В воскресенье, 27 октября, в России будет отмечаться День работников автомобильного и городского пассажирского транспорта. В нашем крае этот профессиональный праздник считают своим тысячи людей: водители и диспетчеры, механики и слесари, специалисты по организации движения и другие сотрудники автопредприятий. Примет поздравления и красноярка Елена Ямщикова, которая водит по улицам краевого центра пассажирский автобус.
Пассажиры ей улыбаются
Трудится Елена в Красноярском пассажирском муниципальном автотранспортном предприятии № 5, которое обслуживает несколько городских маршрутов, наша героиня чаще всего курсирует по 64-му и 26-му.
Подсаживаюсь к ней в автобус на одной из остановок в Северном в конце смены, которая сегодня заканчивается днем: сделаем вместе оставшиеся полкруга и поедем в парк.
Автобус у Ямщиковой не то чтобы маленький, но и не большой – современный ЛиАЗ среднего класса. Сиденья для пассажира в кабине нет. Поэтому с водителем в дороге не пообщаешься. Стою рядом и наблюдаю через стекло, как красиво Елена ведет свою машину: уверенно, плавно, движения отработаны до автоматизма. На внезапные изменения дорожной ситуации реагирует быстро, точно, даже изящно. И без нервов.
Женщины за рулем терпеливей, чем мужчины. Снисходительней к ошибкам других на дороге, они не лихачат. У нас, мне кажется, и чувство самосохранения выше, – рассуждает Елена, пока стоим на светофоре.
Что ж, незаменимые качества для того, кто возит пассажиров.
Спрашиваю, какие профессиональные сны ей снятся.
– Да страшилки всякие! – смеется она. – Обычные водительские сны – это не только у меня. Что тормоза отказали, что машина сломалась. Мозг ведь постоянно озабочен безопасностью, а во сне расслабляется. Ответственность на нашей работе большая. Постоянно, каждую минуту думаешь о пассажирах, как бы с ними чего не случилось. У нас за спиной самый ценный «груз» – люди. Знаете, к нам в парк, случалось, приходили работать опытные мужчины-дальнобойщики. Но не все задерживались, некоторые говорили: нет, лучше уж на трассе, а здесь все время в таком напряжении… Но я привыкла, мне нравится ездить по городу, возить людей. Хотя всякое случалось. И бабушки в обморок падали, запарившись зимой у печки в своих ста одежках – приходилось приводить их в чувство; и агрессивные люди попадаются…
Лена рассказывает, что многих пассажиров на своих маршрутах она давно знает в лицо, а они – ее:
– Увидят, что подъезжаю к остановке, и уже издалека улыбаются. Здороваются.
– Удивляются люди, увидев вас в кабине?
– Как ни странно, есть еще такие. Некоторые язвят: «Хоть бы живыми довезла». Как будто это диковинка – женщина за рулем автобуса. Только в нашем парке семь таких девушек.
Свое мастерство эта хрупкая, улыбчивая и обаятельная женщина не единожды доказывала в профессиональных состязаниях: в этом году она второй раз победила в конкурсе профессионального мастерства, который проводится на предприятии, опередив в том числе и мужчин. Спрашиваю: не обидно ли было мужикам, что их обошла представительница прекрасной половины?
– Не знаю, – смеется Лена. – Виду никто не подал. У нас в парке хорошие ребята, все профессионалы, все любят свою работу и относятся к ней с душой.
Пассажиры выходят, заходят, автобус едет по «выделенке» быстро, и вот снова конечная – Тихие Зори. Полкруга проехали незаметно.
Смена закончена, двигаемся в парк на Калинина. Пробок пока нет.
– Затишье перед бурей. Пятница, рабочий день подходит к концу, через часик начнется. У некоторых людей еще дачный сезон не кончился, поэтому можно встрять надолго. Но мы еще проскочим, – объясняет водитель.
В Красноярском крае организовано более 900 маршрутов регулярных перевозок пассажиров автомобильным и городским наземным электрическим транспортом.
На них работает порядка 180 хозяйствующих субъектов разных форм собственности, в том числе 11 муниципальных автотранспортных предприятий.
Все вместе они ежедневно выпускают на линии более трех тысяч транспортных средств.
Среднегодовой пассажиропоток в регионе составляет 330 млн пассажиров.
28 лет за рулем
Послерейсовый порядок действий отработан до мелочей. Сначала заправка – муниципальные автобусы заправляются не на городских АЗС, а здесь, в гараже. Потом – мойка машины. Снаружи это делают механические щетки, через которые надо проехать. А в салоне – вручную: струя воды из аппарата, швабра. Оказывается, салон моет сам водитель, а не специальные уборщики.
Но Лена сегодня проработала всего полдня, на улице чисто, поэтому с салоном она управляется за пять минут. И просит меня передать горожанам:
Автобусы никогда не выезжают на линию грязными! Мы их тщательно моем после каждой смены. Просто бывает, когда в городе слякоть, выедешь утром из парка, и пока доберешься до конечки, в салоне уже грязно – люди-то заходят. Ну нет у нас возможности убираться на конечных остановках, нет там воды, да и график поджимает. Поэтому прошу вас, дорогие пассажиры: соблюдайте чистоту в автобусе! А то приезжаешь в парк и начинаешь выгребать бутылки из салона, фантики, а то и бутерброд между сиденьями кто-то засунет. Жвачку люди лепят где попало. Она на жаре плавится, потом не отмоешь, на пластике и на полу остаются черные пятна. Давайте беречь городское имущество. Самим же приятней ездить в красивых, не замызганных автобусах…
За руль городского транспорта Лена села чуть ли не сразу после школы. Ее всегда привлекала техника, она любит повозиться с машинами, отремонтировать что-то своими руками. Автобусы обслуживают профессиональные механики и слесари, на предприятии с этим строго: предрейсовый и послерейсовый технический контроль обязателен. Но всякие мелочи – в салоне или в моторе – она делает сама, старается следить за машиной:
– Ездишь, как правило, на одном автобусе, он за тобой закреплен. Поэтому, если есть минутка, что-то приводишь в порядок. Хочется ведь работать на исправной машине, которая не подведет.
Сначала она водила троллейбус. Почти 30 лет назад случайно зашла в профтехучилище, «только спросить»…
– А мне говорят: ты зачислена. Вот твоя группа водителей троллейбуса, – вспоминает Лена.
15 лет отъездила на электрическом «дилижансе». Потом подучилась, получила «автобусную» категорию и пришла сюда, в автопарк, где трудится уже 13 лет. Окончила вуз без отрыва от производства, получила диплом экономиста.
У Елены Ямщиковой всего две записи в трудовой книжке: троллейбусный парк и КПАТП № 5, где ее ценят и уважают. Здесь же работает ее муж Максим, тоже водителем. У них трое взрослых детей.
Елена не подведет. Руководство предприятия уверено: если Ямщиковой что-то поручить, все будет сделано качественно и в срок, – говорит о нашей героине директор предприятия Виталий Леднев.
Если увидите на дороге автобус, за рулем которого эта милая женщина, – садитесь в него смело. Лена довезет вас в целости и сохранности. Она профессионал. И добрый, чуткий человек.