«100 фактов об Астафьеве»: В Иркутске у писателя появился свой издатель, который называл его духовным отцом

«100 фактов об Астафьеве»: В Иркутске у писателя появился свой издатель, который называл его духовным отцом
Фото: Руслан Рыбаков

Встретить человека, который готов с таким же перфекционизмом, как и автор, трудиться над повестью или романом, большая удача.

Астафьеву повезло с редактором – Агнессой Гремицкой, москвичкой, которая работала в том числе над итоговым собранием сочинений писателя – 15-томником, опубликованным в Красноярске. Позднее у него появится и свой издатель из Иркутска, бывший журналист Геннадий Сапронов. «Жизнь перед ним не стелила красных дорожек» – так потом напишут про него. Простой парень из небогатой семьи, выросший без отца. Очень любил читать. Лет в 14 открыл «Последний поклон».

Фото предоставлено библиотекой им. Г. Сапронова, г. Иркутстк

– Мне было так жалко всех этих деревенских людей, жалко Витьку, его бабушку, всю их родню, – расскажет он в интервью много лет спустя. – Так полюбилась мне эта деревня и все ее жители, таежная природа!

А еще через несколько лет они с Астафьевым встретились на юбилее красноярской молодежной газеты, стали общаться – Сапронов не раз брал у него интервью. Писатель стал своего рода нравственным ориентиром для него:

Колоссальный импульс на старте дал мне Астафьев, я его считаю своим духовным отцом. И очень горжусь тем, что при жизни Виктор Петрович назвал меня своим издателем. Это самая высокая оценка моей работы.

Но издателем он стал не сразу, не такое это было простое дело – издавать в 90-х качественную литературу. Гонял машины, продавал железные двери, чтобы иметь хоть какие-то накопления, позволяющие заняться издательским трудом…

Изданные Сапроновым книги можно было назвать эталонными образцами с точки зрения замысла, корректуры, художественного оформления.

Книга «Созвучие» – небольшого формата, об Астафьеве и музыке, в кармашке диск с Шубертом, вальсом к «Маскараду» Хачатуряна, Рахманиновым – с любимой музыкой писателя.
Его удивительной способности чувствовать ее поражались даже профессионалы. Московский дирижер Евгений Колобов, с которым у писателя сложились дружеские отношения, с изумлением скажет: «Он же никогда и нигде этому не учился, но ни один профессионал-музыковед так не писал о музыке, как Астафьев». Искренне восхищаясь его талантом, он даже приедет в Красноярск, чтобы к 75-летию писателя сделать ему подарок – дать концерт.

А «Царь-рыба», одно из главных произведений Астафьева, превратилась у Сапронова в настоящее произведение искусства, с обложкой в виде короба, напоминающего сеть, с удивительными, словно акварельными, иллюстрациями Сергея Элояна.

Последнюю изданную при жизни автора книгу «Пролетный гусь» Сапронов привезет прямо в больницу – Астафьев, перенесший инсульт, еще успел подержать ее в руках буквально за несколько месяцев до смерти.

Сапронов тоже ушел, и достаточно рано, не успев воплотить многие свои планы. И порой даже немного страшно становится, что, быть может, это был издатель из последнего поколения людей, настолько чтящих слово любимого автора. Истово желающих сделать все возможное, чтобы дать ему увидеть свет в издании, где полиграфия, художественное оформление будут равнозначны его таланту.

Признавая значимость его заслуг, в 2014 году в Иркутске впервые в России библиотека получила имя не писателя или поэта, а издателя – Геннадия Сапронова.

Переписка Астафьева длиной в 50 лет вошла в книгу «Нет мне ответа»

Можно перечитать тома произведений автора, а потом открыть томик с его письмами и вдруг неожиданно осознать, что только сейчас начал узнавать его по-настоящему.
«Нет мне ответа» – такое название получила книга, где собраны сотни писем Астафьева родственникам, литературным критикам, друзьям, литературным редакторам.

Название ей дала строчка из «Царь-рыбы»: «Так что же я ищу? Отчего мучаюсь? Почему? Зачем? Нет мне ответа».

Сапронов назвал ее «самой дорогой» из тех, что были им изданы.

Замысел ее создания возник после выхода книг «Твердь и посох» и «Крест бесконечный» – переписки с литературными критиками Курбатовым и Макаровым. Из разных уголков России стали стекаться письма.

Люди присылали копии писем Астафьева как, может, самую дорогую в их жизни реликвию, нередко сопровождая их полезным и душевным пояснением, – рассказывал Геннадий Сапронов. – Я понимал, что это был и отклик на выход «Креста бесконечного», и что люди делают это не из желания отметиться в тени знаменитого имени, а искренне хотят мне помочь в многотрудной работе по собиранию эпистолярного наследия классика. И когда объем этих писем достиг некой критической массы, разместив их по полочкам-годам в хронологическую шеренгу, я увидел – это и есть дневник Виктора Петровича.

Первые письма в сборнике датированы 1952 годом, их пишет еще молодой сотрудник чусовской газеты. Последнее же, отправленное за несколько недель до смерти, от недавно пережившего инсульт 77-летнего писателя, адресовано московскому редактору Агнессе Гремицкой: «Прости, что с большой задержкой отправляю тебе предисловие к «Последнему поклону». Худой я стал работник, учусь заново писать, каждая строка дается с большим напряжением…»

Большая часть писем здесь опубликована впервые. За их строками зачастую непарадная, изнаночная сторона тяжелейшего писательского труда – от замысла до борьбы с искажающей смысл произведения цензурой:

«…даже кувалда, которой я в свое время орудовал в литейном цехе, не брала столько здоровья и не выматывала так, как «легонькое» писательское перо. Но и, конечно же, ни одна работа и не приносила мне столько счастья и восторга, как это литературное дело. Когда вдруг из ничего, из обыкновенного пузырька с чернилами извлечешь что-то похожее на жизнь, воссоздашь из слов дорогую себе, а иногда и другим людям картинку или характер и замрешь, как художник перед полотном, пораженный этим волшебством – ведь из ничего получилось! Господи! Да неужели это я сделал?»

Здесь же письма прежним руководителям страны – М. Горбачеву и Б. Ельцину. Последнего он предупреждает в 1997 году, что терпение людей иссякает:

«…из русского села решительно протестую против обложения налогами земельных участков крестьян, пенсионеров, рабочих, служащих. Богатые от земли не питаются… вы создаете напряжение в стране».

Среди писем есть и отправленное в прокуратуру Красноярского края – о том, что в списках реабилитированных нет фамилии отца и деда писателя: неужели «КГБ до сих пор считает их «злодеями»?»

Об отношениях Астафьева и его внебрачной дочери Аси, родившейся в Вологде, – из уст самого писателя: «Я уж сто раз смотрел на твои взрослые фотки, и не ощутил тебя чужой, что-то родное брезжит».

Он хочет предостеречь ее от писательского труда – точно так же, как и всех своих детей: «Ах, как тут все непросто и не очень красиво, и не очень прельстительно, как кажется со стороны».

И понять это можно, прочитав «Нет мне ответа», оценив невероятный труд человека, совершившего настоящий подвиг – из малограмотного парня, даже не получившего среднего образования, искалеченного на войне, он становится «писателем мирового масштаба… искавшим свет и добро в изувеченных судьбах природы и человека».

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
14 декабря 2025
Месяцы, опаленные войной: Март 1945-го
В историю России навечно вписаны 48 месяцев 1941–1945 годов, опаленных огнем Великой Отечественной войны. В юбилейный год из номера в номер
Без рубрики
13 декабря 2025
У каждого должна быть своя Вахта Памяти
Ребята из поисковых отрядов понимают важность своей миссии, они возвращают имена пропавшим без вести солдатам Великой Отечественной войны. Отыскивая останки
Без рубрики
12 декабря 2025
Красноярск станет красивей и уютней
В уходящем 2025 году в Красноярске активно продолжались работы в рамках программы комплексного развития территории (КРТ). Благодаря этому механизму в городе
Мы используем cookie-файлы для улучшения вашего опыта просмотра, предоставления персонализированной рекламы и контента, а также анализа трафика сайта. Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Согласен
Политика конфиденциальности