В этом году исполняется 100 лет со дня рождения, наверное, одного из самых известных сибиряков в мире – Виктора Астафьева. Его книги переведены на 34 языка. К юбилею в НКК запустили проект «100 фактов об Астафьеве».
Несмотря на все жестокие будни и превратности жизни — бесквартирье, бесхлебье, нищенское существование, я никогда не переставал читать и, узнавши, что при местной газете «Чусовской рабочий» начинает действовать литературный кружок, пошел на первое же занятие…
Так о начале своего творческого пути вспоминает Виктор Астафьев. Чусовой – это родной город его жены, Марии Корякиной, куда они переехали осенью 1945 года.
Так уж получилось, что на занятии кружка свой рассказ о возвращении летчика после войны читал «бывший работник политотдела наших достославных лагерей». Позже Астафьев напишет, что его «так встречали, что хоть бери и перескакивай из жизни в этот рассказ».
Он знал о судьбах многих фронтовиков не понаслышке и к своим 26 годам и сам многое пережил: вернувшись с войны покалеченным, с контузией, потерявшим зрение на один глаз, уже не мог, как и ранее, работать «составителем поездов». Трудился кладовщиком, дежурным по вокзалу, плотником. Время было сложное и голодное. Первая дочка Астафьевых Лида умерла, не дожив и до 6 месяцев: у матери пропало молоко.
Возмущение «надуманностью, неестественностью» рассказа можно понять: Астафьев решает, что есть «единственный способ борьбы с кривдой – правда».
Ночью в колбасном цехе, где он работает в то время вахтером, решает написать о судьбе связиста Матвея Савинцева из далекой алтайской деревушки. Не было только бумаги.
Тогда я решился почти на подсудную крайность: открыл довольно затрепанный и засаленный журнал дежурств, едва заполненный наполовину, и поставил на чистой странице любимое мною до сих пор слово: «Рассказ».
Уже потом, набравшись опыта, с высоты прожитых лет, Астафьев отмечал, что даже после доработки рассказ был «не ахти что», а тогда был и вовсе «наивненький, блекленький, но в нем было и притягательное свойство — я все списывал с «натуры».
Много лет спустя известный литературный критик Валентин Курбатов напишет, что
… в гибельной тесноте вахтерки колбасного цеха, спасавшего Чусовой от голода, был в одну ночь рожден первый рассказ, повернувший историю Великой Отечественной войны в человеческую сторону.
«Гражданский человек»(16+) помог совершить поворот и в судьбе самого Астафьева: рассказ решили опубликовать в «Чусовском рабочем», куда уже в 1951 году Виктор Петрович был принят литературным работником. Довольно скоро, в 1953-м, в издательстве города Молотова (Перми) выходит его первая книга – сборник рассказов «До будущей весны».
А в Чусовом, в здании, где когда-то располагался колбасный цех, по адресу: Фрунзе, 38, некоторое время даже работал музей: посетители могли увидеть личные вещи, книги и фотографии семьи Астафьевых.
А сейчас в Литературном музее Красноярска на выставке «Окопная правда» можно увидеть альманах «Прикамье» с публикацией первого рассказа писателя «Гражданский человек» и первую книгу Астафьева «До будущей весны».