В Шушенском отгремел, оттанцевал и отпел 15-й «МИР Сибири». Фестиваль собрал рекордное количество зрителей, только в первый день на поселковом стадионе собрались 18 тысяч человек – то есть на это время население Шушенского увеличилось вдвое. Теперь однозначно понятно, что из локального мероприятия он вырос во что-то бОльшее.
«Фестиваль – живой»
Как-то незаметно фестиваль в Шушенском стал обязательной частью нашей летней жизни. «МИР Сибири», а до этого «Саянское кольцо», – обязательный пункт мигрирующих на юг путешественников, после него теперь туристы отправляются в Ергаки и дальше на юг, где традицию подхватывает тувинский «Устуу-Хурээ». 15 лет назад об этом никто не мог и мечтать – Шушенское было местом ссылки вождя мирового пролетариата, в Тыву ездить откровенно боялись, а о событийном туризме размышляли только в теории. Сейчас Шушенское – место рождения, пожалуй, самого массового этнического фестиваля в России, на который год за годом заявляются все более профессиональные коллективы. Конкурсная программа – тот стержень и золотое зерно, ради которого было организовано это мероприятие.
– Когда меня пригласили возглавить жюри фестиваля, я ругался. Был против конкурсной программы, – делится председатель жюри с 2005 года Сергей Старостин. – Говорил, нельзя людей сталкивать на сцене, судить их. Но сейчас убедился: это – живой конкурс, куда приезжают все более и более мастеровитые номинанты. Они поджимают хэдлайнеров уже. Я не уверен, что хэдлайнерская программа интереснее конкурса. Можно совершенно спокойно некоторым номинантам дать 30–40 минут на главной сцене – и будет ничуть не хуже.
Сергей Старостин рассказывает, что шушенские дни в его личном календаре помечены красным – неприкосновенное фестивальное время. Обещает: «пока сам не надоест», будет ездить в Шушенское, потому что фестиваль – живой, и очень интересно следить за тем, как он развивается.
В этом году количество заявок велико, но рекорд прошлого года не перекрыт: 200 коллективов и исполнителей заявились со всей страны и зарубежья. Есть и победы: три иностранных номинанта из Ганы, Венгрии и Франции нашли фестиваль сами – через глобальную паутину. К сожалению, приехать у этих коллективов не получилось. Дирекция фестиваля оплачивает питание и проживание, но не дорогу. А передвижения даже по территории нашей страны – дело затратное. С такой же проблемой столкнулась и фолк-мастерская «Народная драма» из Вологды – деньги на билеты ребята собирали всем миром: записали песню о том, как им важно попасть в Шушенское, и запустили флешмоб «С миру по нитке», собирали по 100 рублей с жителей Вологодской области. Собрали – и стали лауреатами фестиваля.
«Спасибо тебе, Аграфена Николаевна»
Конкурсная программа, пожалуй, впервые собирала стадион: зрители сидели на трибунах, лавочках, лежали на карематах и стожках сена. Впервые на фестивале было очень много взрослой публики, в основном, конечно, женщин. Подпевали, подтанцовывали – и полностью были поглощены происходящим на сцене.
– Спасибо тебе, Аграфена Николаевна, больше к тебе в жысть не придем! – начинают выступление те самые ребята из Вологды. Театрализация мгновенно захватывает: на сцене фолк-мастерская воссоздает празднование Троицы – песни, танцы, а точнее – переплясы, поцелуйные игры. Все это – не сконструированный текст, а озвученные, обыгранные экспедиционные записи Вологодской области, которые естественным образом сложились в сюжет с завязкой, кульминацией и развязкой. Аграфена Николаевна не угодила тем, что на Троицу не угостила яичком и кваском – потому гости уходят расстроенные, а могли бы, говорит руководитель коллектива Мария Маурина, еще и пожелать чего недоброго. В Вологде фолк-мастерская очень популярна – и ребята рады, что шушенская публика принимала тепло.
В это время на стадионе за действием внимательно наблюдает Катерина Модина, она привезла сюда свой коллектив – этнографическую фольклорную студию «Мерема». Это мордовская традиция, совсем другая – что заметно уже по костюму.
– Это эрзянский свадебный костюм, – рассказывает Катерина. – Он весь в оберегах, включает в себя рубаху, рутя – как халат надевается сверху, обязателен передник и кулай – пояс, который оберегает женские детородные органы. На него нашивалось много бубенчиков, чтобы постоянно звенеть и отпугивать нечисть. И чем больше бус, тем больше защита.
Кулай – пояс по бедрам из бисера, бубенцов – мог весить до 20 кг, на Катерине он чуть проще, но в любом случае видно, что тяжелый. Стремление представить свою культуру доподлинно – в деталях и нюансах – вот что отличает многие коллективы. Каждый второй наряд можно снять с выступающих и выставлять в музее. Тем более что многие платья имеют историческую ценность – на одной из участниц коллектива «Мерема», например, рубаха, которую носило уже три поколения.
Катерина привозит своих девчонок в Шушенское во второй раз, грозится, что в следующем году приедет еще – уже заявится сольно. Кроме самой простой причины – себя показать да других посмотреть, есть еще одна корысть – второй год собирает материал для своих студентов. Она генеральный директор Центра традиционного фольклора и этнографии Саранска, преподаватель Мордовского государственного университета. Катерина ведет все, что связано с пением и фольклором, в том числе и русское традиционное пение, из Шушенского она привозит много материала.
– Мои студенты должны знать север, юг, Урал, Сибирь, – делится она. – А тут можно посмотреть все в одном месте, все традиции. Я приеду с большим видеоматериалом, смогу рассказать не только о пении своим студентам, но и о костюмах. Есть коллективы, которые надели старинные костюмы, и могут подробно рассказать о каждом элементе. Они уже настоящие носители традиций.
За три дня фестиваля создается ощущение непрерывного путешествия – и во времени, и в пространстве. Коллективы настолько последовательно воссоздавали на сцене костюмы, традицию и говор своих родных мест, что уже один такой фестиваль можно спокойно считать полноценной этнографической экспедицией. Смотришь и понимаешь: вот это Россия и есть.
– Я родом из Великого Устюга, с детства слышала, как разговаривают наши бабушки-соседки, которые приехали из деревень, – делится Софья Николаевна Брусникина, сказительница и одна из девушек фолк-дуэта «Подруженьки». На русском Севере не принято называть даже взрослых женщин бабушками – до самой старости они «деушки» или «жоноцки». – Это поморское говорье, в глухих деревнях старожилы еще так говорят – и «цокают», и «пошчо» говорят, и «куды». Интонация такая кверху поднимается, а потом – резкий скат.
На сцене Софья Брусникина воссоздала абсолютно утерянный жанр сказительства былин, распространенный когда-то на Севере России до такой степени, что в каждой рыболовецкой артели обязательно был свой сказитель. И платили ему так же, как рыбакам, хоть он в работе основной и не участвовал.
– Казалось бы, этого жанра вообще не должно существовать, – поделился уже в первый день Сергей Старостин, на которого сказительница произвела огромное впечатление. – Для современного человека это вообще другая планета. А здесь слушала вся поляна – и слушала с восторгом. Нам вдруг вернули ту форму общения, которая была когда-то. Не надо электроники, барабанов, гитар – выходит один человек и полностью захватывает внимание.
Именно Софья Брусникина стала обладательницей гран-при «МИРа Сибири» в музыкальном конкурсе.
«Костюм делаю два дня. Или пять лет»
Параллельно с музыкальной программой нешуточные страсти кипят у ремесленников – там все сложнее, потому что жюри должно из 12 человек выбрать двух лауреатов и одного абсолютного победителя. Все мастера разные – традиционное кружево, керамика, жостовская роспись, витражи, художественная обработка бересты. Из всех экспонатов сразу притягивают внимание народные костюмы и вышитые бисером кокошники. Галина Шаповал из Ачинска заниматься вышивкой начала от безысходности – тяжело болел сын, нужно было себя чем-то занять. Болезнь отступила – они победили, а любовь к бисеру и традиционному костюму осталась. Теперь она путешествует по музеям, изучает литературу и вышивает сумасшедшей красоты кокошники.
– Я все делаю, как раньше, только проклеиваю синтетическим клеем, раньше клеили клеем на кислом квасе, чтобы жуки не ели. На каждый кокошник уходит от 200 часов работы. А это – княжеский костюм: сарафан, плащ, оплечье, шейное украшение, наручи. В нем я выйду получать диплом лауреата на сцену, – улыбается Галина.
Рядом – костюмы крестьянок Пермской губернии, которые создает улыбчивая Ольга Спехова. Она приехала на фестиваль с детьми, младший – еще грудной. Уже 20 лет занимается традиционным костюмом, воссоздает все элементы одежды и аксессуаров по музейным экспонатам. В некоторых случаях это единственный шанс сохранить эти элементы одежды для потомков – те же повязки и коруны (свадебный головной убор) ветшают и рассыпаются в прах.
– Когда у меня спрашивают: сколько времени ты делала этот костюм? Я говорю: два дня или пять лет, – делится она. – Я могу пять лет собирать материал о костюме определенной деревни, изучать архивы, ездить по музеям, подбирать или ткать полотно для него. А потом за два дня сшить.
Отдельной витриной – дагестанская ковка по серебру: чаши, кувшины, кинжалы. На один кувшин у Наримана Хурдаева уходит два дня, сначала ковка выполняется на листе металла, потом металл «оборачивается» вокруг болванки, стыки тщательно запаиваются и маскируются – и получается произведение искусства. Потом, когда Нуриману вручат гран-при, он будет светиться, как его кувшины, и обещать, что в следующем году обязательно проведет мастер-класс по художественной ковке – он уже со всеми договорился.
Лауреатами премии станут Ольга Спехова и Галина Шаповал, которая действительно выйдет на сцену, как княжна.
«Я увидел счастье»
В последний день фестиваля отгремел свадебный и погребальный оркестр Бреговича (а хэдлайнерская программа была очень интересной – Пелагея, «Мзгабвери», Морган Джи), народ не хотел расходиться – за столами «Енисейской кухни» шушенские «деушки» пели «Ой, то не ветер» и «Миленький ты мой», зрители аплодировали, из темноты вынырнул Андрей Катаев, человек, которому принадлежит идея проводить этнофестиваль в Шушенском.
– На последних песнях Бреговича я пошел через толпу посмотреть на зрителей. И вот это счастье людей, которые танцуют, – это самое главное. Пусть многие размышляют об атмосфере, лучше-хуже… – поделился он. – Когда все начиналось в 2003 году, мы воспринимали фольклор как смотр художественной самодеятельности. Это было скучно, нудно и неинтересно. И то, что в конце концов это стало интересно широкой массе людей, и люди сюда специально приезжают, наверное, вот это самое важное за все годы.
Вполне возможно, что истинную значимость и масштабы фестиваля мы как зрители сможем оценить только еще через 15 лет, но уже сейчас можно сказать, что сам «МИР Сибири» – лучшее в событийном туризме, что может предложить край. Ведь это на самом деле целый мир, пусть он и существует только три дня в году, но оставляет после себя столько эмоций и энергии, что Шушенское и счастье на время становятся синонимами.
ФОТОРЕПОРТАЖ: Фестиваль музыки и ремесел “МИР Сибири”. 13-15 июля 2018 года