Фронтир арт-цивилизаций

Фронтир арт-цивилизаций
Фронтир арт-цивилизаций

Четырнадцатый раз город накрыла волна авангарда — 23 августа стартовал международный Канский видеофестиваль-2015.

С нами Чапаев

Несколько дней горожане замечали замысловатые на вид афиши, означающие одно — близок конец августа, и традиционно в последнюю его неделю проходит слёт любителей альтернативного видео. Афишу четырнадцатого года занял Чапаев — фестиваль завершится музыкально-кинематографическим перформансом «Живая музыка. Онемевшее кино. Чапаев». 

Сейчас фестиваль включает в себя три направления: видео-искусство, архитектура, литература. В связи с этим предполагается некая матрёшка: фесты в фесте. Однако организаторы заверили, что постарались составить программу так, чтобы не было наслоения мероприятий. Границы феста в этом году всё же не расширились. Хотя организаторы давно лелеют надежду, что их детище получит для своего разгула целый месяц. Но не в этот раз — всему, как всегда, виной кризис. Вот и отменили бесплатные автобусы, которые довозили красноярцев прямо к дверям городского Дома культуры, где проходят основные конкурсные показы.

Традиционно фестиваль будет отмечен и фотовыставками. Так, в ГДК уже появилась выставка московского фотографа Александра Андриевича «Наука рушить». Серию 15-ти столичных работ артист и фотограф, который, к слову, не смог приехать на фестиваль, сделал специально для Канска. Она показывает взаимодействие старого и нового в облике города. И в этом автор находил свою красоту. К примеру, столб, обтянутый ржавой порванной сеткой, на фоне нового прекрасного строения. Фотографии, сделанные в историческом центре и новых районах столицы, призваны показать, что изменения, которые происходят в городе — они очень красивые, и все к лучшему.

Новому — клеточка

Отправной точкой фестиваля стало открытие выставки «Остров неподдельного счастья» в выставочном зале. Она была представлена шестью проектами, в которых участники демонстрировали свои концепции развития острова между набережной ВЭС и Предмостной площадью.

В течение всего фестиваля жителям города предлагается проголосовать за понравившийся, и именно его впоследствии реализуют. Конечно, нельзя воспринимать все проекты буквально. Это — лишь основные идеи того, в каком направлении авторы предлагают развитие острова. Среди предложений встречаются бассейны, кинотеатр под открытым небом, место для прогулок, фотографирования свадебных пар, площадки для скейтинга.

В некоторых проектах преду-смотрены кольцевое движение по острову, пристани, небольшие пляжи. Кто-то ограничился обычным благоустройством: фонтаны, лавочки, беседки. Не все авторы, как видно, учитывали, что многие задумки нереальны для наших условий. К примеру, новые конструкции может смыть весенним паводком.

Отдельно в зале представили выставку-презентацию спецконкурса — это предложение по благоустройству участка за Канским драматическим театром. Уже придумана концепция пространства: оно устроено по принципу игры «Морской бой». Всю территорию поделили на клеточки, каждой из которых будет отдан отдельный год. В нынешнем году одну уже выбрали — на ней появится детская площадка. К проекту планируют привлечь канских предпринимателей.

Завершилась встреча лекцией шведского архитектора Яна Алеби «Социальный аспект в архитектуре и градостроительстве Швеции». От главного архитектора города Гётеборга посетители узнали о принципах благоустройства в его городе, которые, однако, можно применить и в Канске.

Исследуя вселенные кино

Тема нынешнего фестиваля — фронтир, понятие, возникшее при освоении европейцами Дикого Запада, предполагающее умирание одной цивилизации, появление другой. Так как в 2015 году Канск стал культурной столицей Красноярья, за этот год неоднократно вспоминали братьев Стругацких — город гордится, что с ним ассоциируется эта знаменитая фамилия. Вот и на видеофестивале заговорили о них: конечно, раз дело коснулось исследования вселенского фронтира. А кто, как не Стругацкие, затрагивали тему других миров. По мотивам творчества знаменитых фантастов показали полнометражный фильм «Одноразовая вечность», снятый студентами первого «Сибирского видеокампуса» в 2011 году. С экрана смотрели актёры Канского драматического театра. В зале послышались шепотки — стали угадываться знакомые места нашего города: фильм был снят в Канске. Главная его мысль — город превратился в зону. В подтверждение — мелькающие кадры развалин домов, ржавых гаражей, построек, которым десятки лет, тянувшиеся ряды бетонных стен. Да, такие картины, создающие впечатление, что город мёртв, в Канске, к сожалению, есть.

После просмотра фильма выступил немецкий коллектив с 40-летней историей «Filmgruppe Chaos». Легендарные медиахудожники с 16-миллиметровыми проекторами провели сеанс синема-диджеинга под живое выступление московского дуэта «Der Finger» — инструменталисты Антон Ефимов и Евгениия Сивкова представили коллективную импровизацию.

В составе жюри приехал Пим Звиер, чью картину «Все, что может пригодиться» признали лучшей на прошлом фестивале. И вот дожидающийся год пальмовый секатор на официальном открытии оказался в его руках. Вместе с остальными членами жюри голландского режиссера ожидает просмотр 24 фильмов-конкурсантов, автор одного из которых уже через неделю узнает, что на его полке тоже, как и Звиеру, нужно освобождать место для заветной своеобразной статуэтки.


Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

18 апреля 2024
Красноярский органный зал попал в готический топ
Органный зал в Красноярске включили в топ-30 готических объектов страны. Здание было построено в 1911 году для красноярской католической общины, рассказали
17 апреля 2024
В Красноярском крае выделят 50 млн рублей на новую оперу по произведениям Виктора Астафьева
В ходе работы комитета по образованию и культуре Законодательного собрания края депутаты рассмотрели корректировку регионального бюджета. Финансирование отраслей культуры и
17 апреля 2024
Красноярские рестораны вошли в топ-10 ресторанов России по версии WHERETOEAT
Сразу несколько красноярских ресторанов вошли в сотню лучших заведений России по версии Всероссийской ресторанной премии WHERETOEAT Russia — 2024. Церемония