В этом году, 8 сентября, исполнится 220 лет со дня образования Министерства юстиции Российской Федерации. О значимости этого государственного органа в жизни территорий наш разговор с членом Общественной палаты Российской Федерации, заместителем председателя Общественной палаты Красноярского края Валерием ВАСИЛЬЕВЫМ.
– Валерий Иванович, что для вас значит Министерство юстиции?
– Восприятие в обыденном сознании места и роли Министерства юстиции Российской Федерации и его территориальных органов в регионах, особенно на фоне отсутствия в информационном пространстве громких акций, на мой взгляд, не соответствует фактическому весу и положению этого значимого государственного органа.
По факту же колоссальная работа, осуществляемая органами юстиции по правовому и политическому обеспечению деятельности государственных, некоммерческих, общественных и иных организаций, направлена на развитие и укрепление взаимодействия органов власти и институтов гражданского общества. Но и это только внешняя, видимая сторона деятельности этого государственного органа.
Предметное погружение в его деятельность поражает многогранностью и широтой компетенций ведомства. Полномочия по координации деятельности пенитенциарной системы и судебных приставов позволяют отнести эту государственную структуру к силовому блоку. С другой стороны, правоприменительные функции в сфере нотариата и адвокатуры, во многом защищающих законные права граждан, подтверждают, как бы это необычно ни звучало, правозащитную функцию министерства.
– Какие перемены (достижения) в работе органов юстиции вы могли бы отметить?
– В последние годы по мере развития государства и институтов гражданского общества органы юстиции заняли активную позицию с точки зрения укрепления единообразного понимания российского законодательства и формирования единого правового пространства страны.
Особой позитивной оценки заслуживает активная деятельность ведомства по выявлению НКО – иностранных агентов, которые, выполняя социальные и политические задачи зарубежных грантодателей, осуществляют деструктивную деятельность на территории России.
Заслуживает внимания и изменение практики оказания гражданам и некоммерческим организациям государственных услуг. Высокий профессионализм сотрудников территориального управления Министерства юстиции по Красноярскому краю, внимательное и доброжелательное отношение к субъектам обращений способствуют формированию уважительного отношения к этому органу, в котором всегда можно получить исчерпывающую информацию по интересующим вопросам.
– Расскажите о вашем сотрудничестве.
– Мои некоторые оценки и выводы основываются на многолетнем взаимодействии с Красноярским управлением в качестве председателя Гражданской ассамблеи края (уникальный институт гражданского общества – прообраз Общественной палаты края, существующий с 2007 г.), члена Общественной палаты РФ и члена координационного совета при управлении.
Участие в этом совещательном органе значимо для меня не только с точки зрения статуса, но и как возможность высказать точку зрения общественности по многим существенным вопросам, которые слышат не только сотрудники ведомства, но и представители органов государственной власти края, входящие в состав совета.
– Что бы вы могли пожелать органам юстиции и их сотрудникам в юбилейный год?
– Министерство юстиции России, существующее уже более 200 лет, несмотря на все превратности истории своего существования, этим самым подтвердило свою значимость в системе государственных органов страны.
Менялись его задачи и компетенции, но оно оставалось одним из немногих системообразующих государственных структур, обеспечивающих единое правовое пространство, которое всегда способствовало упрочению российского государства. И в этом контексте видится дальнейшее развитие ведомства, прежде всего, с точки зрения усиления его координационных функций.
Рекомендации ведомства должны носить, как это бы ни воспринималось, более императивный и обязательный характер, особенно по вопросам противодействия НКО-иноагентам и укрепления государственной безопасности. Характер межведомственной деятельности органов юстиции должен распространяться не только на те органы и организации, определенные Положением о министерстве, но и на другие государственные структуры, участвующие в формировании и обеспечении единого правового пространства.
На мой взгляд не совсем дилетанта в сфере государственного управления, ведомство нуждается и в серьезном организационно-штатном укреплении, так как постоянно увеличивающийся объем и характер работ требует адекватного реагирования и соответствующей мотивации. Конечно, это лишь взгляд со стороны. Но взгляд общественника, который видит некоторые проблемы, и это естественно, под другим ракурсом. И все же о главном – юбилее органов юстиции: 220 лет стоять на страже государства – это возможно только при условии быть государственником не только по форме, но и по содержанию деятельности.
И в этом плане пожелание только одно: оставаться такими и дальше, глубоко осознавая свою ответственность за работу на доверенном участке государственной деятельности. Нелегкий, на первый взгляд «бумажный», но чрезвычайно ответственный труд предполагает надлежащую оценку сотрудников органов юстиции. Хочется надеяться, что к памятной дате, да и не только, он будет оценен достойно. И, конечно, всем сотрудникам – карьерного роста и процветания во всех делах и начинаниях.