Территория эксперимента В Красноярске прошел фестиваль современного театра

Территория эксперимента В Красноярске прошел фестиваль современного театра
Фото Марии Ленц

Одна неделя, 10 спектаклей, концерт, выставка, 31 событие театральной и 13 – образовательной программы, три тысячи зрителей – все это фестиваль-школа «Территория. Красноярск». На семь дней он превратил краевой центр в театральный магнит, который притянул актеров и режиссеров со всей страны.

Культурный вызов

Фестиваль-школа «Территория» проходит в Москве уже 13 лет, и каждый раз это значимое событие даже для перенасыщенной культурой столицы. Второй год подряд фестиваль гастролирует по стране – в прошлый раз золотодобывающая компания «Полюс» привозила его в Магадан, в этот раз – в Красноярск.

– «Территория. Красноярск» – полноценный фестиваль, – отметила Виктория Васильева, директор по связям с общественностью компании «Полюс». В Магадан в прошлом году пришлось привезти немного сокращенную версию. – Красноярск – очень подготовленная площадка для современного искусства. Это вызов, ведь нам нужно было заинтересовать и удивить очень подготовленную публику: сюда приезжают все самые известные московские и питерские театры, здесь очень сильная своя театральная школа.

Удивить получилось: фестиваль традиционно привез самые неожиданные форматы – спектакль-мистификацию «Музей инопланетного вторжения», спектакль – документальное исследование «До и после» и даже Достоевского, рассказанного языком современного балета.

Главное отличие красноярского фестиваля от столичной версии – в трех спектаклях – победителях конкурса «Полюс. Золотой сезон». Красноярский драматический театр, занявший первое место, представил «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» по Стоппарду, лесосибирский «Поиск» – нашумевшие «Мертвые души», иркутская «Новая драма» – «Вдох-выдох» по пьесе красноярки Юлии Тупикиной.

Еще пять театров, отмеченных жюри конкурса, получили возможность участвовать в образовательной программе, и все без исключения творческие коллективы удостоились денежных грантов. Для многих территорий это уникальная возможность соприкоснуться с современной культурой. И для всех без исключения театров – возможность познакомиться и начать работу в совместных проектах. Так, например, в этом году на фестиваль-лабораторию «Камерата плюс» в Шарыпово приехал Мирнинский театр, с которым сибиряки познакомились в Магадане.

И это тоже спектакль

– Постановщик спектакля ничего не должен автору, и это для российского зрителя очень страшно, – продюсер и критик Илья Кухаренко после показа «Кафе «Идиот» театра «Балет «Москва» модерирует обсуждение.

В холле театра Пушкина несколько десятков зрителей, такие дискуссионные площадки – норма для «Территории». Они помогают режиссерам получить обратную связь, а зрителям – продвинуться в понимании современного театра.

– Русский зритель очень литературоцентричен, слово для него – безусловная доминанта. А современный танец устроен на сопротивлении, отрицании вербальной составляющей как главной коммуникативной связи между зрителем и артистом, – продолжает Илья Кухаренко.

«Кафе «Идиот», вдохновленное романом Достоевского и поставленное знаковым современным хореографом Александром Пепеляевым, действительно оказалось самым трудным для восприятия, даже для подготовленного красноярского зрителя. Костюмы условны, декорации минималистичны, текст сведен к минимуму – роман не узнается. Да это и не нужно: по задумке автора это спектакль-эмоция, спектакль-ассоциация.

В это время в красных залах музейного центра «Площадь Мира» идет уникальный документальный спектакль мастерской Дмитрия Брусникина «До и после». Героями проекта стали подопечные благотворительного фонда «Артист» – актеры, режиссеры, костюмеры… Несколько месяцев к ним в гости приходили студенты начальных курсов, чтобы записывать истории о жизни, любви и, конечно же, театре. Эти истории, мастерски сокращенные и отредактированные, воплотили начинающие актеры, попытавшись передать манеру речи, мимику, жестикуляцию подопечных фонда. «Артист» – организация, созданная для того, чтобы поддержать актеров, живущих одиноко и нуждающихся в моральной и материальной поддержке. Потому и истории, рассказанные в спектакле, даже о забавных случаях из жизни, всегда с оттенком грусти.

Еще одна постановка, на время поселившаяся на «Площади Мира», – «Музей инопланетного вторжения»: псевдоисторические экспонаты, рассказывающие о контакте с внеземными цивилизациями в глухой сибирской деревне. На фоне таких экспериментов «Дыхание» Марата Гацалова выглядело почти классикой. Для этого сложнейшего в техническом исполнении спектакля в театре Пушкина пришлось монтировать движущуюся сцену.

Основных театральных площадок у фестиваля было две – драмтеатр и ТЮЗ, в ТЮЗе, ставшем штаб-квартирой «Территории. Красноярск», была показана долгожданная «Солнечная линия» Виктора Рыжакова.

Модель нашего мира

Образовательный блок фестиваля был расписан настолько плотно, что у «студентов» не оставалось свободной минуты: мастер-классы и лекции по сценографии, современному танцу, блоггингу, фестивалям, – каждый нашел тему по душе.

– Театр – это модель мира, – начал свою лекцию о Станиславском художественный руководитель Центра имени Мейерхольда Виктор Рыжаков. – А мы создаем модель театра, в которую можно поверить. В которой я – настоящий. Чтобы зритель пришел, и с ним что-то произошло. Вот это и есть мечта – желание изменить другого.

Но для этого, отмечает Виктор Рыжаков, нужно любить то, что ты делаешь. И любить зрителя. И этой любви во время фестиваля было с избытком.

– «Территория. Красноярск» уедет, но навсегда останется с нами, – сказала в заключительном слове и. о. министра культуры края Елена Мироненко. Закрывал фестиваль необычный концерт: звезды мировой оперной сцены в краевом театре оперы и балеты выступали под видеоинсталляции и мэппинг художницы Аси Мухиной. – «Территория» сейчас – самый прогрессивный фестиваль современного искусства в стране. Он собирает лучшие примеры того, куда движется современный театр, вырастил плеяду режиссеров, которые сейчас ставят спектакли во всех уголках нашей страны. Для региональных театров это возможность ощутить процесс культурной децентрализации, о котором так много говорят. Не может быть в культуре какого-то анклава, в котором все сосредоточено, и культурной провинции.

И фестиваль «Территория. Красноярск» еще раз доказал это.

Фестиваль «Территория. Красноярск» закончился, но приобщиться к современному искусству еще можно. До 28 октября в музейном центре «Площадь Мира» проводится уникальная выставка «Где я буду» из фондов Московского музея современного искусства: больше 170 работ 170 авторов. В рамках проекта доступны экскурсии с медиаторами программы ASK me и экскурсии на жестовом языке.

 

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
26 апреля 2024
Доброе дело
Капризная сибирская погода с неожиданным апрельским снегопадом не помешала нефтяникам «РН-Ванкор» провести в минувшие выходные субботник в детском реабилитационном центре
Без рубрики
26 апреля 2024
С заботой о людях Севера
«РН-Ванкор» стал главным партнером Дня оленевода на Таймыре – на территории, где компания «Роснефть» сегодня воплощает в жизнь свой флагманский
Без рубрики
26 апреля 2024
Счетная палата края: на селе необходимо сохранять профессиональное образование
Дефицит педагогов, старое оборудование и уменьшение количества осваиваемых профессий. Это лишь часть выводов, к которым пришли аудиторы Счетной палаты Красноярского