21 ноября 2020 года ФНС России исполняется 30 лет. Накануне юбилейной даты мы побеседовали с руководителем Управления ФНС России по Красноярскому краю Дмитрием БУРАКОВЫМ, который рассказал о достижениях и задачах, стоящих перед современной налоговой службой.
– Вы, Дмитрий Сергеевич, работаете с первых дней основания налоговых органов. За тридцать лет, наверное, многое изменилось. Давайте подведем основные итоги?
– Безусловно, изменилось все: от отношения к налогоплательщикам до технологий, которые лежат в основе сложных процессов администрирования налогов. В конце двухтысячных мы начали внедрять систему электронного декларирования. Сегодня в крае уже более 80 процентов всей налоговой и бухгалтерской отчетности предоставляется налогоплательщиками с использованием телекоммуникационных каналов связи. Успешно работает интерактивный сервис «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц». Теперь электронными сервисами пользуется каждый третий житель края. И эти цифры постоянно растут, так как плюсы дистанционного общения очевидны.
На протяжении нескольких последних лет в налоговой службе и в целом по стране проводится огромная работа по совершенствованию порядка взаимодействия государственных органов с гражданами и субъектами хозяйствования: индивидуальными предпринимателями и организациями. Как результат – современная налоговая служба является крупнейшим агрегатором большого пула информации, которая представляется в общие базы данных государства.
Сегодня ФНС России – это источник информации для аналитических баз данных, которые используются в статистике, министерствами экономики, финансов, а также другими ведомствами, которым нужны точные оперативные данные для принятия важнейших управленческих решений. Для создания крупнейшей базы данных в мире внедрена автоматизированная информационная система «Налог-3». Создана целая цифровая экосистема, которая позволяет применять новые подходы в налоговом администрировании, развивать аналитику, расширять возможности экстерриториальных принципов взаимодействия с налогоплательщиками и оказания услуг.
– Как это помогает налогоплательщикам?
– Все эти глобальные технологические внедрения позволили четко и без сбоев разработать алгоритм помощи и населению, и бизнесу. Наиболее ярко это проявилось в период пандемии. Возможно, это звучит излишне патриотично, но именно в начале эпидемии коронавируса Федеральная налоговая служба помогла российским бизнесменам и самозанятым, находящимся на карантине, оформить и получить субсидии, отсрочки по уплате налогов и льготы. Все было отработано, чтобы налогоплательщик получил помощь быстро, без лишних хлопот и хождений по инстанциям.
У нас в управлении создан ситуационный центр, который вместе с администрацией губернатора Красноярского края, что называется, держит «руку на пульсе» по ситуациям в различных отраслях краевой экономики. На сегодняшний день цифры более чем убедительные: всего в Красноярском крае по мерам поддержки выплачено более 2 млрд рублей. Данной помощью государства воспользовались более 25 тысяч представителей малого и среднего бизнеса.
Налоговые инспекции Красноярского края пока не ведут личного приема налогоплательщиков, но мы очень надеемся, что совсем скоро все заработает по-прежнему. Обращаем внимание, в инспекциях продолжается прием всей входящей корреспонденции, в том числе налоговой отчетности, через специализированные боксы, с обязательным указанием на документах номера контактного телефона для дистанционного решения возможных вопросов.
– Давайте обсудим, какие вопросы можно решить дистанционно через сайт.
– Сегодня сайт nalog.ru – это своеобразный универсальный личный кабинет. Все категории налогоплательщиков могут зарегистрироваться на нем и взаимодействовать с налоговой инспекцией не выходя из дома. В современных реалиях масштабирования дистанционной работы и услуг это более чем востребовано. Без визита в инспекцию сегодня можно решить вопросы уплаты налогов физическими лицами, подачи налоговой декларации на вычет, отслеживания хода проверки, уточнения информации по объектам недвижимости, льготам. Не так давно ФНС запустила чат-бот «Таксик», который моментально отвечает на вопросы плательщиков и даже может записать на прием в инспекцию. Он обучаем, и чем больше вопросов ему задают, тем больше ответов будет в его арсенале.
Если говорить о бизнесе, то он получил на сайте уникальный инструмент по мерам поддержки в виде онлайн-сервиса, где достаточно ввести ИНН организации или ИП – и система сама подгрузит все возможные меры поддержки. Там же есть видеоролики, объясняющие буквально на пальцах, что необходимо было сделать, какие шаги предпринять, чтобы воспользоваться данной поддержкой государства.
Обратиться в налоговый орган налогоплательщики также могут и в электронном виде посредством интерактивных сервисов на сайте ФНС России, в том числе: «Обратиться в ФНС», «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц», «Личный кабинет налогоплательщика юридического лица», «Личный кабинет налогоплательщика индивидуального предпринимателя».
Получить оперативную информацию можно, бесплатно позвонив в единый контакт-центр ФНС России по номеру телефона 8 800 222-22-22.
– Не за горами 1 декабря – срок уплаты имущественных налогов…
– Да, хочу напомнить налогоплательщикам – владельцам движимого и недвижимого имущества, чтобы заплатили налоги вовремя, так как эти деньги остаются в региональном и местных бюджетах и являются основой реализации социальных программ для жителей Красноярского края. Традиционно это строительство дорог, школ, детских садов, благоустройство территорий. По итогам прошлого года сложился достаточно высокий уровень собираемости имущественных налогов – более 95 % жителей края оплатили их вовремя. Надеемся, что в этом непростом для всех году показатель не будет ниже и бюджеты не пострадают!
– Как вы считаете, по какой причине граждане стали более добросовестно платить налоги?
– Думаю, это связано с тем, что год от года растет уровень финансовой грамотности населения. В регионе в течение нескольких лет под эгидой министерства финансов Красноярского края действует отдельная Программа повышения финансовой грамотности. Налоговые органы являются активными участниками данных мероприятий. Если кратко, финансовая грамотность – это совокупность знаний в области финансов, личных сбережений и способов управления ими. Развитие финансовой грамотности дает возможность поддерживать и улучшать свое материальное благополучие. Наша задача – провести разъяснительную работу по налоговому законодательству всеми доступными методами для снижения случаев неверной трактовки норм законодательства.
В условиях пандемии благодаря развитию информационного онлайн-пространства при проведении разъяснительной работы широко используются интернет-площадки госорганов и коммерческих организаций, радио- и телеэфиры. Актуальная форма доведения информации – непосредственное общение с плательщиками на вебинарах, которые сотрудники управления теперь проводят ежемесячно.
– На каких еще задачах сосредоточено внимание налоговых органов?
– В нашей работе акцент все больше смещается от фискальных методов к созданию и развитию разнообразных сервисов для плательщиков. Ведь на собираемость налогов влияют не столько контрольные мероприятия, сколько прозрачность системы налогообложения и уровень доверия со стороны плательщиков к налоговой системе и государству в целом. Ведь никакая степень контроля не способна заменить доверие между плательщиками и налоговыми органами.
В связи с этим налоговые органы cо все большей настойчивостью развивают камеральный контроль. Именно такому методу контроля, которого плательщик в своей работе не ощущает, отводится важная роль в стимулировании предпринимательской деятельности. Сегодня мы без выхода к налогоплательщику, через сопоставление и анализ имеющихся у нас сведений о его деятельности, имеем точное представление о полноте исполнения им своих налоговых обязательств.
Подходы в работе налоговых органов смещены с фиксации и наказания на предупреждение нарушений. Соответственно, цель камерального контроля не составление акта камеральной проверки, а предоставление плательщику времени и права на добровольное устранение причин отклонений и исполнение налоговых обязательств.
И такая работа действительно эффективна.
– С начала этого года Красноярский край присоединился к регионам, где можно стать самозанятым. Расскажите об этом подробнее.
– Действительно, с 1 января и в нашем крае действует специальный налоговый режим для самозанятых. С помощью мобильного приложения «МОЙ НАЛОГ» можно встать на учет, отправлять чеки клиентам, оплатить налоги. И все это – без посещения инспекции, сдачи отчетности и расходов на ведение кассы. Очень просто и удобно реализовано.
На сегодняшний день в крае уже зарегистрировано и работает более 16 тысяч самозанятых. Коронавирус внес, конечно, свои коррективы, но хочется верить, что скоро положительная динамика стать самозанятым восстановится. И, как в любой кризис, кто-то оценит это как возможность для чего-то нового. Уже есть примеры, когда самозанятые начали шить маски, например.
К тому же государство помогает самозанятым, как зарегистрированным, так и тем, кто станет самозанятым до конца 2020-го. Налоговый бонус в размере 12 130 рублей перечислится автоматически на банковскую карту, привязанную к мобильному приложению самозанятого.
– Вообще говоря, складывается впечатление, что цель кардинальных перемен, стоящих перед налоговой службой, – перевод общения с налогоплательщиками в «цифру»?
– В современных реалиях это необходимость. ФНС была флагманом этих изменений. Теперь благодаря внедрению новейших технологических процессов в передовом обслуживании налогоплательщиков в России активно внедряются цифровые технологии в экономике, промышленности, социальной сфере и государственных услугах, реализуются масштабные программы и инициативы.
Говоря о налогах, мы понимаем, что это основа существования цивилизованного общества. История налогов уходит глубоко в древность и насчитывает не одну тысячу лет. (Прим. ред.: историю налогов можно узнать на экскурсии в Музее налоговых органов Красноярского края, который ждет экскурсантов после пандемии. Запись по телефону 263-90-60).
Современной налоговой службе в этом году исполняется сравнительно немного – 30 лет. Срок небольшой, но нам есть чем гордиться. Мы прошли сложный путь становления, который многие государства проходят за сотню лет. Мы научились бережно относиться к налогоплательщикам, повышаем финансовую грамотность, помогаем онлайн-сервисами. В результате платить налоги стало легко и удобно. Согласитесь, это дорогого стоит!
Подготовила Ольга Юркова,
пресс-секретарь Управления ФНС России по Красноярскому краю