На днях в физико-математической школе СФУ (ФМШ СФУ) встречались с выпускниками школы. Второй год подряд проходит масштабное событие, которое нельзя назвать просто встречей бывших учеников. Это настоящий фестиваль или форум, где выпускники школы щедро делятся своими знаниями и опытом с нынешними студентами.
Школьное братство
В программе мероприятия – открытые уроки, которые проводят выпускники, круглые столы на актуальные темы и спортивные состязания, объединяющие поколения. Такой формат позволяет не только получить новые знания, но и укрепить связи между разными поколениями ФМШ СФУ.
– Мы постарались сделать не просто традиционный вечер встреч, а полноценное, содержательное мероприятие, интересное как для выпускников, так и для нынешних школьников, – рассказывает заместитель директора ФМШ СФУ Алина Слесарева. – Формат встречи растянут на несколько дней и включает различные активности. Выпускники, уже ставшие студентами, проводят совместные уроки с преподавателями, участвуют в круглых столах, где обсуждают развитие IT-движения в Красноярске, а также ищут способы помочь школьникам – будь то подготовка к ЕГЭ, олимпиадам или проведение научно-популярных лекций. Кроме того, выпускники рассказывают о своих направлениях подготовки в разных вузах страны – Красноярске, Москве, Санкт-Петербурге, Томске и других городах. Это помогает школьникам не только определиться с выбором будущей профессии, но и сравнить программы в различных университетах, понять их особенности и отличия.
Сделать осознанный выбор
Как известно, физико-математическая школа-интернат СФУ – это совместный проект Сибирского федерального университета, министерства образования края и главного управления образования администрации Красноярска. Школа дает углубленные знания по математике, физике и информатике.
Отбор учеников осуществляется по результатам вступительного испытания после 9-го класса. Все желающие проходят этот экзамен, после чего формируется рейтинг, и 200 лучших кандидатов ежегодно зачисляются в 10-й класс. Однако победители и призеры олимпиад по профильным предметам могут поступить без экзамена.
Зачисление происходит строго по рейтингу, независимо от того, проживает ученик в Красноярске или в другом регионе. Обучение, проживание, питание и даже школьная форма предоставляются бесплатно, поскольку финансирование осуществляется за счет гранта правительства Красноярского края.
– Наша школа ориентирована на подготовку будущих специалистов в области инженерии и IT, что особенно важно в условиях кадрового дефицита в этих отраслях, – говорит Алина Слесарева.
Выпускники осознанно выбирают будущую профессию. Они не просто решают стать инженерами, а заранее определяются с конкретными направлениями – например, радиоэлектроникой или IT.
Этот выбор во многом обусловлен системой профориентации. В 11-м классе ученики проходят стажировки в профильных институтах Сибирского федерального университета (СФУ), посещают предприятия, что позволяет им лучше понять специфику будущей профессии.
Школа активно сотрудничает с рядом ведущих институтов, включая институт космических и информационных технологий, инженерной физики и радиоэлектроники, а также политехнический институт. Некоторые занятия ведут преподаватели университета, что дает школьникам возможность более глубоко познакомиться с профессией.
Кроме того, несколько раз в год в школу приезжают представители предприятий, которые рассказывают о карьерных перспективах в регионе. Это помогает выпускникам осознанно выбирать не только вуз, но и будущую работу, в том числе в Красноярском крае.
В числе давних и важных партнеров школы, например, АО «Решетнёв». Ежегодно пять учеников школы получают именные стипендии имени Решетнёва. Эти стипендии выплачиваются раз в год и являются частью программы поддержки талантливых ребят.
Путь к любым достижениям
Несмотря на молодость, ФМШ СФУ заслуженно пользуется славой учебного заведения, где можно получить первоклассное образование, которое открывает путь к любым достижениям.
– Я родом из небольшого города Минусинска, и мне всегда хотелось выбраться в большой город. К тому же меня привлекало физико-математическое образование, и я понял, что лучше всего мои амбиции сможет удовлетворить именно эта школа. Поступить сюда было непросто. В итоге зачисляли 200 человек с наивысшими баллами, и мне удалось попасть в их число.
Еще во время учебы у меня было четкое представление о будущем образовании. Я хотел поступить в Московский физико-технический институт. Это серьезный вуз, и чтобы туда попасть, нужно было либо сдать ЕГЭ на очень высокие баллы, либо выиграть в олимпиадах. Два года я активно готовился, занимался самообразованием, и в итоге все получилось – сейчас я учусь в Москве, – рассказывает выпускник 2023 года Роман Лисин.
– В девятом классе у меня уже были достижения в олимпиадах, и тогда я узнал о физико-математической школе. Понял, что это место, где можно развиваться, где создана особая среда, которая мотивирует на большие достижения. Поэтому решил, что это мое место, именно здесь я хочу учиться. Сейчас я студент первого курса Московского физико-технического института, выбрал направление, связанное с IT, информатикой и вычислительной техникой, – делится выпускник 2024 года Михаил Козянчук.
А вот выпускница школы, а ныне студентка второго курса Сибирского федерального университета Екатерина Познахирко решила, что СФУ именно тот вуз, который даст ей необходимые компетенции:
– Мое направление – прикладная информатика. Это очень широкая область, и нам дают множество знаний в сфере IT. Меня интересует анализ данных, и я активно развиваюсь в этой области.
Вообще целеустремленность, понимание своих интересов и приоритетов – черта, которая роднит выпускников с нынешними учениками школы. И это понятно, ведь для того, чтобы попасть сюда, нужна сильная мотивация. Елизавета Лаврецкая, ученица 11-го класса ФМШ СФУ, приехала из Норильска.
– Поступить сюда было моим желанием, – рассказывает девушка. – В Норильске есть определенный порог в изучении, после которого знания приходится добывать самостоятельно, а это очень трудно. Здесь появилась возможность получить новые знания, завести связи с людьми, которые разделяют твои интересы, и я не захотела упустить этот шанс.
– Я из Канска. Когда учился в девятом классе, начал заниматься олимпиадным движением, и некоторые заключительные этапы проходили здесь, в этой школе, – вспоминает ученик 10-го класса Роман Иванов. – Я приехал, увидел, насколько классная школа, и решил поступить. Было тяжело привыкнуть к новым условиям – новые друзья, новые вызовы, – но в целом все хорошо.
Очень важно, что школа дает не только знания, но и навыки самостоятельной жизни. Ведь многие дети не только учатся, но и живут здесь. И это тоже большой и нужный опыт.