Соответствующее постановление принято в правительстве региона. С февраля 2020 года тариф увеличится на 14,2 процента. В рублевом выражении рост составит от 1,07 до 1,49 в зависимости от территории, этажности и наличия лифтов. Таким образом, для квартиры площадью 50 квадратных метров тариф вырастет на 53,5–74,5 рубля в месяц. В 2021–2022 годах взнос также будет расти, но на уровень инфляции – 4 процента.
Две стороны медали
Решение, прямо скажем, не популистское. Оно ожидаемо вызвало волну критики, тем более что критиковать систему капремонта есть за что. Действительно, за весь период существования регионального фонда капитального ремонта ни один годовой план не был выполнен. В итоге хронического недовыполнения объемов работ в фонде на сегодня накопилось около 9,7 миллиарда неосвоенных рублей. Это одна сторона медали.
Но есть и другая.
– Каждый год мы стараемся удваивать количество выполненных ремонтов. Так, в 2016 году были проведены работы в 236 домах, в 2017 и 2018 годах – в 454 и 1 012 домах соответственно. А за 9 месяцев текущего года мы сделали в два раза больше, чем за аналогичный период предыдущего, – рассказывает главный инженер фонда капитального ремонта Тарас Метляев.
По итогам третьего квартала завершены работы в 950 многоквартирных домах. Еще 1 008 будут сданы в четвертом квартале. Процент выполнения высокий: в тринадцати муниципальных образованиях края ремонты уже завершены. В двенадцати муниципалитетах находятся на финальной стадии – более 75 % от плана. Таким образом, и в этом году тенденция удвоения объемов сохраняется.
Можно критически оценивать качество планирования, можно говорить о том, что реальная ситуация оказалась значительно более сложной, чем виделась изначально. Но во всяком случае называть такую динамику роста «провалом в сфере капремонта» как-то язык не поворачивается.
Предотвратить коммунальный коллапс
Теперь о том, куда будут потрачены средства фонда капремонта с учетом пресловутого увеличения взноса.
Об этом подробно рассказал заместитель министра промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края Евгений Гаврилов.
– В приоритетном порядке мы будем менять то, что в наибольшей степени влияет на безопасность проживания в жилых домах: лифтовое и газовое оборудование, – подчеркнул он. – Это обусловлено тем, что лифты и газ нельзя сделать качественно в рамках текущего ремонта.
В ближайшие три года планируется заменить 3,5 тысячи лифтов с истекшим сроком эксплуатации. Учитывая, что замена одного лифта обходится в среднем в 2–2,5 миллиона рублей, только на эту статью по минимуму понадобится 7 миллиардов рублей.
А кроме этого, планируется модернизация газового оборудования в 450 домах. Причем речь идет не о простой замене труб. Будут установлены сигнализаторы загазованности в каждом жилом помещении и электромагнитные клапаны в подъезде. В случае утечки в какой-либо из квартир такая система полностью перекроет подачу газа в подъезде и предотвратит трагедию.
Последний взрыв газа с разрушениями и человеческими жертвами произошел в краевом центре 14 февраля текущего года. И он, к сожалению, не единственный – ни в крае, ни в стране. По данным независимых исследований, взрывы бытового газа в России происходят с периодичностью 43 часа. И в большинстве случаев по причине устаревшего или неисправного оборудования.
Растет и статистика трагедий, вызванных неисправными лифтами. В прошлом году, к примеру, Россию потрясла история женщины, раздавленной вместе с шестимесячным ребенком лифтом в Симферополе. Значительная часть подъемников выработала свой ресурс. В целом по стране таких устройств порядка 110 тысяч. По краю лифтов, требующих замены, специалисты насчитали 8 тысяч.
Федеральное законодательство с учетом в том числе и растущей динамики ЧП ужесточает требования – отработавшие свой срок лифты должны быть заменены. Но как это сделать на практике? С одной стороны, за общее имущество несут ответственность хозяева квартир конкретного жилого дома. С другой стороны, для того чтобы собрать деньги на замену лифтов обычной девятиэтажки постройки 70-х годов прошлого века, собственникам понадобится около 10 лет. И, возможно, большую часть этого срока им придется подниматься в квартиры пешком, поскольку лифты работать уже не будут.
– Если раньше можно было провести освидетельствование, выполнить определенный ремонт, то сейчас федеральный законодатель установил, что лифты, выработавшие свой ресурс, подлежат замене, – рассказывает исполнительный директор УК «Холмсервис» – представитель «Союза работников предприятий ЖКХ» Татьяна Дидковская. – В связи с этим нашей управляющей компании необходимо в ближайшие три года заменить 32 лифта. На сегодняшний момент накопленные средства домов – неважно, на спецсчете они находятся или на счете регионального оператора – не позволяют произвести такие работы. Конечно, увеличение взносов на капремонт – мера не очень приятная для собственников, но иначе вообще ничего невозможно сделать. Не далее как два месяца назад на заседании «Союза работников предприятий ЖКХ» прозвучала информация, что такова ситуация в целом в краевом центре. Лифты изношены, а денежных средств у собственников недостаточно.
Повысить или снизить?
Масштабная программа обновления лифтового и газового хозяйства в ближайшие три года разработана, чтобы не допустить коммунального коллапса. Но она «съест» не только накопленные 9,7 миллиарда, но и гораздо больше. Не стоит забывать о том, что, кроме газа и лифтов, в планах капитальный ремонт 2 438 многоквартирных домов. И, наверное, если бы существовал иной финансовый источник, не пришлось бы прибегать к столь непопулярной мере, как повышение взносов на капремонт.
Остается еще один вопрос: а что получат те жители, у которых нет ни лифта, ни газа?
– А получат они новое качество ремонта, – говорит Евгений Гаврилов. Речь, в частности, идет о современной технологии утепления фасадов МКД – «Термолэнд». Эта технология опробована в Подмосковье и дала впечатляющие результаты: за счет эффективного сбережения тепла у жителей на 15–20 процентов снизилась плата за отопление, которая составляет львиную долю в структуре коммунальных тарифов. Уже в ближайшее время эту технологию, по словам Евгения Гаврилова, планируют начать внедрять у нас, в том числе в северных территориях края, где стоимость гигакалории тепла существенно выше, чем в центральных и южных районах. И, наверное, успех этой программы стал бы самым убедительным доказательством того, что можно заплатить больше и в итоге оказаться в выигрыше.