Здесь учат мастерству и вдохновению Красноярский государственный университет имени В.П. Астафьева празднует 85-летие

Здесь учат мастерству и вдохновению Красноярский государственный университет имени В.П. Астафьева празднует 85-летие

Започти вековую историюиз стен старейшего вуза региона вышли более 81 тысячи специалистов. Сегодня университет является площадкой для реализации самых передовых образовательных программ – учебное заведение меняется, отвечая на запросы времени.

Страницы истории

Первое название КГПУ – Красноярский педагогический институт. Основан в 1932 году. Это было время, когда страна Советов боролась с безграмотностью. В кратчайшие сроки требовалось научить людей читать, писать и считать. Существовавший тогда в Красноярске педагогический техникум, основанный на базе учительской семинарии, не справлялся с задачей. Учителей катастрофически не хватало. В первый же год на социально-экономическое, математическое, химическое,отделение народов Севера набрали 118 студентов и 50 слушателей рабочего факультета. В первый год требования к абитуриентам были невысокими. На рабфак, к примеру, принимали всех, кто владел грамотой.

Студенты жили в очень стесненных условиях – вместо кроватей в общежитии деревянные нары, 12 человек в одной комнате. Питание самое простое – утром и вечером выдавали чай с хлебом, а в обед – жидкий суп.

Постепенно вуз рос – появлялись новые факультеты, направления, количество студентов увеличивалось. К началу Великой Отечественной войны учебное заведение являлось одним из самых передовых в Сибири. Именно здесь формировалась новая интеллигенция края.

Сегодня университет ведет подготовку по 96 программам бакалавриата, 89 – магистратуры, 42 – интернатуры и 38 программам дополнительного образования. Здесь одновременно обучается более 3,5 тысяч студентов, каждый год выпуск составляет около двух тысяч человек.

При этом стабильно высоким остается качество набора – так, средний балл поступивших по ЕГЭ с 2013 года составляет 67–68 баллов – выше только в медуниверситете. При этом 60% абитуриентов в этом году имели более 240 баллов. Выпускников ценят во всем крае – 80% всех действующих педагогов учились в КГПУ.

В ногу со временем

Педагог XXI века уже не является просто транслятором знаний, он должен уметь проектировать вместе с учениками новую образовательную среду, способствовать генерации новых идей, вызывать у ребят интерес к новому, самостоятельному изучению предмета, считает ректор вуза Валерий Ковалевский.

За последние четыре года модель обучения в КГПУ совершенно изменилась – будущих студентов вуз ведет со школы. В Красноярске ребята выпускных классов могут заниматься в педагогическом лицее. Здесь их учат азам педагогической профессии: как составить план урока, как сделать подачу материала более интересной. Поэтому большая часть поступающих выбирает профессию осознанно.

Учебные будни максимально насыщены практическими занятиями в школах, детсадах. Так что студент не испытывает никакого шока, оказавшись перед учениками. Сначала практиканты помогают действующим учителям вести уроки, а затем и сами преподают. На последнем курсе внедрена педагогическая интернатура по типу медицинской. Здесь оценки выставляются уже за реальный труд в классе. Профпригодность определяют практикующие учителя.

По словам ректора университета Валерия Ковалевского, такой подход дает свои плоды – около 75% выпускников КГПУ устраиваются работать по специальности. А ведь всего несколько лет назад работу педагога выбирала лишь треть выпускников.

В вузе активно занимаются научно-исследовательской и внедренческой работой. Сформирован целый ряд научных школ, которые пользуются признанием в России и за рубежом. Налажено сотрудничество с зарубежными вузами – на стажировки и практики направляются студенты, преподаватели и аспиранты. В Красноярск едут учиться студенты из-за рубежа. В прошлом году КГПУ стал единственным в России учебным заведением, вошедшим в Азиатско-Тихоокеанскую организацию сотрудничества университетов. Кроме того, активно внедряются программы профессионального дополнительного образования, чтобы повысить уровень действующего педагогического состава.

Имена в истории

Выдающийся физик Леонид Киренский, олимпийские чемпионы – борцы Иван Ярыгин и Бувайсар Сайтиев, легенда российского спорта тренер Дмитрий Миндиашвили, биофизик Иван Терсков, известный общественник, писатель Елена Крутовская. Вот лишь немногие имена знаменитых жителей края, которые учились или работали в Красноярском государственном педагогическом университете.

Киренский именно здесь организовал магнитную лабораторию. Во время войны на ее базе занимались прикладными исследованиями – за короткий период создали и внедрили в производство несколько видов приборов контроля качества брони и стали. После окончания Великой Отечественной лаборатория выросла в научно-исследовательский центр, изучающий магнетизм и биофизику.

Каждое имя выдающегося выпускника или работника университета – это целая история, по которой можно писать книгу.

Нынешние студенты не отстают от своих предшественников – около 20% выпускников КГПУ каждый год добровольно проходят федеральный интернет-экзамен бакалавров, икрасноярцы стабильно получают на 10% больше призовых сертификатов, чем представители других вузов страны. Кстати, в этом году четверо наших земляков показали лучшие результаты в России.

Валерий КОВАЛЕВСКИЙ,

ректор Красноярского государственного педагогического университета:

– Задачу в подготовке специалистов определяют работодатели, которые, по сути, выступают заказчиками. Ранее образовательный стандарт вуза отличался от профессионального. Сейчас мы пытаемся максимально соотнести их друг с другом. На протяжении двух лет университет является участником федерального проекта модернизации педагогического образования, рассчитанного на два этапа. В рамках первого были модернизированыпрограммы прикладного бакалавриата и профессиональной магистратуры. Они стали модульными с опорой на карту ключевых компетенций, согласованную с работодателями края. В их числе умение разрабатывать индивидуальные образовательные маршруты, проектировать образовательную среду для формирования метапредметных результатов, использовать возможности спортивной, творческой, исследовательской деятельности для воспитания. Второй этап связан с модернизацией программ магистратуры и аспирантуры для подготовки педагогов-исследователей и руководителей образовательных организаций.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
25 апреля 2024
Как пережить весну аллергику?
Апрель – это время таяния снега и появления первой зелени. Все чаще выглядывает солнце, и настроение вроде бы улучшается. Но
Без рубрики
25 апреля 2024
Почему важно сохранять уникальные объекты и беречь памятники прошлого?
Буквально за последние несколько лет мы стали свидетелями беспрецедентных по масштабу работ по реставрации – вначале в Енисейске, а потом
Без рубрики
24 апреля 2024
«Последний поклон» в графике
Выставка «Миг и вечность. Сто иллюстраций к 100-летию Астафьева» открылась в Красноярске в залах регионального отделения Урала, Сибири и Дальнего Востока