«Изъяны» доступной среды

Почему не все пандусы одинаково удобны?

«Изъяны» доступной среды Почему не все пандусы одинаково удобны?

– Вот видите, какая тут «доступность» для инвалидов? – жительница Сосновоборска Людмила Собакарева показывает на обычную пятиэтажку. Здесь находится местное отделение Пенсионного фонда. Читательница специально пригласила журналистов краевой газеты, чтобы указать на все «недочеты» реализации программы по доступной среде. Приблизиться на коляске вплотную к подъезду еще можно, а вот подняться по лестнице обычной хрущевки – уже нет.

 

Проблемы решают

На самом деле те проблемные моменты, на которые указала неравнодушная жительница небольшого городка под Красноярском, типичны для многих населенных пунктов. «Разбитый» тротуар, нет понижения бордюров. Или пандус у входа в филиал банка настолько крутой, что и здоровому человеку подняться по нему крайне сложно, а уж колясочнику – тем более. Раньше, когда город только застраивался, никому и в голову не могло прийти, что у людей с ограниченными возможностями тоже может возникнуть желание прогуляться по улицам, сделать покупки в супермаркете, добраться до остановки, чтобы сесть на автобус. Соответственно, лестницы – узкие, а входы в здания настолько близко к проезжей части, и пандус не установишь – человек будет «выкатываться» под колеса автомобилей. Получается, чтобы сделать все идеально, нужно весь город перестраивать.

В администрации Сосновоборска нам пояснили: про проблемы знают, пытаются решать. Понижение уровня бордюров там, где указывала наша читательница, будет сделано в этом году. А вот ремонт разбитого тротуара возле местной больницы, на который она также обращала внимание, запланирован только в 2019-м. Средств сделать все сразу не хватает.

И все же как быть тем, кто желает попасть в отделение Пенсионного фонда?

В министерстве социальной политики Красноярского края нам пояснили: «в случаях расположения учреждений на этажах, к которым не обеспечена доступность, необходимо принять меры по обеспечению доступности оказываемых услуг для инвалидов». Например, организовать помещения по их обслуживанию на 1-м этаже здания. А в случае, «если и 1-й этаж здания для инвалидов не доступен, должны быть приняты организационные меры по сопровождению человека с инвалидностью по учреждению (например, установка кнопки вызова персонала на входе в учреждение), или проведена работа по оказанию услуг на дому либо дистанционно».

Оказалось, что в отделении так и работают.

– По сути, инвалидам особой необходимости посещать управление нет, – поясняет Нина Бондарева, пресс-секретарь отделения ПФР в Красноярском крае. – Все выплаты им, как правило, назначены. В крайнем случае можно отправить заявление или получить консультацию на нашем сайте www.pfrf.ru. Мы объясняем, показываем им, как это делать. Также даем консультации в социальных сетях «ВКонтакте» и «Фейсбук». Наконец, у нас работает клиентская служба, представители которой могут посетить человека на дому. Вызвать специалиста в Сосновоборске можно по телефонам горячей линии 8 (391-31) 2-24-10, (391-31) 2-24-12, (391-31) 2-04-01, (391-31) 2-59-98. Если же маломобильный гражданин пришел на прием – у входа на первом этаже находится кнопка вызова специалиста, который поможет подняться на второй этаж в клиентскую службу.

Плитка упирается в столб

Но самая большая проблема, как говорят сами инвалиды, связана с доступом в коммерческие учреждения. Не только банк в Сосновоборске – но и, к примеру, многие крупные магазины в Красноярске не отличаются доступностью. Если пандус и есть, то сделан он больше для видимости.

Согласно своду правил СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», максимальный уклон пандуса не должен превышать 1:20 (5 %), то есть при перепаде высот 1 м длина пандуса должна быть не менее 20 м. При перепаде высот на путях движения 0,2 м и менее допускается увеличивать уклон пандуса до 1:10 (10 %).

Много ли пандусов вы видели длиной 20 метров? В основном – даже если место позволяет – семь-десять метров максимум.

Почему же так?

– Соответствующий закон со всеми СНИПами приняли совсем недавно, в 2015 году, – поясняет Галина Зименко, председатель региональной организации общероссийской организации «Всероссийское общество инвалидов». – А до этого строили так, как вздумается. Здания, которые возводятся в настоящее время, должны быть на сто процентов доступны людям с ограниченными возможностями. А то, что было построено ранее, в основном нужно переделывать. Конечно, нюансов здесь много. У меня много звонков от предпринимателей с вопросами о том, как лучше все организовать. Не везде можно сделать, допустим, подходящий пандус. Но и в таком случае остаются разные варианты. К примеру, аптека находится в старом доме, но у них есть такая услуга, как бесплатная доставка на дом лекарств для инвалидов. Заказать можно на сайте.

Оказывается, одного желания и даже средств, имеющихся в наличии, мало, чтобы сделать доступность объектов качественно – в соответствии со всеми требованиями. Нужны еще и определенные знания, иначе деньги будут потрачены впустую. Вот, к примеру, укладка тактильной плитки на улицах – дело нужное, но и здесь есть над чем задуматься.

– Я проходила специальное обучение по доступной среде, организованное Всероссийским обществом инвалидов в Москве, и знаю, что такая плитка укладывается только на переходах, – говорит Галина Зименко, – чтобы дать понять человеку: здесь нужно будет пересекать дорогу. А вот делать ее на ровном тротуаре, как у нас, – это нонсенс.

А еще у нас есть место прямо в центре города, где эта плитка упирается… в столб. Много ли от нее пользы? Внутри зданий она также не нужна. Вообще нюансов очень много. Скоро мы откроем центр по доступной среде в Красноярске, где будем проводить обучающие семинары. Сможем и в районы выезжать, рассказывать людям, как все сделать правильно.

Но и сами люди с ограниченными возможностями не остаются в стороне. Они подсказывают, как сделать так, чтобы среда стала по-настоящему доступной.

Жительница Красноярска Ольга Шикунова передвигается на инвалидной коляске. Она выполняет роль общественного контролера по доступной среде и участвует в «тестировании» объектов.

– На одной из железнодорожных станций заметила: пандус, который ведет к центральному входу, по уклону не подходит, но есть хороший пандус с другой стороны, – рассказывает Ольга. – После наших замечаний появились соответствующие указатели, чтобы людям было понятно, каким пользоваться лучше всего. А вообще у нас сейчас делается много – культурные учреждения стали доступными. Можно спокойно прогуляться по набережной. Вообще город стал удобнее. Хотя недочеты, конечно, есть, и мы постоянно обращаем на них внимание. Так, очень проблемный объект – остров Татышев. Там спуска от остановки до самого острова пока не предусмотрено. Но, надеемся, и для этой проблемы будет найдено решение.

Хотелось бы, конечно, чтобы благоприятные изменения наступили в кратчайшие сроки. Но такое вряд ли возможно. Самое главное, что инвалидов стараются услышать, а не отмахнуться от них.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
22 ноября 2024
Новые нормативы ТКО в крае: что изменится с 2025 года
В Красноярском крае продолжают наводить порядок в области обращения с твердыми коммунальными отходами. Ключевой этап – внедрение новых нормативов накопления
Без рубрики
22 ноября 2024
Одобрено бассейновым советом
В соответствии с планом работы Енисейским БВУ Росводресурсов в мае и октябре 2024 года проведены очередные заседания бассейнового совета Енисейского
Без рубрики
22 ноября 2024
Здесь наши корни
В этом году компания «Красноярскнефтепродукт», которая представляет одну из крупнейших сетей АЗС в регионе, отмечает свое 90-летие. Главное богатство предприятия