«100 фактов об Астафьеве»: по повести «Кража», которую боялись печатать, внучка писателя поставила спектакль «Трещина»

«100 фактов об Астафьеве»: по повести «Кража», которую боялись печатать, внучка писателя поставила спектакль «Трещина»
«Если мир расколется, трещина пройдет, прежде всего, по судьбам детей». Такую надпись можно увидеть в экспозиции Национального центра Астафьева. Фото: Руслан Рыбаков

«Если мир расколется, трещина пройдет, прежде всего, по судьбам детей». Такую надпись можно увидеть в экспозиции Национального центра Астафьева. Это фраза Репнина – директора детского дома из городка Краесветска 30-х годов. Так назвал писатель Игарку в своей повести. И начинается она со страшного события – «ночью умер Гошка Воробьев»… Мальчик, которого изувечили, избив с особой жестокостью так, что уже ему не смогли помочь врачи, однажды просто не проснулся…

В детском доме немало детей, чьи судьбы искалечены не только озлобленными взрослыми, но и трагическими событиями 30-х годов. Многие попадают в Игарку вследствие репрессий. У главного героя Толи Мазова из семьи раскулаченных крестьян (прототипом становится сам писатель) бабушка Евдокия замерзла в сугробе, прадед умер от цинги, и он остается совсем один…

Нравы в детском доме жестокие, часть воспитанников – малолетние преступники, которые попали туда «на перевоспитание». Как только представляется благоприятная возможность, они совершают кражу: женщина-кассир попадает под следствие, а ее дети отправляются в детский дом…

В повести немало автобиографичного – жизнь в Игарке, куда отправился отец Вити со своей новой женой в надежде на достойный северный заработок, была одним из самых драматичных периодов в судьбе Астафьева. Отца положили в больницу на несколько месяцев, мачеха от пасынка отказалась в надежде спасти собственных детей. Подросток бродяжничал, голодал и в итоге попал в детдом.

Но именно там произошла судьбоносная для Астафьева встреча, о которой он будет вспоминать всю жизнь:

…прекрасных людей я знавал немало, но не из родни: первым – после мамы, бабушки и деда – был Василий Иванович Соколов, бывший воспитатель, а затем и директор Игарского детдома.

Он отличался от других сотрудников детского дома, и благодаря ему узнали, что есть «другая культура, чем та, которую пишут на плакатах… оказывается, есть музыка хорошая, есть драматург Островский. Кроме школьной программы есть Фет, Тютчев, Есенин…».

Именно он и стал прототипом Репнина.

Премьера спектакля «Трещина» состоялась в 2018 году. Фото: kkkm.ru

Писалась повесть тяжело – в финале работы Астафьев признается, что «устал смертельно».

Повесть таки добил. Стоило это огромных усилий и перенапряжения невероятного. Если б не глухое село, не добрая осень, не отринутость от суеты и ошеломительных новостей, мне не справиться бы с этой вещью.  Не все, но вывез я в повести. Есть прогибы, есть места, где не хватило силенок, а точнее таланта, но чувствую, что вещь получилась, и только звон в контуженой башке да усталость не дают как следует порадоваться этой моей победе над собою… – рассказывает в одном из писем Астафьев.

Еще больше сложностей возникло с публикацией – произведение нравилось, но печатать его опасались: репрессии, дети врагов народа, очень много жутких и вполне правдоподобных картин жизни того времени… Не пропустят тут многое – прямо говорили ему в редакциях столичных журналов. А еще: «вышел-де запрет на спецпереселенцев и зэков».

У меня был полуторачасовой разговор по повести с начальством издательства «Молодая гвардия», и когда я его закончил, мне было так тяжело физически и морально, будто я тифом переболел, – в отчаянии пишет Астафьев.

В итоге он направляет рукопись в новосибирский журнал «Сибирские огни»:

Как я вам уже говорил, в рукописи ничего такого нет, но действие ее происходит в Игарке (переименованной в Краесветск), и, естественно, особой «светлости» там нету, она горьковата и печальна, как та жизнь, которую я узнал в Игарском детдоме.

Игарка, кстати, занимала особое место в жизни писателя. Уже после возвращения в Сибирь он несколько раз приезжал туда, встречался со своими читателями.

В 1966 году повесть «Кража» была опубликована. А спустя несколько лет Астафьев подготовил по ее мотивам сценарий художественного фильма «Трещина», но картину так и не сняли.

Еще через полвека появился спектакль с таким названием – его поставила внучка писателя Полина силами созданной ею музейно-театральной студии «Сибирячок», репертуар которой состоит из пьес по мотивам произведений Астафьева.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
5 декабря 2025
Афиша событий в Красноярске с 8 по 14 декабря
Понедельник. 8 декабря Вторник. 9 декабря В 19:00 в БКЗ пройдет творческая встреча-концерт лауреатов международных и всероссийских конкурсов и фестивалей
Без рубрики
5 декабря 2025
Главный кардиолог Красноярского края рассказал, можно ли «почистить сосуды»
То, что доверять рекламе можно далеко не всегда, известный факт. Но одно дело, когда платой за доверчивость становится покупка некачественного
Без рубрики
5 декабря 2025
Алексей Коноваленко: «Если мир меняется, мы тоже должны измениться»
В конце октября губернатор Михаил Котюков поручил исполнять полномочия руководителя краевого минздрава заместителю министра Алексею КОНОВАЛЕНКО. Сегодня Алексей Николаевич –
Мы используем cookie-файлы для улучшения вашего опыта просмотра, предоставления персонализированной рекламы и контента, а также анализа трафика сайта. Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Согласен
Политика конфиденциальности