Этой зимой с улиц Красноярска было вывезено более 900 тысяч кубометров снега. Почти в два раза больше, чем за три предыдущих года, вместе взятых. Синоптики обещают снежный март, поэтому цифра может перевалить за миллион. На практике это сто тысяч груженых КамАЗов.
В ясный морозный день вместе с сотрудниками департамента городского хозяйства Красноярска мы едем с проверкой, как идет расчистка улиц. Еще свежи в памяти декабрьские снегопады, когда в городе образовывались огромные пробки. Дорожные службы не успевали справляться с природной стихией. В новом году осадков выпало намного меньше. Только у коммунальщиков забот не убавилось – теперь горожанам досаждают снежные валы, образовавшиеся вдоль дорог.
Мы двигаемся через центр города. Здесь все расчищено. Однако уже на улице Копылова взгляд упирается в метровые сугробы. Валуны из снега лежат кучками у придорожных деревьев, вдоль тротуаров, стоянок. Я интересуюсь, будет ли их кто-нибудь убирать и когда.
– До весны они будут убраны, – заверил Игорь Цедрик, директор МУП «Специализированное автотранспортное предприятие» г. Красноярска. – Если не принять мер, с наступлением тепла они начнут таять. На тротуарах будет настоящий потоп. Сейчас мы делаем все, что в наших силах. Работаем по максимуму, и если где-то есть снежные насыпи, мы их уберем. Другое дело, что мы не можем везде успеть. Странная ситуация: в адрес дорожников сыпется столько критики, а я в ответ предлагаю приехать и посмотреть, как бригады трудятся днем и ночью. Добровольцы сразу куда-то испаряются. Обратите внимание, что мы работаем и при -35, и при -38. Машины не выдерживают, ломаются, а мы убираем. Есть еще одна проблема. В сильные морозы невозможно очистить остановки от небольших накатов. Техника не берет. Нужно, чтобы было хотя бы -20.
В Красноярске все дороги распределены по реестру. Половина из них, включающая главные магистрали города, закреплена за МУП «Специализированное автотранспортное предприятие». Остальные обслуживают районные организации. Они обязаны содержать в порядке не только дорожное полотно, но и тротуары, остановки и пешеходные переходы. В среднем каждый день на очистке улиц задействовано около двухсот единиц техники, еще сто выезжает работать ночью.
На улице Елены Стасовой две спецмашины с шумом расчищают пешеходную зону. Следом идет погрузчик. Его лопасти собирают куски снега и загружают в кузов грузовика. Далее грязно-серую массу отвезут на снегоотвалы за пределы города.
Оператор снегоуборочной машины Александр Назаренко, оторвавшись на несколько минут от процесса и распахнув дверцу кабины, беседует с нами:
– Я в службе уже 15 лет, но столько снега, как в этом году, не видел давно. Сейчас у нас 12-часовой рабочий день, часто приходится выходить в ночь. Мне знакомые говорят: «Что же вы ничего не делаете, там-то, там-то не расчищено». А я объясняю, что невозможно все очистить за раз. Физически нереально справиться с таким объемом работы.
Трудно представить сибирскую зиму без снега и трескучих морозов. И вроде бы городские службы работают день и ночь. Тем не менее многие улицы столицы края не расчищены и ждут весны в первозданном, так сказать, виде. Департамент городского хозяйства и руководители ответственных предприятий утверждают, что техники и рабочей силы хватает. По необходимости они даже прибегают к помощи сторонних организаций. Наверное, дело в том, что снег все идет и идет.