Весь мир – в Сибири

Закончился главный этнофестиваль страны

Весь мир – в Сибири Закончился главный этнофестиваль страны

В Шушенском отгремел, оттанцевал и отпел 15-й «МИР Сибири». Фестиваль собрал рекордное количество зрителей, только в первый день на поселковом стадионе собрались 18 тысяч человек – то есть на это время население Шушенского увеличилось вдвое. Теперь однозначно понятно, что из локального мероприятия он вырос во что-то бОльшее.

 

«Фестиваль – живой»

Как-то незаметно фестиваль в Шушенском стал обязательной частью нашей летней жизни. «МИР Сибири», а до этого «Саянское кольцо», – обязательный пункт мигрирующих на юг путешественников, после него теперь туристы отправляются в Ергаки и дальше на юг, где традицию подхватывает тувинский «Устуу-Хурээ». 15 лет назад об этом никто не мог и мечтать – Шушенское было местом ссылки вождя мирового пролетариата, в Тыву ездить откровенно боялись, а о событийном туризме размышляли только в теории. Сейчас Шушенское – место рождения, пожалуй, самого массового этнического фестиваля в России, на который год за годом заявляются все более профессиональные коллективы. Конкурсная программа – тот стержень и золотое зерно, ради которого было организовано это мероприятие.

– Когда меня пригласили возглавить жюри фестиваля, я ругался. Был против конкурсной программы, – делится председатель жюри с 2005 года Сергей Старостин. – Говорил, нельзя людей сталкивать на сцене, судить их. Но сейчас убедился: это – живой конкурс, куда приезжают все более и более мастеровитые номинанты. Они поджимают хэдлайнеров уже. Я не уверен, что хэдлайнерская программа интереснее конкурса. Можно совершенно спокойно некоторым номинантам дать 30–40 минут на главной сцене – и будет ничуть не хуже.

Сергей Старостин рассказывает, что шушенские дни в его личном календаре помечены красным – неприкосновенное фестивальное время. Обещает: «пока сам не надоест», будет ездить в Шушенское, потому что фестиваль – живой, и очень интересно следить за тем, как он развивается.

В этом году количество заявок велико, но рекорд прошлого года не перекрыт: 200 коллективов и исполнителей заявились со всей страны и зарубежья. Есть и победы: три иностранных номинанта из Ганы, Венгрии и Франции нашли фестиваль сами – через глобальную паутину. К сожалению, приехать у этих коллективов не получилось. Дирекция фестиваля оплачивает питание и проживание, но не дорогу. А передвижения даже по территории нашей страны – дело затратное. С такой же проблемой столкнулась и фолк-мастерская «Народная драма» из Вологды – деньги на билеты ребята собирали всем миром: записали песню о том, как им важно попасть в Шушенское, и запустили флешмоб «С миру по нитке», собирали по 100 рублей с жителей Вологодской области. Собрали – и стали лауреатами фестиваля.

«Спасибо тебе, Аграфена Николаевна»

Конкурсная программа, пожалуй, впервые собирала стадион: зрители сидели на трибунах, лавочках, лежали на карематах и стожках сена. Впервые на фестивале было очень много взрослой публики, в основном, конечно, женщин. Подпевали, подтанцовывали – и полностью были поглощены происходящим на сцене.

– Спасибо тебе, Аграфена Николаевна, больше к тебе в жысть не придем! – начинают выступление те самые ребята из Вологды. Театрализация мгновенно захватывает: на сцене фолк-мастерская воссоздает празднование Троицы – песни, танцы, а точнее – переплясы, поцелуйные игры. Все это – не сконструированный текст, а озвученные, обыгранные экспедиционные записи Вологодской области, которые естественным образом сложились в сюжет с завязкой, кульминацией и развязкой. Аграфена Николаевна не угодила тем, что на Троицу не угостила яичком и кваском – потому гости уходят расстроенные, а могли бы, говорит руководитель коллектива Мария Маурина, еще и пожелать чего недоброго. В Вологде фолк-мастерская очень популярна – и ребята рады, что шушенская публика принимала тепло.

В это время на стадионе за действием внимательно наблюдает Катерина Модина, она привезла сюда свой коллектив – этнографическую фольклорную студию «Мерема». Это мордовская традиция, совсем другая – что заметно уже по костюму.

– Это эрзянский свадебный костюм, – рассказывает Катерина. – Он весь в оберегах, включает в себя рубаху, рутя – как халат надевается сверху, обязателен передник и кулай – пояс, который оберегает женские детородные органы. На него нашивалось много бубенчиков, чтобы постоянно звенеть и отпугивать нечисть. И чем больше бус, тем больше защита.

Кулай – пояс по бедрам из бисера, бубенцов – мог весить до 20 кг, на Катерине он чуть проще, но в любом случае видно, что тяжелый. Стремление представить свою культуру доподлинно – в деталях и нюансах – вот что отличает многие коллективы. Каждый второй наряд можно снять с выступающих и выставлять в музее. Тем более что многие платья имеют историческую ценность – на одной из участниц коллектива «Мерема», например, рубаха, которую носило уже три поколения.

Катерина привозит своих девчонок в Шушенское во второй раз, грозится, что в следующем году приедет еще – уже заявится сольно. Кроме самой простой причины – себя показать да других посмотреть, есть еще одна корысть – второй год собирает материал для своих студентов. Она генеральный директор Центра традиционного фольклора и этнографии Саранска, преподаватель Мордовского государственного университета. Катерина ведет все, что связано с пением и фольклором, в том числе и русское традиционное пение, из Шушенского она привозит много материала.

– Мои студенты должны знать север, юг, Урал, Сибирь, – делится она. – А тут можно посмотреть все в одном месте, все традиции. Я приеду с большим видеоматериалом, смогу рассказать не только о пении своим студентам, но и о костюмах. Есть коллективы, которые надели старинные костюмы, и могут подробно рассказать о каждом элементе. Они уже настоящие носители традиций.

За три дня фестиваля создается ощущение непрерывного путешествия – и во времени, и в пространстве. Коллективы настолько последовательно воссоздавали на сцене костюмы, традицию и говор своих родных мест, что уже один такой фестиваль можно спокойно считать полноценной этнографической экспедицией. Смотришь и понимаешь: вот это Россия и есть.

– Я родом из Великого Устюга, с детства слышала, как разговаривают наши бабушки-соседки, которые приехали из деревень, – делится Софья Николаевна Брусникина, сказительница и одна из девушек фолк-дуэта «Подруженьки». На русском Севере не принято называть даже взрослых женщин бабушками – до самой старости они «деушки» или «жоноцки». – Это поморское говорье, в глухих деревнях старожилы еще так говорят – и «цокают», и «пошчо» говорят, и «куды». Интонация такая кверху поднимается, а потом – резкий скат.

На сцене Софья Брусникина воссоздала абсолютно утерянный жанр сказительства былин, распространенный когда-то на Севере России до такой степени, что в каждой рыболовецкой артели обязательно был свой сказитель. И платили ему так же, как рыбакам, хоть он в работе основной и не участвовал.

– Казалось бы, этого жанра вообще не должно существовать, – поделился уже в первый день Сергей Старостин, на которого сказительница произвела огромное впечатление. – Для современного человека это вообще другая планета. А здесь слушала вся поляна – и слушала с восторгом. Нам вдруг вернули ту форму общения, которая была когда-то. Не надо электроники, барабанов, гитар – выходит один человек и полностью захватывает внимание.

Именно Софья Брусникина стала обладательницей гран-при «МИРа Сибири» в музыкальном конкурсе.

«Костюм делаю два дня. Или пять лет»

Параллельно с музыкальной программой нешуточные страсти кипят у ремесленников – там все сложнее, потому что жюри должно из 12 человек выбрать двух лауреатов и одного абсолютного победителя. Все мастера разные – традиционное кружево, керамика, жостовская роспись, витражи, художественная обработка бересты. Из всех экспонатов сразу притягивают внимание народные костюмы и вышитые бисером кокошники. Галина Шаповал из Ачинска заниматься вышивкой начала от безысходности – тяжело болел сын, нужно было себя чем-то занять. Болезнь отступила – они победили, а любовь к бисеру и традиционному костюму осталась. Теперь она путешествует по музеям, изучает литературу и вышивает сумасшедшей красоты кокошники.

– Я все делаю, как раньше, только проклеиваю синтетическим клеем, раньше клеили клеем на кислом квасе, чтобы жуки не ели. На каждый кокошник уходит от 200 часов работы. А это – княжеский костюм: сарафан, плащ, оплечье, шейное украшение, наручи. В нем я выйду получать диплом лауреата на сцену, – улыбается Галина.

Рядом – костюмы крестьянок Пермской губернии, которые создает улыбчивая Ольга Спехова. Она приехала на фестиваль с детьми, младший – еще грудной. Уже 20 лет занимается традиционным костюмом, воссоздает все элементы одежды и аксессуаров по музейным экспонатам. В некоторых случаях это единственный шанс сохранить эти элементы одежды для потомков – те же повязки и коруны (свадебный головной убор) ветшают и рассыпаются в прах.

– Когда у меня спрашивают: сколько времени ты делала этот костюм? Я говорю: два дня или пять лет, – делится она. – Я могу пять лет собирать материал о костюме определенной деревни, изучать архивы, ездить по музеям, подбирать или ткать полотно для него. А потом за два дня сшить.

Отдельной витриной – дагестанская ковка по серебру: чаши, кувшины, кинжалы. На один кувшин у Наримана Хурдаева уходит два дня, сначала ковка выполняется на листе металла, потом металл «оборачивается» вокруг болванки, стыки тщательно запаиваются и маскируются – и получается произведение искусства. Потом, когда Нуриману вручат гран-при, он будет светиться, как его кувшины, и обещать, что в следующем году обязательно проведет мастер-класс по художественной ковке – он уже со всеми договорился.

Лауреатами премии станут Ольга Спехова и Галина Шаповал, которая действительно выйдет на сцену, как княжна.

«Я увидел счастье»

В последний день фестиваля отгремел свадебный и погребальный оркестр Бреговича (а хэдлайнерская программа была очень интересной – Пелагея, «Мзгабвери», Морган Джи), народ не хотел расходиться – за столами «Енисейской кухни» шушенские «деушки» пели «Ой, то не ветер» и «Миленький ты мой», зрители аплодировали, из темноты вынырнул Андрей Катаев, человек, которому принадлежит идея проводить этнофестиваль в Шушенском.

– На последних песнях Бреговича я пошел через толпу посмотреть на зрителей. И вот это счастье людей, которые танцуют, – это самое главное. Пусть многие размышляют об атмосфере, лучше-хуже… – поделился он. – Когда все начиналось в 2003 году, мы воспринимали фольклор как смотр художественной самодеятельности. Это было скучно, нудно и неинтересно. И то, что в конце концов это стало интересно широкой массе людей, и люди сюда специально приезжают, наверное, вот это самое важное за все годы.

Вполне возможно, что истинную значимость и масштабы фестиваля мы как зрители сможем оценить только еще через 15 лет, но уже сейчас можно сказать, что сам «МИР Сибири» – лучшее в событийном туризме, что может предложить край. Ведь это на самом деле целый мир, пусть он и существует только три дня в году, но оставляет после себя столько эмоций и энергии, что Шушенское и счастье на время становятся синонимами.

ФОТОРЕПОРТАЖ: Фестиваль музыки и ремесел “МИР Сибири”. 13-15 июля 2018 года

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
5 декабря 2025
Афиша событий в Красноярске с 8 по 14 декабря
Понедельник. 8 декабря Вторник. 9 декабря В 19:00 в БКЗ пройдет творческая встреча-концерт лауреатов международных и всероссийских конкурсов и фестивалей
Без рубрики
5 декабря 2025
Главный кардиолог Красноярского края рассказал, можно ли «почистить сосуды»
То, что доверять рекламе можно далеко не всегда, известный факт. Но одно дело, когда платой за доверчивость становится покупка некачественного
Без рубрики
5 декабря 2025
Алексей Коноваленко: «Если мир меняется, мы тоже должны измениться»
В конце октября губернатор Михаил Котюков поручил исполнять полномочия руководителя краевого минздрава заместителю министра Алексею КОНОВАЛЕНКО. Сегодня Алексей Николаевич –
Мы используем cookie-файлы для улучшения вашего опыта просмотра, предоставления персонализированной рекламы и контента, а также анализа трафика сайта. Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Согласен
Политика конфиденциальности