И мастер производственного обучения, и учитель труда

И мастер производственного обучения, и учитель труда
И мастер производственного обучения, и учитель труда

Еще в юности перед каждым человеком встает выбор: кем стать, какой путь выбрать, чтобы в будущем, глядя на прожитую жизнь, не было сомнений, а правильно ли поступил? Конечно, есть такие, кто мечется по жизни, стараясь найти себя и пробуя разные профессии. Именно этим попрыгунчикам можно поставить в пример жизнь замечательного педагога Нины Нефедовны Томилиной, которая сорок пять лет своей жизни посвятила детям.

Спортсменка, красавица

В те далекие времена у Нины была возможность поступить по комсомольской путевке в педагогический институт на факультет иностранных языков, но струсила, хотя по путевке тогда были привилегии. Она поступала в химический институт, но не прошла по конкурсу. И тогда отец повез ее, как говорится, по весям, и дошли они, наконец, до Ачинского индустриально-педагогического техникума. Раз старший брат учился в Ачинске, то Нина будет под присмотром. Техникум готовил для страны техников-механиков, мастеров производственного обучения с правом преподавания. Было Нине в ту пору 17 лет.

На переговоры с директором отправился папа. Узнав, сколько лет дочери, директор засомневался, что трудно будет, не справиться, где ж это видано, чтобы девчушка пошла в мужскую профессию, но все-таки согласился посмотреть претендентку в абитуриенты. А Нина спортсменкой была, в волейбол играла, на лыжах ходила. Директор посмотрел документы, какие экзамены сданы и вынес свой вердикт: «Такую красавицу мы возьмем». Нине пришлось дополнительно сдать экзамен по математике, и она стала учиться в техникуме.

Училась хорошо, и перед новым годом ей предложили перейти на второй курс. Нина посоветовалась с отцом, с мамой, потому что родители слово имели веское. Решили, что перевода не будет. И учеба пошла своим чередом. Фотография Нины всегда висела на доске почета, хотя профиль был технический, ей помогало то, что в школе ходила на курсы производственного обучения, училась на шофера.

Жизнь закрутилась. В конце третьего курса замуж вышла за однокурсника Николая, а на четвертом курсе родилась дочь. Вместе окончили техникум, защитили дипломы.

После техникума супругов направили по распределению в Уяр. В Уярском СПТУ работали мастерами. Нина Нефедовна преподавала вождение на тракторах. Потом приехали в село Партизанское, Нину Нефедовну послали с повышением – заведующим Партизанским филиалом. И здесь она уже начала преподавать спецдисциплины. Это тракторы, тракторы-автомобили, комбайны, правила дорожного движения. Учила тех мужиков, кто был на переподготовке, повышал классность.

Пятнадцать лет Нина Нефедовна отработала в училище. За это время много было подготовлено и комбайнеров, и трактористов. Здесь, в Партизанском, дочь Света пошла в школу в 1974 году, потом — сын Саша. На протяжении многих лет Нина Нефедовна входила в состав родительского комитета. Больше десяти лет была его председателем. В школе ее хорошо знали и уважали, поэтому звали работать к себе, но что-то ее держало. Но, в конце концов, годы работы в мужском коллективе дали о себе знать: одна женщина в училище, вокруг одни мужчины. Вот это ощущение того, что не общалась ни с кем из женщин, дало какую-то неудовлетворенность, и после пятнадцати лет работы в училище она в 1985 году ушла в школу.

Вкусные и полезные уроки

В школе Нина Нефедовна преподавала уроки труда у девочек. Это было не трудно, потому что еще в юношеские времена она ходила на курсы кройки и шитья, сама шила с детства.

Главным для нее было научить девочек, как вести домашнее хозяйство. Еще она вела курс «Основы выбора профессии». Определение жизненного пути ребенка – в этом была ее помощь. С девочками, да потом и с мальчиками, Нина Нефедовна проводила профессиональное тестирование, которое сейчас выдают за новшество. Проводили экскурсии, приглашали специалистов, которые рассказывали о профессии.

Нина Нефедовна старалась всегда привить любовь к дому, к семье, всегда подчеркивала: вам нравится, как живут ваши родители, чувствуют себя самодостаточными людьми, постарайтесь достичь в жизни такого же уровня и еще их перешагнуть.

До прихода Нины Нефедовны в школу учителя труда никогда не были классными руководителями, но ей сразу предложили класс, самый трудный, от которого все отказывались. Класс был очень большой, около сорока ребятишек, и из них много было неблагополучных. Она их взяла, и ребятишки выправились, хороший класс получился, хорошие, добрые люди выросли.

У Нины Нефедовны никогда не возникало мысли уйти из школы. С детьми, с родителями всегда был полный контакт. Ей, порой, труднее было дома, в семье – могла от обид заплакать, зареветь и страдать, а в школе она была кремень.

Как говорит Нина Нефедовна, на работу всегда шла с большим желанием. Было и по шесть, и по восемь уроков. Она была очень благодарна руководству того училища, где начинала работать. Там ее научили, что такое урок, как себя преподносить, как учеников воспринимать, и т.д. Она представитель того поколения, для которого работа в жизни – самое главное. Хотя дети маленькие были, все успевала делать, и находила время для того, чтобы провести свободное время весело в компании людей, с которыми давно дружила.

Самый первый свой урок Нина Нефедовна как-то не запомнила. Единственное, что осталось в памяти, небольшое волнение. Но это было очень давно. В училище она могла остаться на три группы одна, но все проходило ладно: в один класс зайдешь – дашь задание, второй проверишь, третий. Она могла все координировать. А в школе с девчонками было интересно. Если готовили, то готовили, что хотели девочки, но в рамках программы. Нина Нефедовна иногда предлагала сама, иногда говорила: «Сегодня мы готовим по кухне Ивановых, на следующей неделе мы готовим, как семья Петровых питается». Нина Нефедовна предлагала блюда необычные. И девочки всегда с желанием шли на уроки, потому что было интересно. Девочки угощали мальчишек, делили между всеми, а оставшееся забирали домой. Вкусные уроки – так ученики их называли.

Уроки шитья обычно нравится не всем детям. Как отмечает Нина Нефедовна, сегодняшние дети сильно отличаются от тех, которых она учила, когда только пришла в школу. Очень отличаются. Они избалованы тем, что имеют почти все из вещей, и все доступно. Но Нина Нефедовна всегда старалась детям привить нотку бережливости, экономии, поэтому сама переделывала старые вещи, преображала их, например, в детские. В ее классе проводилась выставка «Старые вещи превратим в новые». На ней были разные переделки. Нина Нефедовна тогда шила много платьецев внучке Танюшке. Присутствовали на стенде, конечно, и изделия самих детей. Кто юбочку сошьет, кто панамку, кто халат. Девочки – это будущие мамы, поэтому Нина Нефедовна старалась научить шить вещи ребенку.

И вышивкой занимались, изготавливали игрушки, вещи для домашнего обихода, то есть все то, что может пригодиться в хозяйстве. Нина Нефедовна никогда не обременяла девочек. Но и не шла на поводу у них, а старалась сделать так, чтобы ребенок с желанием делал свои вещи.

Целая жизнь

45 лет для школы — целая жизнь, а прошло, кажется, все в один миг. В семейной жизни были трудности, через что-то приходилось перешагивать, как-то себя ломать, подстраиваться. А вот в работе, считает Нина Нефедовна, она счастливый человек, потому что испытывала постоянное удовлетворение, не терзала себя муками, что не то сказала ребенку, грубо поступила, старалась понять, найти общий язык, поэтому даже в трудных классах, которые у нее были, создавались такие коллективы, которым можно было все доверить, налаживались взаимоотношения с детьми быстро, не надо было переламывать и ребенка, и себя. Где-то шуткой убеждала, где-то строгим взглядом.

Все яркие, запоминающиеся моменты связаны опять же с ребятишками, с ее классами, где она была классным руководителем.

— И только когда проходит много лет, возникают ощущения: была ли я счастлива тогда или счастлива сейчас? Были моменты с первым выпуском, трудности со вторым, в третьем были одни девочки. Дети были активными, живыми, и каждый хотел быть лидером. И это лидерство иногда захлестывало, и ребятишки не могли сосуществовать в мире и дружбе.

После школьных вечеров шли провожать сначала меня, а потом каждую девчонку. У них эта дружба, наверное, до сих пор сохранилась. Когда они с заботой и вниманием относились друг к другу, для меня не было большего счастья, я испытывала такую нежность к ним. Доброе отношение к родителям, к учителям и друг к другу – я считала это самым главным.

До 2008 года Нина Нефедовна работала учителем. А потом в связи с тем, что учебная нагрузка стала маленькая, и после операции часто стало подводить здоровье, она перешла в интернат где и работает теперь старшим воспитателем.


Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме