23 августа 1943: Победа в Курской битве

23 августа 1943: Победа в Курской битве
Фото: Александр Жуковец

Партнером проекта «Месяцы, опаленные войной» стали угольщики АО «СУЭК-Красноярск». В компании трепетно и с почтением относятся к памяти о страшных событиях военного лихолетья, помнят бессмертные подвиги тех, кто сражался на фронтах Великой Отечественной, приближал Победу в тылу, а вернувшись к мирной жизни, посвятил себя созидательному труду. В этой рубрике мы вспоминаем ключевые события войны и рассказываем о ее ветеранах, бывших шахтерах, первостроителях угледобывающих предприятий, жителях шахтерских городов Красноярского края.

23 августа 1943. Победа в Курской битве

Битвой под Курском завершился коренной перелом в Beликой Отечественной войне. Курская дуга вошла в историю Второй мировой как яркая страница ратной славы Красной армии. Здесь фашисты решили взять реванш за свое поражение под Сталинградом, стянув к месту боев огромное количество танков, авиации, артиллерии, живой силы. Но враг жестоко просчитался.

Крупнейшее в истории человечества танковое сражение близ железнодорожной станции Прохоровка 12 июля 1943 года позволило советским войскам начать решающее наступление. Сухопутные войска Красной армии, поддержанные с воздуха ударами воздушных сил, к 23 августа 1943 года отбросили противника на запад на 140–150 километров, освободили Орел, Белгород и Харьков.

В Курской битве советские воины проявили мужество, стойкость и массовый героизм. Свыше 100 тысяч человек были награждены орденами и медалями, 231 человек удостоен звания Героя Советского Союза. 132 соединения и части получили гвардейское звание, 26 удостоены почетных наименований Орловских, Белгородских, Харьковских и Карачаевских.

Курская дуга стала символом воинской доблести для сибиряков: красноярцев, североенисейцев, мотыгинцев, жителей южных районов края, воевавших на этих рубежах в составе 309-й стрелковой дивизии.

После Курской битвы соотношение сил на фронте резко изменилось в пользу Красной армии, что обеспечило ей благоприятные условия для развертывания общего стратегического наступления. Германия и ее союзники перешли к обороне на всех театрах Второй мировой войны, начался распад фашистского блока.

Судьба фронтового шофера

В сорок пятом, когда я был молод,

Мы пришли сюда, в дикий лес,

Чтобы в дебрях воздвигнуть город,

В глухомани построить разрез.

Строки, вынесенные в эпиграф, принадлежат перу почетного жителя города Бородино Анатолия Афанасьевича РЕШЕТЕНЯ. Он участвовал в самом кровавом в истории войны танковом сражении на Курской дуге, за которое он был награжден орденом Отечественной войны I степени.

Будущий орденоносец родился в 1925 году в селе Малая Камала Рыбинского района Красноярского края. После начала войны, подростком, работал в колхозе, а в 1942-м, когда ему исполнилось семнадцать, был призван на фронт.

Фото: администрация города Бородино

Рядовой Решетень воевал в составе 616-го отдельного минометного полка 9-го механизированного корпуса 3-й гвардейской танковой армии. Был фронтовым шофером – возил полковой миномет. В танковом сражении на Курской дуге получил контузию.

Еще одно тяжелейшее ранение – в ногу – настигло солдата уже в конце войны, в начале февраля 45-го года, в боях за столицу Нижней Силезии – тогдашнего немецкого города Бреслау. В жестоком бою Анатолий Решетень попал под немецкий бронетранспортер, обошедший позицию минометчиков. Вражеская машина раздавила и миномет, и его расчет. На тот момент из восьми бойцов оставалось только трое, в том числе младший сержант Решетень. Он чудом уцелел. Военные хирурги сложили почти оторванную и пережеванную в правом бедре ногу. Фронтовик так и прожил всю свою жизнь с этой изуродованной ногой. Победу он встретил в Азербайджане, в госпитале города Баку.

После того как в июне 1945 года его комиссовали и определили вторую группу инвалидности, Анатолий получил документы, талоны на питание и отправился в родные края, в Сибирь.

«Я с большим трудом выбрался из вагона на костылях и собирался зайти в вокзал, но меня окликнул женский голос, почему-то знакомый, – вспоминал свое возвращение домой Анатолий Афанасьевич. – Да это же тетя Дуся Каткова, мать Петра Каткова! Она бросилась мне на грудь, обхватила руками за плечи и заревела во весь голос, обливаясь слезами и причитая: «А куда Петрушу девал?! Вы же вместе ушли! И скоро пришла похоронка…» Она исступленно ревет, я тоже стою и плачу, опираясь на костыли. И гложут меня и обида, и упрек ее скорбный: почему я остался жив, а сын ее погиб?»

Отважный солдат Великой Отечественной и первостроитель Бородинского разреза Анатолий Решетень немало сил потом отдаст процветанию своей малой родины и всей страны. Он всегда с энтузиазмом поддерживал все добрые общественные начинания. Когда в Бородино открывался музей истории, Анатолий Афанасьевич одним из первых принес туда экспонаты – собственноручно сколоченные лежанку и табурет, самодельные шахматы, фотографии. Все это бережно хранится там до сих пор.

Героический ветеран был хорошо известен своим землякам как талантливый писатель и поэт, автор интереснейших очерков о Бородино и людях, строивших там угольный разрез. Всю жизнь носил с собой ручку и блокнот, с документальной точностью описывая все, что происходило вокруг. Он часто публиковался в газете «Бородинский вестник», журналисты его любили.

В 2006 году в свет вышла книга под названием «Живая память». Его глубокие знания истории, литературы, искусства, политики поражали земляков – ведь Анатолий Афанасьевич вырос в простой крестьянской семье. Раскулачивание оставило страшный след в жизни восьмилетнего мальчика – он остался без отца. Но горевать было некогда: еще ребенком ему пришлось думать о том, как прокормить младших. Но даже в таких непростых жизненных условиях крестьянский мальчик чувствовал тягу к литературному творчеству. Вел дневники, где описывал то, что его удивляло.

После войны, когда Анатолий вернулся домой, какой-то начальник рассказал ему, что приехал со строительства нового угольного разреза, и спросил, нет ли у него на примете человека, разбирающегося в американских автомобилях. Анатолий Афанасьевич сообщил, что он сам три года колесил по военным дорогам на студебекере, поэтому в американских грузовиках кое-что понимает.

Так благодаря военному шоферскому опыту попал наш герой на Ирша-Бородинский разрез в 1945 году. Он был в числе первых его строителей. Руководил небольшой группой военнопленных на работах по сборке автомобилей.

Вот что он рассказывал на открытии памятника первостроителям Бородино:

«Нас было трое: начальник строительства Малыхин, главный механик Беляев и Решетень – шофер. Мы прибыли ранним утром на автомобиле и привезли с собой знак: «Здесь будет развернуто строительство Ирша-Бородинского разреза. 10 августа 1945 года». Какое счастье быть первым! Ведь здесь рождается совершенно новый город, совершенно новое невиданное предприятие. Малыхин обратился ко мне: «Ты молодой, проживешь, видимо, долго. Запомни этот день и час, расскажешь следующим поколениям, как это свершалось». И я ему обещал: «Не только запомню, но запишу в дневник и когда-нибудь воспою в стихах это время».

Свое слово Анатолий Решетень сдержал – городу, который он строил и любил всей душой, ветеран посвятил немало поэтических строк и мемуаров.

Публикация подготовлена по материалам книги «Герои войны – герои СУЭК»

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
3 декабря 2025
Флот – ключ к Арктике: подведены итоги навигации 2025 года на реках Сибири
Как обычно, это был период напряженной работы для всех, кто связал свою судьбу с профессией речника. Сибирские реки по-прежнему остаются
Без рубрики
30 ноября 2025
Как не попасть на уловки мошенников при планировании поездки на новогодние праздники
Новогодние праздники традиционно становятся пиком туристического сезона: люди стремятся вырваться из повседневной рутины, заранее застолбить лучшие предложения и отправиться туда,
Без рубрики
30 ноября 2025
В Красноярске готовится к открытию филиал национального центра «Россия»
Филиал разместится на набережной в здании галереи «Енисей», а при организации пространств будет использовано наследие международной выставки-форума «Россия», прошедшей в
Мы используем cookie-файлы для улучшения вашего опыта просмотра, предоставления персонализированной рекламы и контента, а также анализа трафика сайта. Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Согласен
Политика конфиденциальности