Без планшета и телефона сейчас, наверное, обходятся только отшельники вроде Агафьи Лыковой. Остальные, кому убеждения не запрещают пользоваться техническими новинками, не представляют без них жизни. Тем более не могут без них обойтись дети, которые окружены гаджетами с рождения. Они порой разбираются в них намного лучше взрослых. Но часто, вручая такую игрушку, родители упрощают жизнь себе и не дают возможности ребенку узнать о мире нечто очень важное.
Несколько лет назад я решила: знакомство с гаджетами моей дочери постараюсь отодвинуть как можно дальше. Произошло это после встречи с одним пятилетним Стивом Джобсом. Увидела его на курорте. Мальчик в первый же день вошел с моего телефона в Интернет (чего я на тот момент делать не умела), скачал кучу игрушек и приложений. В принципе, все эти две недели ничто другое его и не интересовало. Ни море, ни пляж, ни прогулки, ни игры не могли составить конкуренцию телефону.
Мальчик давно превратился в подростка, который почти не разговаривает с обычными, живыми, людьми – зато в Сети чувствует себя как рыба в воде. Его мама утешает себя: устроится сразу после школы на работу в «Майкрософт» или «Гугл». Вот только непонятно, где он будет черпать энергию и идеи для развития. У него нет друзей, предложение сходить в театр или кино ничего, кроме скуки, не вызывает. Но для того, чтобы придумывать нечто новое, необходимо быть творцом. Играя на планшете или на телефоне, этому не научишься.
Виноваты не высокие технологии, а родители
Психолог Ольга Макарова:
– Погружение в мир гаджетов у современных детей происходит едва ли не с пеленок. Но в этом виноваты не высокие технологии, а то, каким образом ведут себя родители. Часто мама сама, чтобы отвлечься от хлопот, вручает планшет младенцу, который едва научился сидеть. Однако для ребенка очень опасно уходить в мир онлайн-развлечений в раннем возрасте. Так он не освоит другие навыки, необходимые для полноценного развития. Например, доказано: дети, которые с младенчества играют на планшете или телефоне, позднее начинают говорить.
Задача родителей – не только накормить ребенка, вырастить его физически крепким, но и защитить его психическое здоровье от разного рода суррогатных вещей. Если вы показываете ребенку мультфильмы, пусть они будут экранизациями русских народных сказок или мультфильмами (лучше – советских времен, ведь многие современные мультфильмы насыщены сексуальными и агрессивными действиями и могут сформировать у детей неправильные ценности и установки).
Маленьким детям нужны сказки, стишки, потешки – причем в идеале не прочитанные, а пересказанные родителями. Это должны быть русские народные сказки, в них заложена мудрость поколений. Информация, которая отображена в этих стихах и потешках, осмыслялась нашими предками веками.
Второй глобальный этап в развитии – совместные игры с ребенком, например, в прятки, ладушки. Навыки, которые получает ребенок в игре, где он – творец, а не просто потребитель, помогут освоиться в детском саду, школе, найти хорошую работу, свое место в жизни. Ни один гаджет не в состоянии развить творческое начало, развить фантазию и волю.
К сожалению, недавно столкнулась с тем, что в группе детского сада у моего собственного ребенка (ему 4 года) из 15 человек умеют играть только двое ребятишек. Это говорит о том, что детям просто не дали шанса научиться ролевой игре, заменив ее гаджетами.
Я рекомендую родителям знакомить ребенка с телефоном, компьютером, планшетом как можно позже, чтобы он усвоил навыки социальной адаптации. Если ребенок правильно прошел ранние этапы развития, в дальнейшем он просто сам не захочет примитивных развлечений. Ему будут нравиться более сложные и глубокие фильмы, книги, и он сам захочет ходить в театр.
Спектакли учат плакать и смеяться
Заведующая литературно-драматической частью Красноярского драматического театра им. А. С. Пушкина Лариса Лейченко:
– Вопрос о том, может ли театр соревноваться с современными техническими новинками и гаджетами, которые так привлекательны для детей, не является вопросом соперничества. Сравнивать гаджеты и искусство, а уж тем более размышлять о том, что важнее, нет необходимости. Человечество продолжает свой путь технического прогресса. Остановить это движение невозможно. Планшеты, телефоны, компьютеры становятся все более совершенными, делают жизнь комфортной. В жизни мы любим разные вещи – прогулки под дождем и яркие солнечные дни, полеты на дельтаплане и походы с тяжелым рюкзаком по неведомым тропам, классическую музыку и хип-хоп. Мир сложен, и нет необходимости сводить его к скучному единообразию. Думается, что красота мира в его цветности, а не в черно-белой графике. Неинтересно и примитивно противопоставлять все новые технические приспособления театру, книгам, живописи. Они несопоставимы. Техника только служит людям и живому искусству.
При этом необходимо помнить: сегодня гаджеты окружают современных детей с рождения. Телефоном они начинают пользоваться едва ли не с полутора лет, планшетом – с трех. Знакомство с ними происходит само собой. А вот к миру искусства ребенка необходимо готовить: учить читать книги, выбирать хорошие фильмы и мультфильмы, водить в театр, видеть красоту и разнообразие мира. Технические новинки помогают нам, развлекают, но, по сути, не дают ничего душе, а книги, спектакли, фильмы могут заставить размышлять, плакать, смеяться.
Все вышесказанное, конечно, не означает, что, скажем, в современном театре не должно быть примет современности. Искусство театра усложнилось и берет на вооружение все новые достижения и приемы. В нашем спектакле для детей «Зайка-зазнайка» в финале зайцы, волк, лиса, которые сначала все перессорились, а потом помирились, произносят: «А теперь – селфи!» – и начинают фотографироваться друг с другом и зрителями. Дети с удовольствием и знанием дела отзываются на такую интерактивную форму общения и понимают, что означает это слово. Мы сознательно ввели такой знак сегодняшнего дня в постановку. Но смысл «Зайки-зазнайки», конечно, вовсе не сводится к модному увлечению делать селфи. Он совсем в другом – надо всем в мире договариваться. И дети уходят из театра с пониманием этой простой истины.
В мечтах о «фруктовом» телефоне
Руководитель литературно-драматургической части Красноярского театра кукол Борис Плоских:
– Сейчас детей с самого рождения окружает такое обилие суррогатного материала, что бороться с ним в одиночку – родителям, учителям, всем, кто так или иначе причастен к процессу воспитания, – просто невозможно. Однако если этого не делать, то вскоре мы получим очередное потерянное поколение молодых людей.
Наше общество до сих пор разбирается с последствиями серьезного слома, который произошел в 90-е годы прошлого века. До этого у жителей нашей страны была хоть какая-то нравственная база, герои и ориентиры. Сейчас я с грустью думаю, о чем могут мечтать подростки, к чему стремиться, чего желать. Съездить в еще одну страну на каникулах? Купить очередной «фруктовый» телефон самой последней модели?
Родителям непросто отвлечь детей от телефона, планшета, компьютера. Но если этого не сделать, то у детей будет развинчена нравственная система. И это может стать несчастьем для целой страны. Думаю, что дети должны размышлять и о более сложных материях. В этом поможет традиционная сказка, где четко проявлены положительные и отрицательные образы. А нам необходимо выявлять героев, которым ребенок захочет подражать. В нашем театре работают с детьми старше года, когда они начинают познавать мир образом. И наши спектакли помогают им различать понятия добра и зла, получить четкие представления о том, что такое хорошо, а что такое плохо.