В березовой кадушке Не работа – отдых

В березовой кадушке Не работа – отдых

До Василия Михайловича ЕЖЕНЕКОВА сразу не достучишься – постоянно в мастерской. Ему скоро 90, но на лавочке сидеть некогда. Василий Михайлович в селе Тасеево единственный бондарь. К нему стекаются заказы на экологически чистые бочки и кадушки со всего села, района, из Красноярска. Люди наконец-то поняли: в деревянной посуде любое блюдо вкуснее выходит.

Чисто ручная работа

Бондарное дело сегодня большая редкость. Василий Михайлович, всю жизнь учивший профессии молодежь, только рукой машет: никого не осталось, разбежались все. Сам же пенсионер трудиться начал еще в годы войны. Голод так донимал, что пришлось мальчишке уйти из школы, взять в руки рубанок.

– Отца на войну забрали, мать одна работала, нас трое детей у нее было. Недоедали мы, – рассказывает свою историю Василий Еженеков. – Тогда рабочему человеку хлеба 600 граммов давали, а иждивенцу – 300. Вот полтора килограмма получишь и делишь на четверых. Я тогда в пятый класс ходил, в 14 лет решил бросить школу. В 1942 году пошел работать.

Начинал с шаек, ведра деревянные делал, потом на кадушки перешел. Науку пришлось самому постигать – никаких курсов не заканчивал. Опытные мастера подсказывали мальчишке, как вытачивать плашки и собирать их в обруч.

Работали бондари в деревне Батарейной, делали бочки под живицу, которую собирали тут же. Работа кропотливая. Станков не было, все вручную выстругивали. А для стяжки изделия придумали приспособление – поставили колесо от сенокосилки и тросом кадушку стягивали. Сила нужна и вес приличный, чтобы трос тебя за собой не утянул.

Мастер до сих пор помнит свое первое рабочее место: скамейка специальная, садишься на нее верхом и строгаешь, чтобы сделать заготовку. За смену в лучшем случае на одну бочку материала приготовишь, да и то все болит. Для упора доски бондарям приходилось собственное тело использовать.

– Упираешь в грудь и строгаешь клепку, тянешь на себя. К концу дня не только на руках мозоли, но и на сидячем месте – скамейка жесткая, а ну поелозь по ней.

Работали при керосиновой лампе. Начинали затемно – в четыре часа. Придет Василий на работу, а у других уже несколько заготовок настругано. Думает: «Завтра раньше всех приду, чтобы сделать побольше». Окно его комнаты как раз на бондарку выходило. Утром выглянет – свет не горит, дальше кемарит. А потом понял: соперники по соревнованию его хитростью взяли. Окна занавесят тряпками, керосинки и не видно. Так зарабатывали больше. Да и бочка тогда дороже стоила, потому что спросом у хозяек пользовалась. Не было ни железных, а уж тем более пластмассовых посудин. Только экологический материал использовался в хозяйстве.

До пенсии и после

В Батарейной Василий встретил свою любовь. Девчонка с братом ехала на участок живичный, так понравилась она бондарю… Да и у самого парня было чем девушку привлечь – профессия в руках нужная, прибыльная, всегда востребованная. Там и поженились. В доме Еженековых все своими руками сделано – и мебель, и посуда. А в 1955 году переехал Василий Михайлович в Тасеево – в химлесхозе работать стал по своей специальности.

– Когда на пенсию ушел – и не помню, – улыбается мастер. – Больше 20 лет отдыхаю.

Результаты его «отдыха», как говорится, налицо. В маленькой мастерской на верстаках сложены плашки для новых бочонков, уже готовые изделия, инструменты. Заказы приходят не только от односельчан, но и от красноярских ценителей экологичных материалов. А Василий Михайлович этому рад – не на печке же лежать или водку употреблять. Да он сроду не пил – не курил, вел здоровый образ жизни. Правда, шутит, почему-то зубы новые не растут.

– Мне эта работа с молодости нравится, – признается. – Отдельные деревяшки собираешь – и посудина получается. Чудеса! Да и чувствую себя нужным людям.

Мастер говорит: сейчас работать одно удовольствие – электричество есть, инструменты разные. Вот денежек подкопил, станочки купил. Есть и многофункциональный строгальный, и торцовый. С ними работа быстрее спорится. Одну бочку мастер за три дня под ключ изготавливает.

И для соленья, и для хлебопечения

У бондаря свои секреты мастерства. Досочки в бочке так плотно друг к другу подогнаны, что никакой клей не требуется – жидкость из них не вытечет. Василий заготовки полукруглыми делает – фрезой середину выбирает – для изгиба. А потом по обручу собирает. И тут сноровка требуется, чтобы кадушка юбкой не пошла. Еженеков до сих пор помнит свою первую посудину: верх в обруч собрал, а внизу плашки разошлись – что хвост распушились. Таких ошибок он уже не делает, понимает: надо с головой работать, правила соблюдать.

– Самый лучший материал для кадушек – кедр, – считает бондарь. – В такой и капусту солить хорошо, и молоко держать можно. Дерево продукту свой вкус добавляет. Можно и из сосны делать, но больно она смолой пахнет. Приходится вымачивать ее с разными травами.

В арсенале Василия Еженекова кадки, бочки, ведра, ушаты, шайки. В деревне изделия эти незаменимы. Хоть и привыкли хозяйки в последнее время пользоваться пластиковой посудой, она ни в какое сравнение с деревянной не идет. Мастер с удовлетворением отмечает: стал понимать народ прелесть кедровых изделий. Ведь они – и для соленья, и для храненья, и для хлебопеченья…

Секреты старых мастеров

Это в рассказах мастеров изготовление бондарной посуды кажется делом простым и легким. На самом деле надо пуд соли съесть, чтобы руки делали эту работу как следует.

Процесс изготовления бочки начинается со строгания досок, придания им необходимого вида и формы. В результате получаем клепки (небольшие дощечки прямоугольной формы с ярко выраженной фактурой). Кстати, делают их из различной древесины, какой – зависит от назначения изделия. Из клепок и собирается бочка, кадка или ушат. Планки плотно состыковываются друг с другом при помощи металлических обручей. Для самых качественных бочек, которые имеют долгий срок службы, клепки в течение нескольких месяцев тщательно высушиваются под навесом на открытом воздухе. А затем их отправляют в парилку. Здесь они прогреваются и увлажняются. В результате древесина становится более гибкой и не ломается, когда ей придают форму.

Дальше в игру вступают обручи. Вначале они крепятся с одной стороны, немного стягивая изделие. Такая заготовка носит очень романтичное название – «роза». Дощечки тщательно состыковываются между собой, и бочке придается нужная форма, вставляется дно и крышка (если она предполагается).

Это только подготовительный этап изготовления бочки. Если изделие из дуба, его обжигают на открытом огне 30–50 минут. Для этого в бондарне разводят специальные костры, на которые сверху надевается корпус бочки без верха и дна. Обжиг имеет большое значение для качества бочонка. Специалисты уверяют: степень обжига посудины сильно влияет на вкус, например, коньяка или вина, которые будут в ней храниться.

Хорошая деревянная бочка должна быть идеально герметичной. Для того чтобы швы не пропускали жидкость, в местах соединения с донышком современные мастера (как и много веков назад) используют обычное тесто. Мука и вода разводятся в определенной пропорции, этим тестом и промазываются швы. Отверстия в днище заделываются сухими листьями камыша. После этого бочки выходят на завершающую стадию производства. На специальном станке обтачивается внутренняя поверхность посуды. Бондарь снимает временные обручи, закрепляет постоянные и устанавливает крышки. Готовая деревянная бочка шлифуется, полируется и обрабатывается специальными составами (если это нужно), а затем проходит обязательную процедуру проверки герметичности. В кадушку заливают жидкость и трясут ее что есть мочи. Если после такого теста посудина не дала течь, она полностью готова.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
6 мая 2024
Нить, которую нельзя разорвать
Сегодня и участники спецоперации, и молодежь из патриотических клубов говорят: для них важна история Великой Отечественной войны, память о предках
Без рубрики
5 мая 2024
Деды победили, и мы победим!
Сегодня все чаще из уст российских политиков разного ранга, высокопоставленных военных, участников СВО можно услышать слова о том, что между
Без рубрики
4 мая 2024
«100 фактов об Астафьеве»: путеводной звездой для писателя стало письмо от дочери его героя
Письмо, полученное от дочери героя своего первого рассказа, Астафьев называл «путеводной звездой в работе». Самое первое свое произведение «Гражданский человек»