«100 фактов об Астафьеве»: В Овсянку к Астафьеву приезжали Дмитрий Хворостовский и его родители

«100 фактов об Астафьеве»: В Овсянку к Астафьеву приезжали Дмитрий Хворостовский и его родители
Памятная встреча Астафьева и Хворостовского состоялась летом 1997 года в Овсянке Фото: Валерий Бодряшкин

На прошлой неделе исполнилось 62 года со дня рождения еще одного знаменитого на весь мир нашего земляка. Дмитрия Хворостовского.

Известно, что певец никогда не забывал о родном городе и, несмотря на плотный график, всегда старался приезжать в Красноярск хотя бы раз в год.

Летом 1997 года он вместе со своим пианистом и композитором Михаилом Аркадьевым, с родителями Александром Степановичем и Людмилой Петровной побывал в Овсянке.

Виктор Петрович обнял Дмитрия при встрече, как давнего знакомого. Молодой Хворостовский – ему тогда было только 34 года – был уже признанным и очень востребованным: еще в 1989 году он победил в конкурсе «Певец мира» в Кардиффе, получил титул «Лучший голос». А за пару лет до встречи в Овсянке ему присвоили звание народного артиста России.

Своими впечатлениями Хворостовский поделился с журналистами Красноярской студии телевидения:

С его рассказами я познакомился еще в детстве, читаю их регулярно. Естественно, для меня это не столько даже легендарная личность, сколько совесть, что ли, наша. Чисто по-человечески с ним очень легко, уютно и счастливо.

Астафьев же восхищался не только талантом Хворостовского, но и его профессионализмом. Потом он не раз расскажет в интервью о том, как его поразило отношение к работе обладателя лучшего баритона мира:

День был хороший, стол во двор выставили, поставили арбуз, коньяк. И сидим, разговариваем. Мне тихонько шепчут: «Хорошо, что Вы Диму сегодня позвали, завтра ему нельзя разговаривать». А что такое? Это при его могучем голосе, у него такая могучая грудь распетая. У него особое отношение с грудью, с дыханием… Причем в большинстве он учился сам… Так он сутки до концерта ни с кем не разговаривает, молчит. Казалось бы, концерт в Красноярске, на родину приехал. Тут если и «петуха» пустит, ему все простят, даже зааплодируют наоборот. А он не разговаривает, не издает ни звука, никаких общений. Для того, чтобы пропеть концерт в провинции. Какая огромная ответственность за свой талант и какая высокая профессиональность, чего недостает нам сейчас.

Около четверти века с писателем работала редактор из Москвы Агнесса Гремицкая

Для пишущего человека найти своего редактора – чуткого, грамотного, умеющего работать с текстом, не искажая изначальный замысел автора, сохраняя его стиль, – огромная удача.

Виктору Петровичу повезло. В московском издательстве «Молодая гвардия» он знакомится с Агнессой Гремицкой, которая не только трудится над его книгами до конца его жизни, в том числе и самым полным собранием произведений – 15-томником, вышедшем в местном издательстве уже в конце 90-х годов. Она становится поклонницей его таланта и преданным другом. Не раз за многолетнюю их совместную работу она будет брать билеты до Красноярска, чтобы помочь новому изданию в нелегком пути к читателю или отпраздновать юбилей Астафьева, на котором его будут поздравлять Михаил Горбачев со своей женой. Или же проводить в последний путь…

К ней же обращается Астафьев с деликатными просьбами. Просит передать деньги в Москве – «только Марье не говори» – женщине с редкой болезнью на издание книги. Или же похлопотать насчет его внука Виктора, который ушел в армию и оказался, по непонятным причинам, в госпитале.

После этой просьбы Агнесса Федоровна набирала номер телефона своего несостоявшегося автора – пресс-секретаря президента Ельцина Вячеслава Васильевича Костикова… «Виктор Петрович – инвалид войны. Мария Семеновна по состоянию здоровья не выходит из дома… даже хлеба в дом некому принести, за лекарствами сходить в аптеку».

Одно из самых последних писем в своей жизни Астафьев после тяжелого инсульта пишет именно Гремицкой: «Прости, что с большой задержкой отправляю тебе предисловие к «Последнему поклону». Худой я стал работник, учусь заново писать, каждая строка дается с большим напряжением…»

Сколько правок она вносила в текст? Над сколькими «крепкими» словечками в рукописи просила подумать? Сколько раз поддерживала в сложные периоды, когда цензурой из текста выкидывали целые главы – как, к примеру, в «Царь-рыбе»? Она не жаловалась ни на характер строптивого сибиряка, ни на сложность редактирования его текстов, наоборот:

Работать с Виктором Петровичем было счастьем. Не только потому, что он был настоящим мастером слова и очень интересным человеком. Это был чрезвычайно требовательный к себе писатель, который бесконечно правил и улучшал свои тексты, помнил их почти наизусть, буквально каждую фразу. При этом он прислушивался к чужому мнению, советами не пренебрегал.

Агнесса Гремицкая вспоминает, как Астафьев позвонил, когда рукопись «Последнего поклона» уже была в типографии:

– Беги скорее, забирай книгу обратно, я тебе новое описание восхода солнца на Енисее отправил.

Задерживаю рукопись. Получаю новый текст главы «Предчувствие ледохода». Это шедевр…

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
22 ноября 2024
Афиша событий в Красноярске с 25 ноября по 1 декабря
Понедельник. 25 ноября В 14:00 в Сибирском государственном институте искусств им. Д. Хворостовского (ул. Ленина, 22) пройдет концерт ансамблевой музыки
Без рубрики
22 ноября 2024
«100 фактов об Астафьеве»: роман «Прокляты и убиты» назвали «самой мучительной книгой русской литературы»
В 90-х годах вышло одно из самых неоднозначных произведений о Великой Отечественной войне. Впоследствии литературный критик Валентин Курбатов назовет это
Без рубрики
22 ноября 2024
Новые нормативы ТКО в крае: что изменится с 2025 года
В Красноярском крае продолжают наводить порядок в области обращения с твердыми коммунальными отходами. Ключевой этап – внедрение новых нормативов накопления