По мнению экспертов, почерк может сказать о человеке гораздо больше, чем кажется на первый взгляд. Насколько он инициативен, ответственен, эмоционален. Современные исследователи рассказывают об особенностях характера Льва Толстого или Пушкина, изучая их письма. Чтобы рассказать о нашем великом земляке, графолог, судебный эксперт-почерковед Анжела Опарова взяла за основу автографы Виктора Петровича Астафьева на некоторых книгах.
Для специалиста по почерку, графолога, в работе должна быть отправная точка в мир почерка, – поясняет она. – Это пропись как норма обучения письму. Витя пошел в 1-й класс Овсянской школы I ступени в 1932 году. Методика обучения письму в советской школе отличалась от современной написанием заглавных букв, делался акцент на нажиме пера. Этот навык закрепился у него с детства, и мы наблюдаем написание заглавных букв, таких как В, К, по прописи. Любовь и уважение к чернильным ручкам у Виктора Петровича остались до конца жизни.
Автографы были рассмотрены в хронологическом порядке.
Текст на книге «Последний поклон» в апреле 1981 года говорит о хорошем настроении, здоровье, потребности в реализации своего уникального потенциала.
– Почерк крупный, уверенный, амбициозный, по мужскому типу, а значит, ему присущи такие качества, как воля, сила, твердость, первенство, успех, – отмечает Анжела Опарова. – Взрывной, эмоциональный характер. У него быстрый мыслительный процесс и живость ума. Легкая адаптация и потребность в социальных отношениях. Он самобытен, увлечен делом, работоспособен. Умеет желаемое доводить до реализованного. Расположение текста на листе и его распределение как захват всего пространства указывают на экспансию, готовность общаться с людьми здесь и сейчас. Несмотря на это, Астафьев был человеком закрытым, осмотрительным и консервативных взглядов. Чувствуется привязанность к прошлому, гордость за повесть, над которой очень долго работал, – уменьшающееся левое поле, расположение текста, верхние и нижние элементы букв. Начальные поля и аркообразная форма указывают на важность нахождения периодически в одиночестве и изоляции.
Надпись, сделанная чуть позже, в 1986 году, на детской повести «Дядя Кузя – куриный начальник», говорит о той же мощи, темпераменте, активности.
Почерк Виктора Петровича на книге «Царь-рыба» в мае 1997 года уже более спокойный, умеренный.
Появляется мягкость в штрихе, степенность, больше однородности и психологической устойчивости, постоянства, – говорит эксперт. – А подпись остается быстрой и размашистой с восходящим направлением, в сравнении с основной надписью на книге, как бы бессловесно говорит нам «глазами бы все сделал, а темп работоспособности уже снизился». Угол наклона букв больше вертикальный – преобладание степенности.
На книге «Удивительная Игарка» в феврале 1998-го можно увидеть изломленные линии, появляется характерная выделенная вторая наклонная в Х, что указывает на признание и положение в обществе.
Строки все те же – восходящие, стремящиеся вперед и в будущее, – подводит итог эксперт. – Размер букв становится мельче: он экономит внутренние резервы, устает. Перед нами уже почерк мудрого жизнью старца, который в душе остается все таким же рискованным, непокорным и с прямым характером.
(Образцы почерка предоставлены Анжелой Опаровой)