктов – в любой момент на видеоконференции с федеральными коллегами.
– Спутник состоит из двух частей. Первая – платформа. Это различные системы, отвечающие за бесперебойную работу аппарата на орбите. В общем, «предметы жизнедеятельности», – рассказывают сотрудники отдела. – А вторая часть – полезная нагрузка. Приборы связи, антенны, ретрансляторы – все те приборы, ради которых спутник и запускается в космос. Наша задача – все правильно и качественно смонтировать. Рассчитать, где какой кабель должен тянуться, создать изоляцию. В общем, создать спутник из разных частей, а затем отправить его в небо.
Инженер раскручивает изображение «Ямала» то в одну, то в другую сторону. А затем делает пару кликов мышкой – и ПК отображает многочисленные чертежи разработки. В «ИСС» давно перешли на ведение всей проектной документации в электронном виде. Раньше конструкторам приходилось днями и ночами сидеть над планшетами и расчерчивать все вручную, а затем обвешиваться рулонами бумаги и отправляться на обсуждение проектов к начальству. Малейший недочет – и каждый рисунок приходилось переделывать по новой. Теперь все гораздо проще. Чертежи – на сервере, работа убыстряется в несколько раз. И никаких огромных стеллажей с архивами: нажимай на кнопки и редактируй на здоровье!

Анатомия спутника

39-й цех – самый большой в «ИСС». Здесь производятся корпусные узлы для всех космических аппаратов. Начиная от «раскроя» материалов до финальной механической обработки. Корпусной узел для спутника – то же самое, что скелет для человека. На него впоследствии устанавливаются «органы», «мышцы», «сосуды» и «кожа» – антенны, приборы, зеркала и прочее. Практически все оборудование – высокоточное и последнего поколения. Мы подходим к гигантской игле, которая нависла над одной из готовых панелей и, словно коршун, пикирует на материал – то в одной его части, то в другой.
– Это уникальный итальянский центр «Матрикс», который занимается механической обработкой всех аппаратов, – рассказывает нам начальник цеха Евгений Патраев. – Игла может перемещаться по пяти осям. Для таких габаритов – это реальное ноу-хау. Создание любого спутника – работа точечная, вплоть до микронов. Чтобы все детали правильно состыковались друг с другом, необходимо их кристально отработать. Современные спутники находятся на орбите до 15 лет. Случись вдруг поломка – не будем же мы его возвращать на Землю, за тысячи километров, для ремонта. Наш «Матрикс» обрабатывает любые металлы и композиционные материалы. Отводит пыль, проделывает все необходимые отверстия, «вылизывает» поверхность – на 300-400-500 процентов!

Далее нас ведут в небольшой отсек, где располагается громадная плита из гранита. Над ней – футуристическая конструкция с кучей датчиков и механической рукой. Это контрольно-измерительная машина, заказанная в Англии. За Уралом она единственная и предназначается для измерения геометаллических параметров любого спутникового изделия. Для изготовления космоаппарата требуются идеальные геометрические поверхности и плоскости. Каждую детальку выкладывают на «гранитный алтарь» и производят множество измерительных манипуляций. Если к «частице спутника» у ученых нет претензий – ее сразу после всех замеров плотно консервируют в баночках-эксикаторах. Это специальные сосуды, в которых поддерживается определенная влажность воздуха, обычно близкая к нулю. Полная герметизация – и никакой воздух, никакие микробы не смогут негативно повлиять на детали. Такие предосторожности не ради красного словца. Несколько бактерий могут испортить всю проделанную работу, что в космической отрасли означает потерю денежных миллионов, а бывает, и миллиардов.

А вы знаете, какие материалы являются спутниковой основой? Сотопанели – трехслойные плоские конструкции из двух слоев углепластика и алюминиевого сотового заполнителя. Они легки, как пушинки. Кажется, чтобы сломать, достаточно пресса двумя пальцами. Как бы не так. Сотопанели обладают высокой жесткостью. Хоть кувалдой молотите – выдержат. Сотопанели в разы снижают массу любого аппарата и позволяют более гибко компоновать спутниковое оборудование. Техника эволюционирует. Благодаря столь сверхлегким материалам размеры спутников становятся все меньше, а их наполняемость и функциональность – все больше.

От сборки до запуска

Финальный акт нашего путешествия – цех общей сборки космических аппаратов. Здесь происходит «спутниковая сборка», здесь же проводятся все необходимые испытания. Помещение – в несколько этажей. Все спутники – в натуральную величину. Подходишь к ним и немного трепещешь. Вот она, махина, рядом с тобой, – а через несколько месяцев отправится на космические просторы. Правда, перед этим на специализированных площадках каждый спутник проходит серию тестов, например, имитацию запуска на ракетоносителе или имитацию транспортировки на космодром – чтобы отследить все нагрузки на объект. В «ИСС» серьезно относятся к каждому своему продукту – вплоть до отслеживания его орбитальной деятельности. Мало ли, что может произойти в невесомости и под воздействием палящих солнечных лучей. Приборы, находящиеся внутри спутников, способны работать при температуре от нуля до плюс 40 градусов. Поэтому у каждого аппарата своя продуманная система кондиционирования. Например, «щеки» – жалюзи, располагающиеся по корпусным бокам. Когда спутник находится на солнечной стороне, он нагревается до 120 по Цельсию. В этом случае жалюзи закрываются на автомате – чтобы ничего не перегрелось и спутник не вышел из строя. Нюансов множество. У простого журналиста голова идет кругом – за день получил столько информации, что хватит на многотомный труд.

На работу – лучших!

ОАО «ИСС» благодаря крупным российским и международным заказам обеспечено работой до 2020 года. Попасть сюда – мечта многих студентов престижных технических институтов. Как говорят на предприятии, в «ИСС» трудится золотой сплав выпускников лучших вузов страны. Многие попадают на престижную, перспективную работу прямиком из СибГАУ. Конкуренция настолько высока, что отбирают лучших из лучших – без всякого блата. Главное требование – талант и знания. В «ИСС» высокая культура производства. Соответственно, и к сотрудникам повышенные требования. Всего на предприятии трудится более 6000 человек. 20 % из них – парни и девушки в возрасте до 30 лет. Ежегодно железногорские покорители космоса привлекают в свои ряды около 120 молодых специалистов. Мы пообщались с несколькими «новенькими» сотрудниками. Ребята в восторге! На предприятии действует множество социальных гарантий. Например, устраиваясь на работу, вчерашний студент получает пособие в размере двух должностных окладов. Если у него на руках диплом с отличием – прибавка еще в 10 «зарплатных» процентов. Молодежи помогают с жильем – в «ИСС» действует специально разработанная льготно-кредитная система. В общем, люди нам не жаловались. Ведь там, где развивают космос, нельзя обойтись без поддержки собственных кадров. Потому что рубежей у «ИСС» впереди очень много, а космос – это, в первую очередь, удел молодых.

Наш материал про «ИСС» – отрывок из книги «Путешествие по инвестиционным проектам Красноярского края», которую сейчас готовит группа красноярских журналистов, в том числе и автор «НКК» Владимир Пермяков. Ожидается, что книга будет выпущена в ближайшем ноябре к Красноярской книжной ярмарке.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
24 апреля 2024
«Последний поклон» в графике
Выставка «Миг и вечность. Сто иллюстраций к 100-летию Астафьева» открылась в Красноярске в залах регионального отделения Урала, Сибири и Дальнего Востока
Без рубрики
24 апреля 2024
Транссибирская магистраль – самая длинная железная дорога в мире
Фактическая протяженность Транссиба по главному пассажирскому ходу (от Москвы до Владивостока) составляет 9 288,2 километра. Он проходит через две части света
Без рубрики
24 апреля 2024
«100 фактов об Астафьеве»: вышла новая книга о писателе
В серии «Жизнь замечательных людей» вышла новая книга о писателе «Астафьев. Праведник из Овсянки» (+16). Ее написал журналист и литератор Олег