У Астафьева была непростая судьба, но с признанием в отличие от многих коллег ему повезло – писателя считали классиком еще при жизни. И настолько же везло на благодарных за его дар, которым он так щедро делился со всеми, людей. Яркий тому пример – двухтомный фотоальбом уральского фотографа Виктора Тинигина «Следами, тропами, путями Виктора Астафьева».
Инженер-металлург по профессии, он много лет назад открыл номер «Роман-газеты», где была опубликована «Царь-рыба».
Был буквально потрясен прочитанным и… попал в «плен» таланта В. П. Астафьева, – впоследствии напишет он. – Потом стал читать все, что уже было написано им ранее или только что публикуемое. В «Комсомольской правде» прочел его очерк «Вечно живи, речка Виви!». Это было, как говорят, последней каплей в «моей чаше». Я узнал адрес писателя и послал ему оригинальную снасть для ловли хариуса. В ответ пришла бандероль с книгами «Последний поклон».
Они стали дружить, несколько раз встречались, переписывались – понимая занятость писателя, Тинигин просил его не отвечать на свои письма. Были сделаны несколько фото, в том числе и для иллюстраций произведений (увлекался фотографией Виктор уже давно).
А потом вдруг родилась идея «увидеть, что видел, слышал и ощущал Мастер, и попытаться показать и передать вам».
Чтобы издать два тома фотографий, он прошел сотни километров, «проследовав» за Астафьевым по Сибири, Уралу, Вологодчине, собрав уникальный иллюстративный материал для его произведений.
Я хотел исполнить его мечту: «…Кто-то неведомый, моей судьбы продолжатель, еще и еще пройдет моими тропами, моими глазами поглядит на лес, на горы, на речки, порадуется им так же, как я умел радоваться и восторгаться земной красотой, спасаться от всех наваждений, от всех бед и напастей…
Конечно, в одиночку сделать это было бы крайне сложно – идею поддержал руководитель Енисейского речного пароходства: была открыта «зеленая дорога» по Енисею и его притокам, на каждом из которых находились добровольные проводники.
Порой даже сибиряки, не говоря уже о читателях из других регионов, очень слабо представляют то, о чем пишет автор.
Может, видели вы на физической карте в низовьях Енисея пятнышки, будто небрежный ученик брызнул с пера голубыми чернилами?
Это о «Васюткином озере» – и вот оно, на снимке, «пятнышко» среди по-осеннему ярких деревьев.
Речка Сисим, Фокинская речка, речка Виви… А еще зимовье, где был Астафьев, его мемориальный музей в Чусовом, здание детского дома в Игарке. На некоторые места приходилось возвращаться несколько раз – не то освещение, погодные условия.
Автор в прошлом году был отмечен фондом Астафьева в номинации «Подвижничество» за сохранение писательского наследия.