В рамках своего визита в Красноярский край Павел Астахов посетил два десятка детских учреждений, в том числе Канскую воспитательную колонию, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, дома ребенка. Вместе с уполномоченным приехала большая команда помощников, в том числе опытных психологов, которые занимались тщательной проверкой документации, лично беседовали с детьми. Результаты своей проверки Павел Астахов представит президенту России Дмитрию Медведеву в специальном отчете.
Напомним, после своего назначения уполномоченный совершает серию поездок по российским регионам. До конца года Павел Астахов намерен объехать всю страну. Его цель – не только обобщить проблемы, связанные с безнадзорностью, насилием над детьми, но и найти новые пути их решения. Богатый юридический опыт и телевизионная известность позволили Павлу Астахову сразу наметить несколько интересных проектов. О них он рассказал на пресс-конференции красноярским журналистам.
– Я всегда рад встречаться с прессой, отвечать на вопросы – моя профессия. Кроме того, я родился 8 сентября в международный день журналиста, и мои родители очень хотели, чтобы я связал свою деятельность со СМИ. Я оставил адвокатское поприще и другие общественные нагрузки. Зато появилась серьезная тема для взрослого мужчины: дети. В новой должности я работаю всего месяц. Говорят, что судить о результатах можно через сто дней. Однако я уже сейчас могу отчитаться о том, что увидел и отметил для себя в ходе поездок по регионам, в том числе по Красноярскому краю. Хочу сказать спасибо коллегам, которые работают в территориях, – это, прежде всего, уполномоченные по правам ребенка на региональном уровне. В Красноярском крае это Альбина Комович, которая служит делу защиты прав детей с 2002 года, – отметил Павел Астахов.
Он также рассказал, что больше всего скопилось жалоб, вопросов и проблем в Иркутской области. Но, наряду с вопиющими фактами нарушения прав детей, в регионе нашлись примеры, достойные подражания. Например, социальные деревни, где «трудные» дети успешно живут и работают, проходят адаптацию и социализацию в своем микрообществе. Посещая некоторые детские дома, Астахов был шокирован отсутствием детских игрушек и книжек, голыми стенами и полами без ковриков: «Я подумал: неужели в наше трудное время это стало нормой? Может быть, мне мешает адекватно воспринимать действительность мой зарубежный опыт?» Оказалось, что нет. В этом плане хорошим примером для сравнения стали учреждения Красноярского края. Павел Астахов выбирал детдома и реабилитационные центры произвольно: «Мы приехали, посмотрели бытовые условия, личные дела детей. Там, где люди умеют работать, результаты совсем другие».
Детей, которые остались без попечения родителей, Павел Астахов призвал не называть «ничьими».
– Это дети «государственные». Я вообще думаю предложить программу Дмитрию Медведеву, чтобы таких детей называли «дети президента». Подробности нам еще предстоит обсудить, но уполномоченные точно должны стать отцами и матерями для сирот. Я рекомендую решать вопросы именно с этих позиций. Есть поговорка: «у семи нянек – дитя без глазу». У всех 14 федеральных ведомств, которые занимаются вопросами семьи и детства, нет объединяющего, системообразующего начала. Им должны стать уполномоченные. Есть еще один механизм – комиссии по делам несовершеннолетних. Это межведомственный орган, его эффективность определяется людьми, которые там работают. В Красноярском крае я увидел, что комиссия работает, ее возглавляет человек, который может заставить действовать всех. Поэтому вместе с уполномоченным комиссия тоже может стать организующим началом, – подчеркнул Павел Астахов.
Он также напомнил и о международных обязательствах, которые нужно выполнять, об опыте европейских стран по защите прав детей, от которых мы пока отстаем. Обязательным элементом становится ювенальная юстиция. Она будет развиваться в России согласно нормам национального законодательства и традиций.
– Нельзя допустить, чтобы дети бегали в суд, как в школу, и устраивали там процессы, заваливали юристов жалобами, что им не купили мороженое, игрушку. Нужно разумно подходить к этому опыту, а не слепо брать американскую кальку. У нас еще есть время обсудить этот проект. Но нельзя забывать, что в 14 российских регионах ювенальная юстиция давно работает, а практика показывает положительные результаты: рецидив снижается в десятки раз. Дети не чувствуют себя вечными преступниками, – подчеркнул Астахов.
Предварительные итоги визита Павел Астахов обсудил на совещании с участием и. о. губернатора края Эдхама Акбулатова, а также всех краевых министров и представителей ГУВД по краю.
– Мы говорили о проблеме социальной адаптации детей, о предоставлении жилья сиротам, о правах детей-инвалидов, развитии семейных форм воспитания, повышении уровня правовой грамотности детей. Конечно, таких проблем, как были в Ижевском интернате, в Красноярском крае нет. Но есть свои трудные случаи. Однако наша цель – не поиск виновных, а поиск решений проблем. Предложения и вопросы можно присылать мне на адрес: Москва, Старая площадь, д. 4, уполномоченному Астахову. У меня есть свои задумки. Например, создание правовой передачи для детей. Это может быть «Час суда» для маленьких, где дети за круглым столом обсуждают правовые вопросы с судьей, прокурором, органами опеки, психологами, чтобы показать, как работает ювенальный суд, что это вообще такое, на каких принципах он построен. Думаю, что программа появится в ближайшее время. Заказ от телевизионных продюсеров уже поступил. Значит, общество созрело для такого проекта. А для меня он стал личной потребностью. Решая эти задачи, я формирую социальную среду для своих же детей, – заявил Астахов.
Наша справка рубрика
Павел Алексеевич Астахов родился 8 сентября 1966 г. в Москве. Российский адвокат. С декабря 2009 года – уполномоченный при президенте Российской Федерации по правам ребенка. Окончил Высшую школу КГБ СССР (1991 год), школу права Питтсбургского университета (США, 2002 год). Доктор юридических наук. С 1991 года занимается юридической практикой. В 2003 году стал ведущим телепрограммы «Час суда». С 2005 года преподает в Московском университете МВД России на кафедре теории государства и права. С 2007 года – заведующий кафедрой гражданского процесса РГГУ.
Автор ряда книг по юридическим вопросам, серии книг «Детям о праве», которые уже прозвали «сказками Астахова», а также нашумевшего романа «Рейдер».