Диксон – поселок легендарный. Это самая северная точка Таймыра, но и единственная в Красноярском крае территория, принявшая бой во время Великой Отечественной войны. А сегодня, в год своего столетия, Диксон становится стратегически важной территорией. На него делает ставку Россия как на базу Северного морского пути. Тем более что здесь уже создана вся инфраструктура – социальная и коммунальная – для жизни большого числа специалистов.
Для столицы Арктики – именно так называют поселок Диксон – нынешний год дважды юбилейный. 70-летие Победы в Великой Отечественной войне и 100-летие основания населенного пункта. И совершенно не случайно губернатор Красноярского края Виктор Толоконский для визита выбрал эту территорию – хотел своими глазами увидеть, как живут люди практически на краю света, и отдать дань уважения защитникам северных берегов России.
27 августа 1942 года здесь развернулось самое северное сражение Великой Отечественной войны. Немецкий тяжелый крейсер «Адмирал Шеер» приблизился к внутреннему рейду порта и вступил в бой со сторожевым кораблем СКР-19 «Дежнев» и пароходом «Революционер». По замыслу командования, крейсер «Адмирал Шеер» должен был огнем орудий уничтожить имеющиеся советские суда, высадить десант, добыть сведения о маршрутах Северного морского пути, состоянии льдов и другую информацию, необходимую для нападений на караваны судов. Немецкий крейсер имел самое современное вооружение, орудия крупного калибра, великолепно подготовленную команду. А пароходы «Дежнев» и «Революционер» несли на себе легкие орудия, команды в подавляющем большинстве состояли из гражданских специалистов. Чтобы отразить нападение противника, к орудиям береговой обороны порта вместе с артиллеристами встали жители Диксона – полярники, персонал местной научной станции, работники порта. Соотношение сил складывалось не в пользу защитников Диксона, но отчаянное сопротивление команд кораблей и гарнизона заставило командира рейдера «Адмирал Шеер» отказаться от утвержденного плана и отступить.
– Диксон – это славная история, которую мы видим на каждом шагу. Небольшой поселок, а сколько здесь памятных мест, посвященных и тем, кто осваивал эту территорию, и тем, кто воевал, – сказал губернатор Красноярского края Виктор Толоконский, возлагая цветы к мемориалу защитникам Диксона. – Тот бой в 1942 году принципиально решал задачу функционирования Северного морского пути. У поселка славное прошлое, которое мы не должны забывать, но не менее интересное будущее. И на это будущее мы будем работать.
В тон ландшафту
Пилот самолета как будто специально сделал круг над побережьем Карского моря, чтобы показать его во всей холодной красе, и повернул в аэропорт.
Диксон – самый северный населенный пункт Красноярского края. Еще два часа полета – и Северный полюс.
От аэропорта, который стоит на острове Диксон, до поселка с одноименным названием полтора километра пролива. Преодолеть эту ледовую дорогу можно только на вездеходе. Да и в самом поселке легковушек не встретишь. Стоит населенный пункт на скалистом берегу, и дороги полностью повторяют все изгибы почвы. Да и снега – по самые крыши. Местные жители отмечают: нынче погода как с ума сошла – метет и метет. Хоть снегопады и метели здесь не редкость, но в прошлые годы снега было поменьше. Шутят: наверное, с материка к нам все осадки сдувает.
Ветры, дождь и снег – вот она, Арктика. От этого, наверное, и облицовка домов в поселке долго не держится. Кубы зданий своим серым цветом и облупленными стенами сливаются с окружающим неброским ландшафтом. У многих окна заколочены грубыми и тоже серыми досками. Нам поясняют: в этих домах никто не живет.
– Когда первый раз приехал сюда, ужаснулся, – признается старший прапорщик погранпоста Владимир Узюмский. – Служил на границе с Казахстаном, перевелся в Диксон зимой, все было под снегом. А как он растаял, дома повылазили – серые, ободранные. От перепада температуры штукатурка трескается.
А перепады значительные. Минус 50 зимой – привычное дело. Летом столбик термометра может до 20 градусов тепла доползти. Но это редкость. В прошлом году все лето простояла пятиградусная «жара», лил дождь. В июне залив еще подо льдом.
В этом году сильных морозов не выдержала старенькая котельная – остановился насос, произошла разморозка. Неполадки устранили. Но ледяной водопад до сих пор красуется на трубе.
– Старый жилой фонд – одна из главных проблем Диксона, – считает глава поселка Павел Краус. – Его нужно полностью реформировать. Ведь вода и тепло для жителей – главное. Хотелось бы его оптимизировать – одни дома отремонтировать, другие снести. За счет этого уменьшатся наши затраты на «коммуналку».
К слову, расходы на свет и тепло в Диксоне действительно нешуточные. Главный врач местной больницы (просторное, хорошо отремонтированное помещение на 12 коек, из которых сегодня заняты только три) доложил губернатору: на коммунальные услуги медучреждение тратит по миллиону рублей в месяц.
Осколки цивилизации
Это раньше столица Арктики была большим населенным пунктом – более семи тысяч жителей. Сейчас здесь постоянно проживают около 500 человек, с полярными станциями можно наскрести 600. Это костяк Диксона. Он постоянен. Приезжают в поселок только контрактники служить на пограничном пункте и специалисты – например, учитель в школу. Молодежь, уезжающая на материк учиться, по окончании вузов домой не спешит.
– Наши выпускники востребованы на материке, – констатирует директор диксонской школы Лариса Вахрушева. – У нас уровень подготовки достаточно высокий.
В школе практически индивидуальный подход к каждому ученику, ведь в классе самое большее восемь человек. С 1-го по 11-й класс – 46 учеников. Хотя здание огромное, хорошее, с современным оборудованием, спортзалом и столовой. По проекту это учебное заведение рассчитывалось на 504 человека. Сейчас пустующие площади приходится сдавать в аренду разным развивающим кружкам.
В Диксоне отсутствуют проблемы переполненных учебных классов или недостатка мест в детских садах (в шикарный детсад здесь ходит чуть больше 30 малышей), в больнице всегда можно найти свободные койки. Но из врачей – педиатр и гинеколог, стоматолог приезжает два раза в год. Местные мужчины шутят: захочешь пройти медосмотр – и у того, и у другого врача «годен». К узким специалистам, на роды или в экстренных случаях – в Дудинку на самолете. Прилетает лайнер раз в неделю – по средам. А санавиация нередко не может добраться до Диксона из-за плохой погоды.
С труднодоступностью связаны и проблемы с доставкой продуктов и товаров первой необходимости, высокие цены в магазинах. Под обыкновенной колбасой в магазине здесь можно увидеть четырехзначный ценник, цена на молоко ниже 120 рублей за литр не опускается.
– Летом в навигацию к нам приходит одно судно с товарами, – говорит Павел Краус. – Дальше цены на продукты увеличиваются прямо пропорционально тарифам на авиаперевозку. Зимой мы делаем заказы в Дудинку и Норильск, а потом думаем, как их доставить самолетом в Диксон.
Здесь все завязано на авиации, но, как оказалось, и в местном аэропорту проблемы. И не маленькие. Как рассказал Виктору Толоконскому директор местного аэропорта, полеты в Диксон нынче запрещены – у порта отсутствуют сертификаты соответствия. На посадку каждого самолета приходится оформлять разовое разрешение – приказом и под персональную ответственность. Единственное спасение – перевести порт в федеральное казенное предприятие «Аэропорты Красноярья».
Зачем стране нужен Диксон?
От обилия проблем в столице Арктики впору за голову схватиться. Но губернатор Красноярского края принимал их спокойно, еще и спрашивал местных жителей: может быть, видите то, на что власть не обращает внимания? И уверял: готов тут же выделить деньги на срочные мероприятия, главное – понимать долговременность проектов и перспективу Диксона.
– В Диксоне целый ряд системообразующих проблем, где нужно четко понимать будущее, перспективы, – сказал на совещании Виктор Толоконский. – Сегодня преобладает скорее инерция, чем ясное понимание, к чему мы должны прийти и что должны здесь развивать, создавать.
Еще десять лет назад диксонцы печально констатировали: до 100-летия их поселок может не дожить. Но для губернатора сегодня совершенно ясно: неправильно ставить вопрос – нужен Диксон или нет. Безусловно, нужен.
– Это место очень важно для развития Арктического Севера России, – считает Виктор Толоконский. – Нет сомнений в том, что будет развиваться и наращивать объемы Северный морской путь, будут строиться корабли ледокольного флота. Эта программа рассчитана как минимум на 15 лет, но уже в 2015 году первые ледоколы выходят в эксплуатацию. А Диксон усиливает эксплуатационные возможности Северного морского пути, ведь он и создавался как точка для его функционирования. Есть программы инфраструктурного развития Арктического Севера, в том числе и прилегающей к Диксону части. Здесь будут добывать нефть и газ, есть интерес к шельфу, другие проекты, связанные с ресурсной базой. Они предполагают наличие инфраструктурного центра, готового принять грузы, разместить работников. А Диксон уже обладает хорошей инфраструктурой.
Конечно, создание планов перспективного развития Диксона в рамках стратегии освоения российской Арктики – дело не одного года. А думать о создании для людей достойных условий необходимо уже сегодня. К 100-летию поселка, который отмечается в сентябре 2015 года, губернатор принял решение благоустроить Диксон – провести ревизию жилого фонда, ветхое снести, рабочее отремонтировать, да и местная набережная требует немедленного улучшения. Деньги на эти работы будут заложены в краевой бюджет уже в июне во время его корректировки. Немедленные поручения дал губернатор и по решению других проблем Диксона. Например, предложил организовать вахтовый метод работы узких специалистов-медиков, которые по определенным дням могли бы приезжать в эту отдаленную территорию и принимать пациентов. Обновить логистику доставки на Диксон товаров первой необходимости. При этом субсидировать из краевого бюджета транспортные расходы, чтобы цены на продукты в местных магазинах не превышали стоимость товаров в Норильске – базе Таймыра. Обещал посодействовать укреплению аэродромной службы Диксона. Не забыл и другие, казалось бы, местечковые проблемы.
– В таких поселках, как Диксон, мелочей не бывает, – отметил Виктор Александрович. – Здесь все важно.
Фоторепортаж: Визит губернатора Красноярского края Виктора Толоконского в поселок Диксон