24 июня 1944-го: Начало операции «Багратион»

24 июня 1944-го: Начало операции «Багратион»
Фото: Руслан Рыбаков

Партнером проекта «Месяцы, опаленные войной» стали угольщики АО «СУЭК-Красноярск». В компании трепетно и с почтением относятся к памяти о страшных событиях военного лихолетья, помнят бессмертные подвиги тех, кто сражался на фронтах Великой Отечественной, приближал Победу в тылу, а вернувшись к мирной жизни, посвятил себя созидательному труду. В этой рубрике мы вспоминаем ключевые события войны и рассказываем о ее ветеранах, бывших шахтерах, первостроителях угледобывающих предприятий, жителях шахтерских городов Красноярского края.


После изгнания врага с Украины ситуация на фронте способствовала освобождению и других территорий Советского Союза. И в первую очередь – Белоруссии. Спустя три года после начала войны советские войска были полны решимости взять реванш за тяжелые поражения здесь в 1941 году.

На белорусском направлении линия фронта образовала огромный выступ, который был обращен вглубь СССР, так называемый Белорусский балкон. Это был огромный плацдарм, на котором укрепилась все еще мощная группировка противника – группа армий «Центр». Советским фронтам противостояли силы 42 немецких дивизий, всего около 850 тысяч человек.

С советской стороны сначала имелось не более 1 миллиона человек. Однако к середине июня 1944 года численность соединений Красной армии, предназначенных для удара, была доведена до 1,2 миллиона. Войска располагали 4 тысячами танков, 24 тысячами орудий, 5,4 тысячи самолетов.

Белорусская стратегическая наступательная операция получила кодовое название в честь легендарного русского полководца, героя Отечественной войны 1812 года генерала Багратиона.

Наступление 1-го Белорусского фронта началось 24 июня. Об этом возвестили мощные удары нашей бомбардировочной авиации. В течение двух часов артиллерия разрушала оборонительные сооружения противника на переднем крае и подавляла систему его огня. В шесть часов утра перешли в наступление части 3-й и 48-й армий, а часом позже – обе армии южной ударной группы. Развернулось ожесточенное сражение.

В ходе Белорусской операции немецкая группа армий «Центр» была разбита и отброшена на 550–600 километров.

От взвода он остался один…

В боях за освобождение Белоруссии сражался житель сибирского города Бородино, после войны – машинист экскаватора и горный мастер Иван Ефимович Арбузов. На груди ветерана сверкали не только боевые, но и трудовые награды.

Старшина роты Иван Ефимович Арбузов – бородинец «особого значения». Родился он в советский «красный день календаря» – 7 ноября 1924 года в селе Усть-Яруль Ирбейского района Красноярского края.

Только-только окончил восьмилетку, и через несколько недель грянула война. Учеников отправили в тайгу на заготовку леса для шахт, а уже в следующем, военном году Иван работал в шахте, добывая золото. Отсюда же, из шахты, прямо со смены он вместе с другими ребятами поехал в райцентр на призывной пункт. Новобранцев привезли в Улан-Удэ, где полгода готовили к фронту в пехотном училище. А в феврале 1943 года курсантов отправили под Москву в 277-ю стрелковую дивизию, которая только что вышла из-под Сталинграда для пополнения состава. Зачислили старшего сержанта Арбузова во взвод противотанковых ружей помощником командира.

Весной Арбузов был уже на передовой. В первом же бою он понял, насколько тяжелое и страшное это дело – война: из двадцати одного курсанта во взводе осталось только семеро. А через несколько дней – другой бой, в котором от взвода остался только он один.

На войне все стремительно меняется: уже через несколько дней старший сержант Арбузов бил врага под Смоленском в составе взвода минометной роты, куда был зачислен помощником командира. А вскоре стал и старшиной этой роты. Хозяйство хлопотное: девять минометов, люди постоянно меняются, гибнут в бесконечных боях.

Осенью 1943-го в одном из таких жестоких боев Арбузов был тяжело контужен – рядом с его огневой минометной ячейкой разорвался немецкий снаряд, и его с верхом засыпало землей. «Если бы ребята не откопали, еще минут десяток – задохся бы», – вспоминал потом Иван Ефимович.

Всего-то неделю и «отдохнул» после контузии в санчасти, а затем вернулся в роту, и опять в бой… Думалось ему, что в рубашке родился: в одном из боев погиб весь батальон за исключением его минометной роты. «И пришлось нам, минометчикам, спешить на помощь оставшимся в живых стрелкам. Конечно же, на передовую мы прибыли без минометов, только с личным стрелковым оружием. Когда подошли к нашим позициям, – рассказывал Арбузов, – окопы были завалены телами погибших. А немец, словно чуя, что в окопах-то уже никого нет, – в атаку! И нам бы полечь там. Но выручил нас станковый пулемет. Он лежал вверх катками среди трупов. У меня-то опыт работы с этим пулеметом был!»

Старшина роты Арбузов за время наступательных боев в июне 1944 года от Витебска до границ Восточной Пруссии бесперебойно обеспечивал роту боеприпасами и горячей пищей. Однажды при форсировании реки Березина бойцам срочно потребовались боеприпасы, которые было практически невозможно доставить транспортом. Тогда Арбузов организовал группу из пяти человек, и они вместе с ним на себе через реку под огнем противника доставляли мины на передовую. Эта своевременная поддержка практически и решила исход боя за взятие плацдарма на берегу Березины.

Старшина Арбузов вдоль и поперек прошел Белоруссию, освобождая ее от врага. Форсировал Неман. Воевал в Литве, Польше и под Кенигсбергом. Однако саму столицу Восточной Пруссии ему так и не довелось брать – в январе 1945-го его вызвали в штаб дивизии и приказали сдать роту другому командиру, а Ивана отправили в Томск в военное пехотное училище. Там курсанта Арбузова зачислили сразу на второй курс, а заканчивал учебу он уже в Новосибирске. Получив звание младшего лейтенанта, в августе 1946 года оказался в пограничных войсках в Забайкалье.

До 1956 года старший лейтенант, а затем майор Арбузов служил в погранвойсках, был политруком и командиром автороты отдельного автовзвода. А демобилизовавшись, решил начать мирную жизнь в горняцком поселке Бородино.

Несмотря на то что окончил горный техникум, поначалу работал директором поселковой столовой, позже – начальником отдела кадров ОРСа. Но настоящее горное дело отчаянно манило Ивана Ефимовича, и он наконец стал сначала помощником, а затем и машинистом экскаватора. Свою трудовую карьеру завершил в должности горного мастера.

Как он хорошо сражался, об этом говорят его боевые награды: ордена Красной Звезды, Отечественной войны II степени и две медали «За боевые заслуги». А как славно трудился – орден Трудового Красного Знамени и знаки «Шахтерская слава» II и III степеней…

Выйдя на пенсию в 1980 году, Иван Ефимович Арбузов еще долго работал заведующим складом взрывчатых материалов и занимался общественными делами – был председателем совета ветеранов города Бородино. Вместе с Василием Константиновичем Трегубом и другими ветеранами он провел огромную и кропотливую работу по увековечению памяти земляков, не вернувшихся с войны. Результатом их трудов стали книги «Никто не забыт» и «Все для фронта! Все для Победы!».

Публикация подготовлена по материалам книги «Герои войны – герои СУЭК».

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

На Красноярской ТЭЦ-1 продолжается масштабная экологическая модернизация
В рамках федеральной программы «Чистый воздух» на Красноярской ТЭЦ-1 продолжается масштабная модернизация оборудования. СГК планирует в этом году завершить монтаж
Без рубрики
16 июля 2025
Буллинг в школах: почему проблема обостряется и как с ней бороться?
В одном из детских лагерей в Красноярском крае произошло ЧП: трое подростков надругались над 10-летним мальчиком. При этом, травля продолжалась
Без рубрики
15 июля 2025
Какие сведения находят красноярские исследователи в губернаторских отчетах прошлых веков
Губернаторские отчеты представляют собой ежегодные или периодические доклады, которые губернаторы направляли в центральные органы власти. В них содержится много интересных