Сверхтяжелая поступь Красноярье возвращается к большим машиностроительным проектам

Сверхтяжелая поступь Красноярье возвращается к большим машиностроительным проектам

В середине ХХ века наш край из аграрного превратился в крупнейший промышленный регион. В названиях красноярских заводов появилось прилагательное «тяжелый» – под стать гигантским проектам, которые развивала страна. Шагающие экскаваторы, горнорудная техника, мощнейшие грузоподъемные краны… К сожалению, на рубеже столетий мы многое растеряли. Но жизнь не стоит на месте. Она развивается по объективным законам. За падением начинается рост. После длительного перерыва Красноярск восстанавливает утраченные позиции тяжелого машиностроения.

Цитата

– Именно материальное производство определяет социальное самочувствие людей, лежит в основе всего. Можно с уверенностью сказать: слухи об окончательной гибели машиностроительной отрасли в Красноярском крае явно преувеличены. Она у нас будет – более эффективная и современная, нежели прежде. И каждый из нас сможет ею гордиться.

Александр Усс, врио губернатора Красноярского края

– Здравствуйте, товарищи машиностроители! Редкие люди по нынешним временам! – поприветствовал сотрудников красноярского ОКБ «Микрон» врио губернатора Александр Усс. И ведь правда. Представителей такой профессии в крае, увы, немного. Однако увиденное на предприятии дает основание полагать: скоро все изменится. После экскурсии и совещания на заводе руководитель края признался:

– Я просто воодушевлен. И техническими предложениями, и перспективами, которые здесь открываются.

Они ничего не просят

Редкость по нынешним временам: задумав построить с нуля предприятие тяжелого машиностроения такого масштаба (первое за последние 10 лет), инициаторы проекта не стали обивать пороги чиновничьих кабинетов. Не намекали на господдержку, преференции и особые налоговые режимы. Без шума и помпы, как-то незаметно для красноярцев еще в 2011 году основали предприятие. Сказался опыт: все эти специалисты – выходцы из «Крастяжмаша». А значит, им оказалось по плечу создать свое собственное конструкторское бюро, наладить производство.

Начали с работы на арендованных площадях, параллельно заложив площадку под будущий завод. Сейчас на ней уже закончено строительство двух цехов, запущен в эксплуатацию станочный комплекс. Сверхтяжелый агрегат способен изготавливать большие зубчатые колеса, обрабатывать 12-метровые шахтные проводники. И это лишь малая часть того, на что способен «Микрон».

– Вагонетки для руды мы производим уже более трех лет, сделали более тысячи экземпляров, – рассказывает генеральный директор ОКБ «Микрон» Дмитрий Салов. – Затем рабочие колеса, генераторы, валы турбин для гидроэлектростанций края. Дробильно-размольное оборудование для горно-обогатительных комбинатов – таких как «Полюс», «Норильский никель». Также машиностроительные изделия – металлообрабатывающие станки, токарные и фрезерные. Оборудование автоматизации – перечень достаточно большой. Вся эта продукция востребована и в России, и за рубежом. Конечно, за рынок придется побороться. Аналогичные поставки проводят Китай и Украина. Но мы в своих силах уверены. Объем заказов уже достиг 400 миллионов рублей. Планируем до 2025 года вывести завод на проектную мощность и полностью вернуть все технологические возможности, которыми славился Красноярск. Наше предприятие будет обладать полным циклом: штамповка, литье, сварка.

Кстати, журналистам довелось увидеть здесь фундамент еще одного уникального сверхтяжелого станка с числовым программным управлением. Он называется «Титан» и полностью оправдывает название. Гигантский круг, похожий на турбину ГЭС, запросто может уместить на своей поверхности 200 человек. Когда «Титан» обрастет мускулами, то сможет обрабатывать детали весом до 400 тонн!

Невозможное – возможно

Сейчас на заводе трудятся 285 сотрудников. Скоро понадобятся еще 250. Токари, фрезеровщики, сварщики – для «Микрона» эти профессии престижные. Много молодежи, что тоже очень важно. На руку играет даже эстетический момент. Предприятие расположено в удивительно красивом месте, на холме с видом на Красноярск. Цеха светлые, с панорамными окнами, просторные и в то же время компактные – без гигантомании прошлых лет. Чувствуется, что здесь продумано назначение каждого квадратного метра. Как пояснил Дмитрий Салов, через полтора года, без остановки мощностей, сюда будет полностью переведено все производство. И еще – осматривая площадку, мы так и не обнаружили ни одной трубы.

– Это тот случай, когда на ум приходит известная фраза: «Невозможное – возможно», – поделился впечатлениями врио губернатора Александр Усс. – Перед нами очевидный пример возрождения машиностроительной отрасли на территории края. Предприятия, которое без какой-либо помощи государства выдает конкурентоспособный продукт – если сравнивать его и с тем, что делался в советские времена, и с современными зарубежными аналогами. В ареале Красноярска семь гидроэлектростанций. Доставка сюда оборудования весом в десятки тонн – очень дорогостоящее мероприятие. То, что эти изделия производятся здесь, в разы удешевляет логистику.

Руководитель края обратил внимание еще на одну уникальную разработку конструкторов «Микрона». Для Таймыра, Эвенкии и других северных территорий она может иметь поистине революционное значение. Речь идет о тепловетрогенерационном комплексе. Выражаясь проще – ветряке, с помощью энергии которого можно отапливать дома и целые поселки.

– Решения, которые предлагаются нашими земляками, являются более эффективными и перспективными, нежели те, что сегодня реализуются в Европе, – сказал врио губернатора. – Я уверен, не пройдет и двух лет, когда мы будем иметь такие станции. С точки зрения внешнего вида, эффективности, технической надежности они востребованы не только у нас в крае, но и за рубежом. Для Красноярья эта тема очень и очень актуальная. Завоз угля и ГСМ на севера, выработка там тепловой и электрической энергии стоят дорого. А себестоимость продукта, производимого «Микроном», может быть ниже в десятки раз. Это абсолютно реальная вещь, которую осталось подтвердить практикой.

Фото: Олег Кузьмин

 

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
19 апреля 2024
«100 фактов об Астафьеве»: В музее повести «Последний поклон» сохранились подлинные вещи бабушки писателя
Наверное, совсем немного найдется в России музеев, посвященных конкретному литературному произведению, если такие вообще есть. Но поклонникам главной книги о
Без рубрики
18 апреля 2024
Пропагандистские сказки о том, как в СССР украинский «запрещали»
Наткнулся в интернете на очередной опус одного укропропагандиста, который объяснял своим согражданам, почему они должны ненавидеть Россию и русских и
Без рубрики
18 апреля 2024
Обь-Енисейский канал – первый и единственный за Уралом
На протяжении двух столетий реки были главными «дорогами» Сибири. Первопроходцы шли через многочисленные притоки главных водных магистралей неизведанной земли, путь