«Адмирал Шеер» не прошел

У Диксона большое будущее

«Адмирал Шеер» не прошел У Диксона большое будущее

Диксон – поселок легендарный. Это самая северная точка Таймыра, но и единственная в Красноярском крае территория, принявшая бой во время Великой Отечественной войны. А сегодня, в год своего столетия, Диксон становится стратегически важной территорией. На него делает ставку Россия как на базу Северного морского пути. Тем более что здесь уже создана вся инфраструктура – социальная и коммунальная – для жизни большого числа специалистов.

ДиксонДля столицы Арктики – именно так называют поселок Диксон – нынешний год дважды юбилейный. 70-летие Победы в Великой Отечественной войне и 100-летие основания населенного пункта. И совершенно не случайно губернатор Красноярского края Виктор Толоконский для визита выбрал эту территорию – хотел своими глазами увидеть, как живут люди практически на краю света, и отдать дань уважения защитникам северных берегов России.

27 августа 1942 года здесь развернулось самое северное сражение Великой Отечественной войны. Немецкий тяжелый крейсер «Адмирал Шеер» приблизился к внутреннему рейду порта и вступил в бой со сторожевым кораблем СКР-19 «Дежнев» и пароходом «Революционер». По замыслу командования, крейсер «Адмирал Шеер» должен был огнем орудий уничтожить имеющиеся советские суда, высадить десант, добыть сведения о маршрутах Северного морского пути, состоянии льдов и другую информацию, необходимую для нападений на караваны судов. Немецкий крейсер имел самое современное вооружение, орудия крупного калибра, великолепно подготовленную команду. А пароходы «Дежнев» и «Революционер» несли на себе легкие орудия, команды в подавляющем большинстве состояли из гражданских специалистов. Чтобы отразить нападение противника, к орудиям береговой обороны порта вместе с артиллеристами встали жители Диксона – полярники, персонал местной научной станции, работники порта. Соотношение сил складывалось не в пользу защитников Диксона, но отчаянное сопротивление команд кораблей и гарнизона заставило командира рейдера «Адмирал Шеер» отказаться от утвержденного плана и отступить.

– Диксон – это славная история, которую мы видим на каждом шагу. Небольшой поселок, а сколько здесь памятных мест, посвященных и тем, кто осваивал эту территорию, и тем, кто воевал, – сказал губернатор Красноярского края Виктор Толоконский, возлагая цветы к мемориалу защитникам Диксона. – Тот бой в 1942 году принципиально решал задачу функционирования Северного морского пути. У поселка славное прошлое, которое мы не должны забывать, но не менее интересное будущее. И на это будущее мы будем работать.

В тон ландшафту

ДиксонПилот самолета как будто специально сделал круг над побережьем Карского моря, чтобы показать его во всей холодной красе, и повернул в аэропорт.

Диксон – самый северный населенный пункт Красноярского края. Еще два часа полета – и Северный полюс.

От аэропорта, который стоит на острове Диксон, до поселка с одноименным названием полтора километра пролива. Преодолеть эту ледовую дорогу можно только на вездеходе. Да и в самом поселке легковушек не встретишь. Стоит населенный пункт на скалистом берегу, и дороги полностью повторяют все изгибы почвы. Да и снега – по самые крыши. Местные жители отмечают: нынче погода как с ума сошла – метет и метет. Хоть снегопады и метели здесь не редкость, но в прошлые годы снега было поменьше. Шутят: наверное, с материка к нам все осадки сдувает.

Ветры, дождь и снег – вот она, Арктика. От этого, наверное, и облицовка домов в поселке долго не держится. Кубы зданий своим серым цветом и облупленными стенами сливаются с окружающим неброским ландшафтом. У многих окна заколочены грубыми и тоже серыми досками. Нам поясняют: в этих домах никто не живет.

– Когда первый раз приехал сюда, ужаснулся, – признается старший прапорщик погранпоста Владимир Узюмский. – Служил на границе с Казахстаном, перевелся в Диксон зимой, все было под снегом. А как он растаял, дома повылазили – серые, ободранные. От перепада температуры штукатурка трескается.

А перепады значительные. Минус 50 зимой – привычное дело. Летом столбик термометра может до 20 градусов тепла доползти. Но это редкость. В прошлом году все лето простояла пятиградусная «жара», лил дождь. В июне залив еще подо льдом.

В этом году сильных морозов не выдержала старенькая котельная – остановился насос, произошла разморозка. Неполадки устранили. Но ледяной водопад до сих пор красуется на трубе.

– Старый жилой фонд – одна из главных проблем Диксона, – считает глава поселка Павел Краус. – Его нужно полностью реформировать. Ведь вода и тепло для жителей – главное. Хотелось бы его оптимизировать – одни дома отремонтировать, другие снести. За счет этого уменьшатся наши затраты на «коммуналку».

К слову, расходы на свет и тепло в Диксоне действительно нешуточные. Главный врач местной больницы (просторное, хорошо отремонтированное помещение на 12 коек, из которых сегодня заняты только три) доложил губернатору: на коммунальные услуги медучреждение тратит по миллиону рублей в месяц.

Осколки цивилизации

ДиксонЭто раньше столица Арктики была большим населенным пунктом – более семи тысяч жителей. Сейчас здесь постоянно проживают около 500 человек, с полярными станциями можно наскрести 600. Это костяк Диксона. Он постоянен. Приезжают в поселок только контрактники служить на пограничном пункте и специалисты – например, учитель в школу. Молодежь, уезжающая на материк учиться, по окончании вузов домой не спешит.

– Наши выпускники востребованы на материке, – констатирует директор диксонской школы Лариса Вахрушева. – У нас уровень подготовки достаточно высокий.

В школе практически индивидуальный подход к каждому ученику, ведь в классе самое большее восемь человек. С 1-го по 11-й класс – 46 учеников. Хотя здание огромное, хорошее, с современным оборудованием, спортзалом и столовой. По проекту это учебное заведение рассчитывалось на 504 человека. Сейчас пустующие площади приходится сдавать в аренду разным развивающим кружкам.

В Диксоне отсутствуют проблемы переполненных учебных классов или недостатка мест в детских садах (в шикарный детсад здесь ходит чуть больше 30 малышей), в больнице всегда можно найти свободные койки. Но из врачей – педиатр и гинеколог, стоматолог приезжает два раза в год. Местные мужчины шутят: захочешь пройти медосмотр – и у того, и у другого врача «годен». К узким специалистам, на роды или в экстренных случаях – в Дудинку на самолете. Прилетает лайнер раз в неделю – по средам. А санавиация нередко не может добраться до Диксона из-за плохой погоды.

С труднодоступностью связаны и проблемы с доставкой продуктов и товаров первой необходимости, высокие цены в магазинах. Под обыкновенной колбасой в магазине здесь можно увидеть четырехзначный ценник, цена на молоко ниже 120 рублей за литр не опускается.

– Летом в навигацию к нам приходит одно судно с товарами, – говорит Павел Краус. – Дальше цены на продукты увеличиваются прямо пропорционально тарифам на авиаперевозку. Зимой мы делаем заказы в Дудинку и Норильск, а потом думаем, как их доставить самолетом в Диксон.

Здесь все завязано на авиации, но, как оказалось, и в местном аэропорту проблемы. И не маленькие. Как рассказал Виктору Толоконскому директор местного аэропорта, полеты в Диксон нынче запрещены – у порта отсутствуют сертификаты соответствия. На посадку каждого самолета приходится оформлять разовое разрешение – приказом и под персональную ответственность. Единственное спасение – перевести порт в федеральное казенное предприятие «Аэропорты Красноярья».

Зачем стране нужен Диксон?

От обилия проблем в столице Арктики впору за голову схватиться. Но губернатор Красноярского края принимал их спокойно, еще и спрашивал местных жителей: может быть, видите то, на что власть не обращает внимания? И уверял: готов тут же выделить деньги на срочные мероприятия, главное – понимать долговременность проектов и перспективу Диксона.

– В Диксоне целый ряд системообразующих проблем, где нужно четко понимать будущее, перспективы, – сказал на совещании Виктор Толоконский. – Сегодня преобладает скорее инерция, чем ясное понимание, к чему мы должны прийти и что должны здесь развивать, создавать.

Еще десять лет назад диксонцы печально констатировали: до 100-летия их поселок может не дожить. Но для губернатора сегодня совершенно ясно: неправильно ставить вопрос – нужен Диксон или нет. Безусловно, нужен.

– Это место очень важно для развития Арктического Севера России, – считает Виктор Толоконский. – Нет сомнений в том, что будет развиваться и наращивать объемы Северный морской путь, будут строиться корабли ледокольного флота. Эта программа рассчитана как минимум на 15 лет, но уже в 2015 году первые ледоколы выходят в эксплуатацию. А Диксон усиливает эксплуатационные возможности Северного морского пути, ведь он и создавался как точка для его функционирования. Есть программы инфраструктурного развития Арктического Севера, в том числе и прилегающей к Диксону части. Здесь будут добывать нефть и газ, есть интерес к шельфу, другие проекты, связанные с ресурсной базой. Они предполагают наличие инфраструктурного центра, готового принять грузы, разместить работников. А Диксон уже обладает хорошей инфраструктурой.

Конечно, создание планов перспективного развития Диксона в рамках стратегии освоения российской Арктики – дело не одного года. А думать о создании для людей достойных условий необходимо уже сегодня. К 100-летию поселка, который отмечается в сентябре 2015 года, губернатор принял решение благоустроить Диксон – провести ревизию жилого фонда, ветхое снести, рабочее отремонтировать, да и местная набережная требует немедленного улучшения. Деньги на эти работы будут заложены в краевой бюджет уже в июне во время его корректировки. Немедленные поручения дал губернатор и по решению других проблем Диксона. Например, предложил организовать вахтовый метод работы узких специалистов-медиков, которые по определенным дням могли бы приезжать в эту отдаленную территорию и принимать пациентов. Обновить логистику доставки на Диксон товаров первой необходимости. При этом субсидировать из краевого бюджета транспортные расходы, чтобы цены на продукты в местных магазинах не превышали стоимость товаров в Норильске – базе Таймыра. Обещал посодействовать укреплению аэродромной службы Диксона. Не забыл и другие, казалось бы, местечковые проблемы.

– В таких поселках, как Диксон, мелочей не бывает, – отметил Виктор Александрович. – Здесь все важно.

Фоторепортаж: Визит губернатора Красноярского края Виктора Толоконского в поселок Диксон

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
5 декабря 2025
Афиша событий в Красноярске с 8 по 14 декабря
Понедельник. 8 декабря Вторник. 9 декабря В 19:00 в БКЗ пройдет творческая встреча-концерт лауреатов международных и всероссийских конкурсов и фестивалей
Без рубрики
5 декабря 2025
Главный кардиолог Красноярского края рассказал, можно ли «почистить сосуды»
То, что доверять рекламе можно далеко не всегда, известный факт. Но одно дело, когда платой за доверчивость становится покупка некачественного
Без рубрики
5 декабря 2025
Алексей Коноваленко: «Если мир меняется, мы тоже должны измениться»
В конце октября губернатор Михаил Котюков поручил исполнять полномочия руководителя краевого минздрава заместителю министра Алексею КОНОВАЛЕНКО. Сегодня Алексей Николаевич –
Мы используем cookie-файлы для улучшения вашего опыта просмотра, предоставления персонализированной рекламы и контента, а также анализа трафика сайта. Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Согласен
Политика конфиденциальности