В этом году контрольно-ревизионные органы Министерства финансов Российской Федерации отмечают юбилейную дату – 100 лет со дня образования!
– Одним из полномочий, возложенных на Управление Федерального казначейства по Красноярскому краю, является осуществление контроля и надзора за соблюдением бюджетного законодательств и иных нормативных актов бюджетного законодательства, – рассказывает Владимир Викторович Быченков, руководитель управления.
– Данные полномочия были переданы управлению в 2016 году в связи с упразднением Росфиннадзора и его территориальных органов. В тот период наши усилия были направлены на обеспечение непрерывности и преемственности осуществления контроля. Решение данной задачи осуществлялось одновременно по нескольким направлениям.
Проводились организационно-штатные мероприятия, велась активная работа по внедрению целого ряда документов, регламентирующих этапы планирования, организации, проведения контрольных мероприятий и подготовки отчетности.
При формировании нового штата ревизорского состава нам удалось сохранить основные кадровые ресурсы, которые ранее профессионально работали в данной сфере в Территориальном управлении Росфиннадзора по Красноярскому краю.
– Владимир Викторович, какие нарушения выявляют ваши сотрудники?
– В ходе осуществления контрольно-надзорной деятельности сотрудниками управления выявляются такие существенные нарушения бюджетного законодательства и иных нормативных актов, регулирующих бюджетные правоотношения, как:
- нецелевое использование бюджетных средств;
- неправомерное использование средств федерального бюджета;
- неэффективное использование полученного финансирования;
- нарушение порядка ведения бухгалтерского (бюджетного) учета и отчетности;
- нарушение порядка принятия бюджетных обязательств;
- нарушения процедур составления и исполнения бюджета по расходам, установленных бюджетным законодательством;
- нарушения в сфере законодательства о контрактной системе.
– Как проходит принятие решения о дальнейших принимаемых мерах к нарушителям?
– В целях рассмотрения результатов контрольных мероприятий, а также рассмотрения жалоб на представления, предписания в управлении создана контрольная комиссия.
На контрольных комиссиях коллегиально принимаются решения в отношении выявленных нарушений, в том числе решения о необходимости направления представлений и предписаний в адрес объекта контроля и направления уведомлений о применении мер бюджетного принуждения.
При рассмотрении результатов контрольных мероприятий на комиссию приглашаются представители объектов контроля, которые вправе высказать свои возражения на акт проверки. Использование механизма публичности рассмотрения результатов проверок и коллегиальности принятия решения рассматривается не только как возможность исключить ошибки ревизоров, но и как некий механизм досудебного разбирательства.
В рамках межведомственных соглашений организовано взаимодействие с правоохранительными органами и органами прокуратуры по вопросам планирования контрольных мероприятий и обеспечению обмена информацией о ходе рассмотрения переданных материалов контрольных мероприятий и принятых по ним решениях.
В целях совершенствования и повышения эффективности деятельности управления в части реализации полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере управлением заключено порядка 10 соглашений о сотрудничестве и взаимодействии с органами исполнительной власти, контролирующими, правоохранительными органами и органами прокуратуры Красноярского края.
При осуществлении контрольных мероприятий перед нами стоит задача не только выявить правонарушение, но и осуществить наиболее полный объем исчерпывающих мер, направленных на дальнейшую реализацию результатов проведенных мероприятий, пресечение и недопущение повторения выявленных нарушений вновь.
Зачастую при осуществлении контрольных мероприятий ревизорами выявляются признаки нарушений, требующих рассмотрения уполномоченными органами; по результатам переданной управлением информации правоохранительными органами могут быть возбуждены уголовные дела, вынесены представления, постановления и предостережения по нарушениям действующего законодательства.
Кроме того, при установлении нарушений, имеющих признаки административной ответственности, ревизорами самостоятельно осуществляется возбуждение дел об административном правонарушении, рассмотрение которых осуществляется уполномоченным должностным лицом управления, либо материалы дела передаются в суд по подведомственности.
По результатам рассмотрения дел виновное должностное лицо привлекается к административной ответственности с наложением штрафа, в определенных случаях выносится предупреждение.
В результате применения всех форм устранения нарушений законодательства Российской Федерации в финансово-бюджетной сфере значительная часть установленных нарушений подлежит устранению путем самостоятельного исправления допущенных нарушений объектом контроля либо принудительным исполнением и взысканием незаконно использованных средств непосредственно в доход бюджета.
Хотелось бы подчеркнуть, что управлением не только обеспечено осуществление непрерывности контроля при передаче полномочий по осуществлению государственного финансового контроля, но и задействованы резервы, направленные на повышение результативности проводимых проверок.
Одним из приоритетных направлений совершенствования нашей деятельности является расширение инструментов работы, позволяющих не только выявлять уже совершенные нарушения, но и предотвращать их за счет использования технологий предварительного контроля.
Такой комплекс подходов помогает обеспечить максимальную отдачу от контрольной работы и реализовать основную задачу всех ревизоров – это прежде всего выявление системных отклонений и устранение предпосылок нарушений.
Фото В.М. Кольчугиной