Суриковские места в центре Красноярска

Суриковские места в центре Красноярска

«Наш великий Суриков», – говорят красноярцы, когда заходит речь об уникальном живописце. Картины Василия Сурикова считаются ценным культурным наследием страны. Его называли могучим воскрешателем прошлого, композитором в живописи.

В январе этого года исполнилось 170 лет со дня рождения художника. С его именем связаны не только грандиозные произведения, созданные за 40 лет титанического труда, но и исторические места, здания, которые сегодня имеют статус памятников. Некоторые из них находятся в центре Красноярска. О них сегодня и поговорим.

 

Старинный адрес этого небольшого двухэтажного дома из сибирской лиственницы – «Благовещенская улица, собственный дом, у Казачьей сотни». В наше время он известен как Дом-усадьба на улице Ленина: именно в нем родился знаменитый художник.

Дом на окраине

Отец художника – чиновник губернского управления Иван Васильевич Суриков – построил дом на окраине Красноярска в 1830-х годах. Второй этаж уже после смерти отца сдавался в аренду.

Одни из жильцов – командир казачьей сотни Иван Корху и его жена Варвара Павловна, дочь губернатора Павла Замятнина, – увидели рисунки Василия Сурикова и рассказали о способном молодом человеке губернатору. Тот взял его учителем рисования к дочери и познакомил с меценатом Петром Кузнецовым, который впоследствии помог живописцу во время его учебы в Академии художеств Петербурга – платил стипендию.

После отъезда Василия в Академию в доме оставались жить его мать и брат.

Образцы подлинной обстановки и предметов быта Суриковых сохранились до наших дней благодаря сотрудникам музея. Они начали собирать в свои фонды эти экспонаты в 1930 году. А в 1932-м часть усадьбы, принадлежавшая ранее брату Сурикова – двухэтажный дом, одноэтажный амбар под железной крышей, погреб под тесовой крышей, каретный сарай, – была передана музею Приенисейского края.

В 1948 году – ровно век спустя со дня рождения художника – состоялось открытие музея, на котором присутствовали его дочь Ольга с мужем художником Петром Кончаловским. Семья передала в фонды десятки произведений. На обороте некоторых работ написано: «Предназначается для дома Сурикова в Красноярске с тем, чтобы не передавать эту картину в другой музей».

А почти полвека назад при участии и поддержке внуков художника по сохранившимся фотографиям были воссозданы баня, завозня – конюшня с двумя амбарами. И уже в 1983-м появился новый, привычный нам статус – музей-усадьба В. И. Сурикова. В то время потомки художника передали музею книги, ноты с пометками и рисунками живописца, траурные ленты с надгробия Василия Ивановича, которые берегли многие годы.

Сегодня в усадьбе хранятся личные вещи художника: часы, зонт, гитара, шляпа, жилет, рубашка. Есть его этюдник с красками, кисти, карандаши, складной нож, круглый камень, привезенный из Крыма, а также документы – диплом академика Императорской Академии художеств, аттестат его дочери Ольги. В экспозиции можно найти памятную медаль в честь освящения храма Христа Спасителя (Суриков написал для него четыре картины «Вселенские соборы») и именную медаль за картину «Взятие снежного городка» (получена на Всемирной выставке 1900 г. в Париже).

Связь семьи с музеем не прерывается и сейчас. Не так давно здесь побывали Артем Михалков и Егор Кончаловский – праправнуки художника и внуки поэта Сергея Михалкова.

«Воздух дедовой родины»

Из воспоминаний Натальи Кончаловской

(по книге «Дар бесценный», издание 1978 года):

«Два года назад я была в Красноярске, чтобы снова подышать воздухом дедовой родины и побродить по его следам. Разумеется, трудно теперь отыскать эти следы, их приходится скорее угадывать и нащупывать.

Садясь в современную скоростную водную «ракету», смешно и трогательно вспоминать древний «самолет». Смешно думать о плавучем мосте при виде нового, что перекидывает арку за аркой на мощные спины быков, упершихся в дно черт знает на какой глубине! Странно переходить на правую сторону Енисея, где когда-то жгли костер и пекли в золе картошку, сидя в ивняке у самой воды, – теперь это новый заводской район с многоэтажными домами.

Но больше всего меня поразил Дом-музей Сурикова. Низенькие комнаты с окнами в уровень тротуара… Круглый стол с самоваром, расписными чашками… Мольберт, гитара… Кресла красного дерева, понятно, не те, на сафьяновых сиденьях которых оставлял маленький Вася первые рисунки, но это несущественно. Существенно то, что эти стены видели его крепкую, коренастую фигуру с самого детства, когда еще в подвалах дома хранилась старинная казачья амуниция, слышали его голос, его гитару, его песни.

И сейчас стоит этот маленький домик. А вокруг вырастают новые, многоэтажные дома, ложатся новые дороги <…>.

И посреди этого лязга, грохота, гула неустанно звенящей симфонии труда маленький деревянный домик-музей стоит как драгоценная музыкальная шкатулка, хранящая старинную казачью песню – песню сердца великого русского живописца».

Рисовальная школа

Стоит пройти по улице Ленина несколько десятков метров в сторону Стрелки, и мы увидим еще одно небольшое одноэтажное здание. Это бывшее Красноярское народное уездное училище.

Из официальных документов узнаем, что «…в 1832 году мещанин П. Комаристов построил на углу Благовещенской улицы (нынешняя ул. Ленина. – Ред.) и Почтамтского переулка (ул. Перенсона. – Ред.) одноэтажное здание, которое продал купцу 3-й гильдии В. Власьевскому в 1839 году, который в, свою очередь, подарил здание уездному училищу».

Одним из самых известных учеников был Василий Суриков, окончивший его в 1861 году с отличием. Уже в этот период его способности отметил преподаватель рисования и черчения – художник Николай Гребнев. Он отдавал талантливому мальчику все свободное время.

Ранним датированным произведением Сурикова считается акварель «Плоты на Енисее» 1862 года (сейчас она хранится в музее-усадьбе В. И. Сурикова).

Прошло более века. И в 1983 году именно это здание получает Красноярская художественная школа. К тому моменту ее история насчитывала уже более 70 лет. (Изначально школа открылась в 1910 году в здании Купеческого общества (пр. Мира, 71).

Все это время школа находилась в разных зданиях, постоянно переезжала. Был период, когда классы размещались в одном из подсобных помещений усадьбы Сурикова.

Именно Василий Иванович первым высказал мысль о создании «рисовальной школы». Художнику нередко приходилось наблюдать, как в Москву приезжала совершенно неподготовленная молодежь из региона – на местах у них не было ни возможности оценить свои способности, ни получить элементарные знания. Идею живописца о необходимости открытия учебного заведения поддержали в Красноярске.

В журнале городской Думы за 28–29 октября 1909 года была сделана запись о том, что комиссия «находит возможным учредить рисовальную школу в помещении приходского училища на 50 человек, курс 4-летний, плата 15 рублей в год… Лица, обнаруживающие способности, освобождаются от платы по бедности».

Благодарные красноярцы отправили тогда Сурикову в Петербург телеграмму: «Многоуважаемый Василий Иванович, Красноярск поздравляет Вас, своего земляка, с открытием первой в Сибири рисовальной школы».

Художник тогда отправил ученикам вагон с гипсовыми слепками и геометрическими телами для обучения. Их и сейчас хранят в школе.

Дворец Гадаловых

Проходим от художественной школы несколько кварталов по Ленина и сворачиваем на улицу Парижской Коммуны. Перед нами – изящный особняк с колоннами и грифонами у входа – художественный музей им. В. И. Сурикова.

Это особняк Веры Гадаловой – жены известного купца-мецената. Даже европеец – знаменитый полярный исследователь Фритьоф Нансен, который приезжал в Красноярск в сентябре 1913 года, называл его дворцом. Можно представить, как роскошно он выглядел в городе начала двадцатого века, где почти все здания были незамысловатыми, срубленными из дерева. В особняке Нансену были предоставлены спальня и рабочий кабинет.

Здание появилось за несколько лет до революции. Проект дома исполнял губернский архитектор – Владимир Соколовский, у которого немало других известных работ – кинотеатр «Патеграф» (Дом кино), Общественное собрание (Дом офицеров), Органный зал в Красноярске. Здание интересно разнообразием деталей и приемов различных стилей – модерна, барокко. Перед созданием проекта архитектор и заказчик особняка ездили в Италию, где присматривались к виллам и городским дворцам – палаццо: в планировке здания можно найти некоторые общие элементы – например, внутренний дворик.

Этот дом даже сейчас – настоящий шедевр. А как выглядел особняк в то время, когда там проживали его хозяева? Здесь были и росписи, и витражи на сказочные темы, а в цокольном этаже располагался маленький музей.

Сохранились воспоминания дочери художника Вильгельма Вагнера, который работал здесь:

«В честь завершения работы мы с папой были приглашены к обеду, и я получила разрешение походить по комнатам. Больше всего мне нравилась папина работа. От входа с улицы, а входная дверь находилась чуть выше тротуара, вела внутренняя лестница, по обе стороны которой были изображены гости-купцы из пушкинской «Сказки о царе Салтане». Вестибюль не имел прямого освещения, а был отделен от окна чудесным витражом, разноцветные стекла которого составляли мозаичный рисунок: была там и жар-птица, и цветы, и листья. Из вестибюля вели двери во внутренние комнаты. Над дверью в столовую славянской вязью было выведено: «Хлеб-соль ешь, правду режь». В эркерах… стояли диваны. А на полу – ковры из медвежьих шкур – бурых и белых. На диванах – множество вышитых подушек работы Веры Петровны, дочери Гадалова… Она отправляла меня сосчитать, сколько всего подушек в доме, или предлагала осмотреть зимний сад и музей, расположенный в подвальном этаже здания. У входа в музей стоял воин с мечом, в кольчуге и в стальном шлеме, кругом было множество старинной посуды и раковин… В зимнем саду – огромное окно во всю стену, выходящее на улицу Узенькую (сейчас улица К. Маркса. – Ред.). Высокие пальмы до потолка. Масса тропических цветов и свободно летающие попугайчики».

Музейный квартал

Сейчас на месте зимнего сада с попугайчиками находится зал с работами Сурикова. Центральное место экспозиции занимают картина «Благовещенье» и этюд к ней. На суд коллег Василий Суриков представил работу в 1914 году, ее приняли прохладно – не сочли удачной. Возможно, благодаря этому мы имеем возможность видеть ее в Красноярске: известные полотна находятся в Третьяковской галерее и Русском музее.

Как рассказали сотрудники музея, этот дом не предназначался для проживания, хотя по проекту и было несколько спален. В основном там принимали гостей, проводили приемы, литературные вечера.

Вскоре после революции – в 1920 году – усадьба перешла в ведение губернского отдела народного образования. Ее отдали детскому дому. Затем какое-то время здесь находилась контора Государственного союзного треста графитовой промышленности «Союзграфит», а с 1940 года – гостиница крайисполкома. С 1952 года в здании разместилась детская больница. И только с 1983 года – Красноярский художественный музей имени В. И. Сурикова.

Наконец, в 2017 году музею было передано еще одно здание по соседству, также объект культурного наследия, бывший дом купца Ивана Гадалова. Предполагается, что в будущем это здание совместно с особняком составит единый архитектурный ансамбль «Музейный квартал».

– Согласно проекту, там могут быть современные экспозиционно-выставочные площади, площадки для концертных, образовательных, лекционных мероприятий, – говорит Анастасия Кистова, заместитель директора по научной работе Красноярского художественного музея им. В. И. Сурикова. – В настоящее время из-за дефицита места многие из имеющихся у нас коллекций не выставляются.

В преддверии универсиады

Не так давно в художественном музее побывал Александр Усс. Вместе с руководителем музея Владимиром Лузаном врио губернатора края обсудил подготовку учреждения к Всемирным студенческим играм 2019 года.

– Мы планируем экспонировать здесь знаменитую картину, которая как нельзя лучше отражает дух универсиады, «Взятие снежного городка», – рассказал Александр Усс. – И, конечно, здесь будет проведен ремонт. Мне кажется логичным, что на этой выставке представлены работы не только Сурикова, но и мастеров красноярской школы живописи. Она у нас очень серьезная, знаменитая! Этому способствует и суриковский дух, и надежная система художественного образования – от школы до института.

«Время собирать камни»

Фамилия Гадаловых известна в Красноярске. Именно Гадаловы открыли первый кинотеатр «Патеграф» и общественную библиотеку, активно помогали детскому приюту, а в дни русско-японской и Первой мировой войн – раненым. Глава династии Петр Гадалов когда-то увлекался живописью. В музее сохранились два его этюда. Неудивительно, что он же стал председателем попечительного совета рисовальной школы. А спустя век, в 2010 году, в бывшем семейном особняке, ставшем музеем, прошла выставка работ его потомков «Время собирать камни». Были представлены картины Олега Гадалова – члена Союза художников, проживающего в Санкт-Петербурге, и его дочери Марии.

Всем, кто желает узнать больше о жизни известной династии, советуем прочесть книгу Леонида Киселева «Гадаловы».

Материалы предоставлены краевым государственным учреждением «Центр по сохранению культурного наследия Красноярского края» и службой по государственной охране объектов культурного наследия

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
25 апреля 2024
Учись у учёного
«Весенняя школа учителей химии» — совместный проект фонда «Вольное Дело» и Московского государственного университета. Ведущие химики России делятся с коллегами
Без рубрики
25 апреля 2024
«100 фактов об Астафьеве»: истории одной фотографии
В маленькой деревенской школе – настоящее событие. Из города приезжает фотограф, и не просто так. Он будет снимать самых обычных
Без рубрики
25 апреля 2024
Как пережить весну аллергику?
Апрель – это время таяния снега и появления первой зелени. Все чаще выглядывает солнце, и настроение вроде бы улучшается. Но