Сюда приезжали Борис Ельцин и Владимир Путин, Олег Басилашвили и Никита Михалков, Александр Солженицын и Лев Дуров, а еще много тысяч других, менее известных гостей из России и других стран. Восхищались живописной природой, могучим Енисеем, гостеприимством местных жителей. Пожалуй, Овсянка – это одно из наиболее известных сел нашей страны.
Появилось оно во второй половине XVII века – точную дату установить сейчас невозможно, но точно не позднее 1671-го: в этот год была проведена первая подворная перепись населения, и в Овсянке числилось шесть дворов.
В 1701 году село появляется на географических картах – оно отмечено на «Чертежных картах Сибири» известного картографа Семена Ремезова.
Почему же именно Овсянка? Существует версия, что в 1660-е годы в Красноярском остроге проживал казак Ивашко Овсянкин – возможно, именно он был первым жителем.
В 1771 году проездом в Овсянке появляется Петр Симон Паллас – немецкий ученый, который приезжает в Россию по приглашению Екатерины II и отправляется в экспедицию Императорской Академии наук. Он отмечает, что «сия многолюдная и зажиточными крестьянами населенная деревня». Живут здесь «звериною ловлею, рыбою и другими пропитание доставляющими ремеслами». В горах местные охотники «добывают соболей, рысей, росомах, медведей в довольном количестве».
И в дальнейшем об Овсянке говорят как о зажиточном селе: здесь хорошие урожаи зерна, прибыли от рыболовства и сбора хмеля на соседних островах, из него потом варили пиво.
На окраине поселка появляется маленькая избушка Якова Максимовича Астафьева.
Пришел в Сибирь из Каргопольского уезда Архангельской губернии со слепою бабушкой поводырем, – напишет о нем потом его правнук Виктор Петрович. – Происходил он из старообрядческой семьи, не пил горькую, не курил, молился наособицу.
Появился он в деревне не просто так: освоил мельничное дело, и ему подсказали, что «за перевалом бурно развивается село Овсянка, а мельницы в нем вроде и нету».
Все меняется в начале XX века. В 1927 году организуют сельскохозяйственную артель «Путь к социализму», а в 1931 году – колхоз имени Щетинкина. Зажиточные семьи раскулачивают – а это две трети дворов. Пострадала и семья Астафьевых.
Отца писателя Петра Павловича зачисляют в только что образованный колхоз на мельницу, но после аварии обвиняют во вредительстве, сажают в тюрьму. Вместе с ним еще нескольких жителей села привлекают к ответственности за «создание контрреволюционной вооруженной организации в Овсянке». В итоге дед едет в ссылку в Игарку, а отец на строительство Беломор-Балтийского канала.
Маленького Витю забирают к себе бабушка с дедушкой со стороны матери, и время, проведенное в их доме с обычными для крестьянской семьи заботами и радостями, деревенские игры – все это ложится в основу одной из самых светлых книг о детстве «Последний поклон».
Астафьев возвращается в родную Овсянку спустя много лет, уже в 1980 году – зимой он жил в Красноярске, а летом переезжал в крохотный домик в нескольких метрах от того, где прошло его детство. И с тех пор начинается новый этап в жизни села, которое быстро становится точкой притяжения творческой интеллигенции, иностранных гостей, да и обычных людей, которые мечтали о встрече с тем, кого уже при жизни называли классиком.
Благодаря ему на месте небольшого домика с печным отоплением появилось здание в несколько этажей, похожее на замок, – музей-библиотека.
Здесь хранятся его рукописи, книги с автографами авторов.
А у въезда в село в короткие сроки построили небольшой храм, освященный в честь святителя Иннокентия Иркутского.
В старой-то деревенской церкви, покуда в 34-м ее не закрыли, бабушка моя служила, – рассказывал позже Астафьев.
Маленькое село под Красноярском вошло в историю страны прежде всего как его место рождения, но… Не он единственный стал известным жителем села. Петр Астахов, появившийся в 1933 году в семье кузнеца, получил специальность «физик-радиоэлектронщик» в Томске и принял участие в четырех советских антарктических экспедициях, дважды – в качестве начальника станции «Восток». Входил в международные экспертные группы, работавшие над системами сбора метеорологической информации в разных частях планеты.
Узнать больше об истории сибирской деревни можно из уникального издания «Овсянка: семейные истории», авторами которого стали сами жители села. Получилась хроника событий последних лет – через воспоминания их непосредственных участников.
А увидеть село таким, каким оно было в начале XX века, заглянуть во дворы, прикрытые ставнями окошки и увидеть интерьер деревенских изб можно в специальной экспозиции Национального центра Астафьева.