А теперь, ваше Наполеонство, вишь кулак?

А теперь, ваше Наполеонство, вишь кулак?
«Унесенные ветром» - сатирический рисунок первой половины XIX века, Франция

Так повелось, что Европа повадилась нападать на нас в дни летнего солнцестояния: 22 июня – Гитлер, 24-го по новому стилю – Наполеон. Господа, склонные к неакадемическим наукам, пытались обосновать эту особенность некой магией самых длинных дней года, почитавшихся древними…

На самом деле все радикально проще: при любом вторжении главное – первый рывок; необходимо ошеломить противника и как можно дальше продвинуться на его территорию, чему максимальная продолжительность светового дня только способствует. Никакой мистики и прочих фантазий.

Антихрист

Наполеон, кстати, к ним был менее всего склонен – в отличие от народов, вовлеченных в пятнадцатилетнюю бойню, видевших в нем персону поистине мистическую. До предельных величин это превращение было доведено именно в тех странах, где непобедимый император французов победы не одержал – в России и Испании.

В 1807 году Синод в обращении к подданным русского царя назвал его антихристом. Годом позже «Гражданский катехизис» Верховной Хунты, вышедший в Севилье, дал такую характеристику Бонапарту:

Вопрос: сколько он имеет естеств? Ответ: два – сатанинское и человеческое. Вопрос: от чего происходит Наполеон? Ответ: от ада и греха.

Если это и была военная пропаганда, то именно такая, которая идеально ложилась на народное сердце. Для людей того времени стремление получить власть над всем миром могло исходить только от порождения сатанинского – именно такой воспринималась главная цель императора Франции.

В среде русских старообрядцев появилось в те годы «Сказание о Наполеоне-антихристе», неизвестный автор которого видит в имени императора имя одного из ангелов бездны – Аполлиона.

Тот, кто восстал против короля-антихриста, сражается за Христа, и мира здесь быть не может. Под это же главное представление народ подверстывал текущие события, в том числе странные – например, встреча двух императоров в 1807 году на плоту посреди Немана, где был подписан Тильзитский мир. Петр Вяземский, близкий друг Пушкина, приводит подслушанный разговор двух мужичков.

Как же это, – говорит один, – наш батюшка православный царь мог решиться сойтись с этим окаянным, с этим нехристем? Ведь это страшный грех!

– Да как же ты, братец, – отвечает другой, – не разумеешь и не смекаешь дела? Наш батюшка именно с тем и велел приготовить плот, чтобы сперва окрестить Бонапартия в реке, а потом уж допустить его пред свои светлые царские очи.

Царю народ воздал и позже – легендой о блаженном старце Феодоре Кузьмиче…

Полет фантазии

Но был и другой пласт народной памяти об Отечественной войне, воплощенный в песнях, сказках, анекдотах – и, кстати, не только русских. Есть, например, еврейская сказка о том, как Бонапартий, спасаясь от партизан, забежал в домишко еврея-портного и попросил его спрятать.

Хозяин определил ему место под периной. Партизаны беглеца не нашли, но один из них, видимо, для очистки совести, ткнул в кровать вилами, которые Наполеона не задели.

Когда подоспела отставшая Наполеонова охрана, император вылез, отряхнулся и предложил своему спасителю исполнить три заветных желания. Еврей попросил починить крышу и выгнать из местечка конкурента – портного-француза. То и другое было исполнено.

С третьим желанием у спасителя возникли проблемы – ведь самое лучшее уже случилось, – и он, вроде как из праздного любопытства, спросил: что чувствовал его величество, когда партизан ткнул вилами в перину? Наполеон рассердился и приказал портного расстрелять. Повели того за околицу, навели ружья, но в самый последний момент прибыл посыльный с письмом от императора, который казнь отменил и еще добавил:

Ты хотел знать, что я чувствовал, лежа под периной, – теперь ты это знаешь. Так я исполнил и третье твое желание.

В русской же традиции есть особый жанр, которому трудно дать точное определение, – это свободный полет фантазии на заданную тему. Чем полет свободнее, фантастичнее, тем лучше.

Он существует и в наше время. На сцене это гениально воплотил Михаил Евдокимов («Леха-врун», «Краснобай», «В раю» и т. д.), но на самом деле история жанра растворяется в народных глубинах, так что концов не найти.

К примеру, после войны появилось стихотворное сказание, в котором атаман Платов, сбрив усы и переодевшись русским вельможей, явился к Наполеону. Сидят они в палате, выпивают, и поддавший император уговаривает перебежчика выдать ему атамана, обещает златом осыпать, а с Платова кожу содрать. В финале мнимый предатель бросает на стол свой портрет, где он натуральный, с усами, и садится на коня.

Он со дворика съезжал и с усмешечкой сказал:

«Ты, ворона, ты, ворона, загуменная карга,

Не сумела ты, ворона, ясна сокола держать,

Ясного сокола, Платова-казака.

Ты умей, ворона, по чисту полю летать,

По чисту полю летать, с казаками воевать…»

Возвращенное серебро

В 1848 году Петр Словцов, священник села Лялинского Верхотурского уезда Пермской губернии, записал сказку, в которой указаны – по-сказочному, конечно – причины нашествия «Палеона» на Россию.

Палеон этот прислал нашему Александру Павловичу ультиматум, в котором потребовал целый год кормить двенадцать его генералов на серебряной посуде, в случае отказа – война. Царь посовещался с министрами и согласился.

Но генералы, потребляя ежедневно огромное количество провизии и ерофеича (водка на горьких травах), потребляли все это вместе с посудой и, наконец, сожрали серебряный запас империи.

Помочь огорченному таким бедствием царю вызывается поп-расстрига, уволенный, разумеется, за пьянство и нонконформизм – персонажей примерного поведения народная традиция вообще не очень-то жалует.

Запросив для предстоящей операции мундир в золоте и бутылку водки, он садится на «фатере» пить с наполеоновскими генералами, употребляя вместо закуски их самих. Проглотив супостатов, спаситель Отечества возвращает их природе методом «два пальца в рот», тем же манером они возвращают царю съеденное серебро, затем генералов, обваляв в смоле и пухе, отпускают к Палеону.

Тот оскорбился – и напал.

Доктор филологии, профессор Сергей Азбелев считает сюжет весьма близким к исторической правде:

Наглое присвоение оккупантами и вынужденная отдача ими впоследствии огромного количества русского серебра иносказательно отобразились в сатирической сказке о Наполеоне.

Поморский сказитель Степан Писахов – гений фантазийного жанра, к счастью, известный нам среди большинства безвестных, – рассказывает об изгнании Наполеонишки устами своего героя Малины, ранее отбившего у Мамая его любимую жену Мамаиху и совместно с ханом прогнавшего японский императорский флот, шедший прямиком на деревню Уйму…

В оккупированной Москве видит Малина занюханного грустного офицеришку, не зная, что это и есть главный оккупант, из жалости ведет его в трактир: «Угошшаю сбитнем с калачами», – да музыку заказал. Орган затрешшал: «Не белы-то снеги».

Однако русская трактирная публика открывает Малине, кого он «угошшат». Раскрытый Наполеон начинает подлизываться, приглашает в Париж, но Малина – суров.

Я к тебе в Париж твой приеду. А теперь, ваше Наполеонство, вишь кулак? Присмотрись хорошенько, чтобы впредки не налетать. Это из города Архангельского, из деревни Уймы. Ну, не заставь размахивать. Одноконечно скажу: марш из Москвы, да без оглядки!

Понял Наполеон, что Малина не шутит, – ушел. Мне для памяти табакерку подарил. Вся золота с каменьем. Сейчас покажу.

Кстати, фантазийный жанр был не чужд не только неизвестным авторам из народа, но и пиитам из аристократов. Василий Львович Пушкин, родной дядя «нашего всего», к примеру, написал стих, в котором Наполеон, умирая, кается перед человечеством и в последнем куплете доходит до полного самоуничиженья.

Пред смертию моей прошу у вас прощенья,

Не требую себе богатых похорон;

Я даже обойтись могу без погребенья;

Прощайте; помните, что был Наполеон.

Про Гитлера уже никто так не напишет – потому что это была уже совсем другая война, показавшая, что люди XIX века еще не знали, как выглядит ад на земле.

Читать все новости

Реплики


Видео

Фоторепортажи

Также по теме

17 января 2022
Сохраним ли историческое и культурное наследие?
Старинный храм в Козульском районе внесли в приоритетный перечень объектов, которым требуется реставрация. Обретет ли он прежний вид – станет
16 января 2022
Новый год – новые правила
Сядут за рецидив С 10 января вступили в силу поправки в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы об ужесточении ответственности для лихачей,
15 января 2022
Белые пятна ждут законодательных поправок
По требованию прокуратуры Ирбейского района суд приостановил рубку деревьев на земельном участке сельскохозяйственного назначения. Привлечь предпринимателя удалось за несоблюдение требований