На стенах библиотеки-музея в Овсянке появились коллажи из фотографий, сделанных Владимиром Медведевым, одним из самых известных фотокорреспондентов края – более 20 лет он работал в ТАСС.
Сегодня – официальное открытие выставки, на которой запечатлены памятные моменты последних лет жизни Виктора Петровича: открытие библиотеки, встреча гостей в его любимой Овсянке, писатель на смотровой со своим коллегой Романом Солнцевым и другими известными людьми.
Первый снимок Астафьева был сделан Владимиром Медведевым в 1987 году, а всего их несколько сотен.
Каждая встреча с ним была очень интересной, – вспоминает Владимир Яковлевич. – У него на столе лежала моя визитка. Он мне сам звонил: «Завтра вот такое мероприятие, будешь?» И я приезжал. Есть хороший портретик, где он с улыбкой от души, в клетчатой рубашке, он Астафьеву самому очень нравился. Мне все говорил, что, если буду книгу о нем делать, именно эту фотографию – на обложку.
Есть очень значимый кадр – вместе с Виктором Петровичем по площади идет академик, автор многочисленных книг об истории древнерусской литературы и русской культуры Дмитрий Лихачев.
Это были два нравственных камертона того времени, к голосам которых прислушивались очень многие. А познакомил их Владимир Медведев.
– Мы тогда приехали в Москву, на съезд народных депутатов, – вспоминает он. – Я сказал Виктору Петровичу, что здесь Лихачев. Он захотел с ним увидеться. Я Лихачева знал – приходилось с ним встречаться ранее. Я их и состыковал. Они прошли по площади, я снял, а потом сказали, что нужно поговорить. На съезде их два дня потом и не видели.
Об этой встрече в Москве можно прочесть и у Астафьева, который относился к Лихачеву с большим уважением:
Мы минут двадцать ходили туда-сюда, разговаривали о том, о сем душевно, как люди, давно чувствующие себя родственно. По пути вспомнил, что было нам в дом неожиданное письмо от Дмитрия Сергеевича после смерти нашей дочери, в котором он горько и чисто выражал нам свое сочувствие, понимаю, писал он, что это такое.
По словам Владимира Медведева, никакой «звездности» у Астафьева он не замечал никогда – он абсолютно спокойно разговаривал с любым человеком:
– Приехал к нам дядя жены, председатель совета ветеранов Казахстана, и сразу: как бы мне с Астафьевым встретиться, я же его всего перечитал. Я позвонил и услышал: «Я сейчас в Академгородке, приезжай!» Они с ним разговаривали-разговаривали, чайку попили, он ему книгу подписал, потом говорит: «Еще тебе одну подпишу, это у меня военные воспоминания». Родственник уезжал и говорил: «Не зря жил. Сбылась мечта всей жизни – увидеть Астафьева».