5 интересных фактов о Трансполярной магистрали или «Мертвой дороге»
Факт № 1
Строительство железной дороги от Чума до Игарки велось фактически с 1947 года по 1953 (до смерти Сталина). Работали от 40 до 100 тысяч заключенных. Железная дорога должна была связать страну вдоль Северного полярного круга и обеспечить стратегическую безопасность арктического побережья.
Факт № 2
Точных данных о стоимости недостроенной железной дороги нет, чаще всего называют сумму в 42 млрд рублей. В 1953 г. на консервацию было потрачено 78 млн рублей. Одной из основных причин консервации называют переключение ресурсов на сооружение атомных объектов, что диктовала международная обстановка. Через пять лет в регионе были найдены запасы нефти и газа, возникла проблема их добычи.
Факт № 3
В 1957 году западный участок трассы от Салехарда до Надыма обследовали специалисты. Они пришли к выводу, что примерно треть путей совершенно не пригодны для движения поездов, требуют серьезного ремонта насыпи и переделки десятков мостов, выпучивание которых достигало огромной величины.
Факт № 4
Строить приходилось в труднейших условиях: топи, мерзлота, бездорожье, гнус и сильнейшие морозы. В болотную бездну уходили бесследно составы грунта. Уже готовая рельсовая колея могла внезапно дать опасный прогиб. В отрогах Уральских гор бушевали ураганные ветры. Они налетали неожиданно и страшно: не раз шквальные порывы поднимали на воздух только что уложенное железнодорожное полотно, скручивая в спираль стальные рельсы.
Факт № 5
По воспоминаниям (неподтвержденным) некоторых из заключенных, в 1949 году на стройке было крупное восстание. Восставшие разогнали охрану и несколько тысяч человек пошли на запад, к Воркуте. Против них применили авиацию, расстреливая заключенных с воздуха.
Фото: Энциклопедия Красноярского края, Салехард — Игарка: дорога смерти, Мертвая дорога-призрак: трагическая история строительства