С юбилеем, село Партизанское!

С юбилеем, село Партизанское!
С юбилеем, село Партизанское!

Село Партизанское было основано в 1825 году под названием деревня Ной. С 1847 года деревня была переименована в д. Перово по фамилии первых переселенцев. До 60-х годов XIX века на территории Партизанского района находилось только четыре небольших поселения: село Перово, деревня Нойское, деревня Верхне — Рыбинская (ныне с. Стойба) и Угумаков Улус. К 1859 году в этих деревнях насчитывалось 1219 душ обоего пола. И это за 34 года, начиная с основания с. Перовского.

От деревни до села

Почему так медленно осваивались свободные земли? Следует отметить, что переселение — не простое дело, особенно в то время, когда не было дорог, а до прокладки железнодорожной магистрали было еще очень далеко. Ехали в Сибирь те, у кого дела складывались хуже некуда. Сюда ехали, шли на поселения и по принуждению.

После 90-х годов этого же века поток переселенцев усилился. Преследуемые нуждой, бесправием и произволом царизма, крестьяне десятками тысяч направлялись в необжитые места. В книге "Краткое описание приходов Енисейской Епархии", изданной в 1916 году Енисейским Церковно — Историко — Археологическим обществом, сказано, что "…приход открыт в 1857 году 18 августа, будучи выделен из Рыбинского прихода. Село Перовское расположено в местности возвышенной, лесистой, здоровой, между речками Рыбной и Ноем. Перовское находится в 180 верстах от Красноярска, в 144 верстах от Канска, в 35 верстах от станции железной дороги; почтовое отделение, волостное правление и врачебный пункт имеются в самом селе. Деревни: Нойская, Верхне -Рыбинская и Иннокентьевская в 10 верстах за рекою. Церковь одна, деревянная, с одним престолом во имя святителя Иннокентия Иркутского чудотворца. Летопись ведется с 1862 года. Часовни есть во всех трех деревнях. Церковная школа есть в селе с 26 мальчиками и 10 девочками. Министерские школы — Нойская с 24 мальчиками и 8 девочками, Верхне -Рыбинская с 24 мальчиками и 14 девочками и Иннокентьевская с 40 мальчиками и 10 девочками. При церкви есть приходское попечительство. Штатный притч состоит из священника и псаломщика с жалованием: 300 рублей священнику и 100 рублей псаломщику. Руга прихожанами не выдается, хотя и положена: священнику 240 пудов и псаломщику 84 пуда. Кружечных доходов за 1915 год получено 1256 рублей 8 копеек. Причтовые дома есть, но ветхие и холодны. Земля есть. Из нее сенокосной 35 десятин. Население 2022 мужчин и 1996 женщин. Население состоит из сибиряков, ссыльных и переселенцев из Тамбовской губернии. Занимаются прихожане земледелием."

С постройкой церкви в 1857 году д. Перово стала именоваться селом. А 18 августа этого же года было всенародно возвещено об открытии построенной церкви. Это был настоящий христианский праздник. Звонили церковные колокола, приглашая прихожан воздать Богу Богово. Первым священником церкви святителя и чудотворца Иннокентия Иркутского стал Павел Шангин. Помогал ему пономарь Василий Шангин, брат священника.

Перовский приход прекратил свое существование в 1927 году. А в 30-е годы двадцатого века была разрушена и церковь в с.Перово. Из вышеупомянутой книги следует, что церковь обслуживала верующих из деревень Нойской, Верхне — Рыбинской и Иннокентьевки.

В 1827 году в деревне была первая свадьба: "16 января венчан первым браком деревни Нойской Мартемьян Андреев Перов той же волости деревни Чуриновой крестьянина Егора Митрофанова Красновского дочери его девицей Дарьей." Мартемьян — младший брат Ивана Перова. Поселенцы деревни Ной имели связи с другими поселениями. В Рыбинском районе Красноярского края до сих пор сохранилось село Чуриново.

В 1858 году в с. Перово было всего 15 дворов. Проживало в нем 187 человек. И каждый двор состоял из многочисленного семейства. Первым в переписном листе стоит фамилия Ивана Андреева Перова. В общей сложности семья Перова состояла из 17 душ мужского и 18 душ женского пола. У Кирилла Иванова Потылицина в семье насчитывалось 24 человека. В семье Степана Михайлова Саломатова — 42. Прошло 190 лет со дня образования села, а в нем по-прежнему проживают и Саломатовы, и Потылицины.

В XIX веке с. Перово входило в Рыбинскую волость. В 1901 году с образованием Перовской волости оно стало волостным центром. С 1905 года в волости и в Перово появляются политические ссыльные. Здесь родился и жил Петр Поликарпович Петров (1892 — 1941) — видный политический деятель, известный писатель. Его именем названа одна из улиц с. Партизанского. На доме по ул. Комсомольской установлена мемориальная доска в память писателя.

Стали партизанцами

В 1914 году в селе было создано потребительское общество. В 1916 году здесь уже имелись почтовое отделение, врачебный пункт, церковная школа, в которой обучалось 26 мальчиков и 10 девочек. В ноябре 1917 года в волости установилась советская власть, но в мае — июне, как и повсеместно в крае, она пала. Власть в Сибири захватили колчаковцы и белочехи. Появились они и в Перовской волости. Народ изнывал под властью колчаковских правителей, нарастало возмущение. Мужики и молодые парни отказывались от мобилизации в колчаковскую армию и уходили в тайгу.

В "Очерках истории Красноярской партийной организации" описываются события гражданской войны в районе: "В селе Перовском подпольной крестьянской организацией во главе с большевиками было поднято вооруженное восстание. Большевики: А.Я. Дзеканский, Татьяна Перова, М.В. Александров, В.Крупицкий и формально беспартийные, но полностью разделявшие взгляды большевиков А.Т. Иванов, К.М. Логинов, Г.Н. Попов, П.П. Петров, С.В. Васильченко, Василий Саломатов и другие входили в состав этой организации. Сформировав повстанческий отряд. 14 декабря 1918 года организация захватила власть в волости".

На следующий день открылся в селе съезд восставших крестьян. На съезд приехал А.Д. Кравченко с группой партизан в 30 человек. Съезд объявил открытую вооруженную борьбу против интервентов и Колчака, решил приступить к немедленной организации отряда непосредственно из участников съезда. Был создан партизанский отряд во главе с Петром Поликарповичем Петровым. Перовские повстанцы вошли в партизанскую армию под командованием Кравченко и Щетинкина.

В начале 1920 года Перовская волость была освобождена Красной армией. В тот год в Перово числилось 159 дворов с 888 жителями. Несмотря на тяжелое время, количество дворов, по сравнению с 1911 годом, увеличилось на 44, а количество жителей — на 297 человек. На всех жителей приходилось 384 лошади, 304 коровы, 245 свиней, 1677 голов птицы. Посевы ржи составляли 233 десятины, пшеницы — 264, ячменя — 23, овса — 185 десятин. В селе насчитывалось 111 ульев на 5 пасеках. Слишком слабо выглядела "механическая" оснащенность хозяйств. Имелось всего 3 сабана и 117 однолемешных плугов (меньше, чем по единице на двор), 170 борон, 6 косилок, 9 конных граблей, 200 косолитовок, 196 серпов, 6 конных молотилок, 12 веялок, 79 телег, 72 топора, 50 железных лопат, 43 поперечных пилы.

В 1920 году уделялось большое внимание культурно — просветительским кружкам. Они считались важной формой воспитания людей. Такой кружок при Перовском народном доме насчитывал 33 человека. Среди них числились те, кто "играл первую скрипку" в делах Перовской волости. Это: Лев Зубарев, Кузьма Логинов, Гавриил Попов, Анна Попова, Глафира Саломатова, Василий Саломатов, Андрей Терещенко и другие.

В сентябре 1920 года в с. Перово была создана партийная ячейка. В 1922 году возникла первая коммуна.

С 1923 года по новому административному делению волости стали преобразовываться в более крупные единицы — районы. Постановлением Сибревкома от 19 марта 1924 года произведено укрупнение Перовской и Вершино — Рыбинской волостей. Из них в Красноярском уезде образован Перовский район. Теперь в районе насчитывалось 2773 хозяйства, а население составило 16191 человек. В марте 1924 года село Перово становится районным центром.

21 февраля 1926 года на V перовском районном съезде Советов было принято постановление о переименовании Перовского района в Партизанский, в знак признания заслуг района в партизанском движении, в борьбе с колчаковцами. Постановление съезда утверждено ВЦИК 26 сентября 1927 года. Этой датой село Перово было переименовано в село Партизанское.

Суровые годы войны

Приближались годы коллективизации. Первые попытки организации коллективных хозяйств относятся к 1927 году. В 1928 году в селе Партизанском состоялась сельскохозяйственная выставка, на которой показывались лучшие породы скота. И в первую очередь — высокопродуктивные коровы. Начиналась новая нелегкая мирная жизнь. Только эта мирная жизнь длилась недолго. Грянул 1941 год. Началась Великая Отечественная война. Вместе с ней наступили трудности военного времени. На фронт из села уходили мужчины один за одним… Хозяйственные дела легли на плечи инвалидов, стариков, женщин и детей. Они пахали землю, сеяли, собирали урожай, производили молоко и мясо, заготавливали лес.

Им, не вернувшимся с войны землякам, в селе установлен памятник, который был торжественно открыт 9 мая 1985 года в день празднования 40-летия Победы в Великой Отечественной войне с немецко-фашистскими захватчиками. Вечная память тем партизанцам, кто остался на полях сражений и тем, кто выстоял в этой страшной войне и вернулся к родному дому. Многие участники войны награждены орденами и медалями за боевые подвиги. А двое уроженцев Партизанского района — Эндель Карлович Пусеп и Михаил Иванович Волков — удостоены высшей награды Родины — звания Героя Советского Союза. Именем Михаила Ивановича Волкова названа одна из улиц районного центра. На одном из домов в честь 70-летия Победы здесь установлен мемориальный знак памяти героя.

Гордится районный центр и еще одним памятником, установленным на въезде в село. Это памятник автомобилю — труженику ГАЗ 2 — АА, который в годы войны вывозил раненых из-под огня, перевозил грузы для снабжения действующей армии и фронтов, вывозил детей из блокадного Ленинграда, восстанавливал разрушенное войной народное хозяйство. Несколько таких автомобилей было и в нашем районе. Именно они были большим подспорьем для наших послевоенных тружеников.

Путь к храму

Очень значимое событие произошло на партизанской земле в 2006 году. Здесь началось строительство новой церкви, которой возвращено ее историческое название "Приход храма святителя и чудотворца Иннокентия Иркутского."

Путь к новому храму был долгим. С 1995 года верующие села Партизанского начали ходатайствовать перед главой района Валерием Мациенко и главой Партизанского сельсовета Петром Виршиевым о строительстве храма. 16 февраля 2003 года учредители собрания местной православной религиозной организации приняли решение о создании местной православной религиозной организации прихода храма святителя и чудотворца Иннокентия Иркутского, утвердили ее Устав. Здесь же был избран председатель приходского совета — иерей Николай Викторович Ши — кэ — мин. Заместителем председателя избран Виктор Карлович Якоби, бухгалтером-ревизором — Ирина Калистратовна Мягких. В состав ревизионной комиссии вошли: Мария Федосеевна Русяева, Нина Владимировна Сергеева и Эмма Викторовна Суханова.

2 июня 2005 года глава района Александр Земурбейс получил резолюцию его преосвященства, высокопреосвященнейшего Антония, Архиепископа Красноярского и Енисейского, на своем письме по поводу строительства храма на территории села Партизанского: "Благодарю за содействие и да благословит Бог строителей храма во благо нашего возрождения духовного, без которого не устоит Россия".

15 октября 2005 года в селе Партизанском произошло историческое событие — был совершен чин освещения места под строительство храма и заложен первый камень будущего храма (мраморная плита с гравировкой "Возродится Русь Святая"). Настоятелем храма в то время был назначен священноиерей Димитрий Сергеевич Харцыз.

Основную спонсорскую помощь в строительстве храма оказал благотворительный фонд депутата Государственной Думы Российской Федерации Игоря Исакова.

10 июля 2006 года начался первый этап строительных работ по возведению православного храма. Под руководством Ширака Манукяна, директора ООО "Партизанская Строительная Компания", строительство фундамента под деревянный остов здания церкви осуществляла бригада Андрея Григоряна из шести человек. Храм является уникальным архитектурным сооружением. Низкий поклон его строителям за это творение. И пусть пребывает храм на нашей земле многие лета.

Первую службу в новом храме провел иерей Виктор Сухачев. Для верующих это был долгожданный христианский праздник.

Построенный всем миром храм сегодня осуществляет свою деятельность в целях исповедания и распространения православной христианской веры, заботы о религиозно-нравственном попечении, воспитании и просвещении прихожан. Сохраняя традицию, в храме — один престол во имя святителя и чудотворца Иннокентия Иркутского. Настоятель храма иерей Евгений Мананков проводит по субботам богослужения в 17 часов, а по воскресеньям в 9 утра — божественные литургии. В храме проводятся также праздничные богослужения, таинства крещения и венчания, благодарственные молебны, отпевания, панихиды и другие православные обряды.

С каждым годом улучшается убранство храма, приобретается церковная утварь, построено новое крыльцо и пандус на пожертвования индивидуальных предпринимателей и прихожан.

Стоит святая церковь на возвышенном месте села в сквере. А сквер — это дань нашей памяти землякам, сложившим свои головы за нашу Родину. Деревья уже подросли и почти все сохранены. Поистине, мы сегодня наблюдаем реальное проявление Духа и Памяти.


Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме