– А вы получили полис на вторую часть пенсии? С таким вопросом прямо возле подъезда меня остановил молодой мужчина в дорогом костюме. Я забеспокоилась: ну конечно, не получила! Ничего в новостях не слышала и вообще… С другой стороны, изменения вносятся едва ли не каждый месяц: разве можно знать абсолютно обо всех?
Агенты работают по всей стране
Однако уже через несколько минут пришла в себя:
– Какой полис? У меня СНИЛС!
– Правильно! – отозвался мужчина, мгновенно вытаскивая из портфеля стопку листов. – Только вы его получили на страховую часть пенсии, а есть еще второй – на накопительную часть! Иначе куда уйдут ваши накопления?
Из любопытства решила рассмотреть предложенный «полис». Увидела обычный белый лист с таблицей, куда должны быть вписаны все данные о человеке. Ни печати, ни названия организации, ни государственного номера у этого «документа»… Все было уже ясно, но искренняя забота о моем благосостоянии после выхода на пенсию не могла не тронуть: я попросила агента оставить мне визитную карточку. Он замешкался и протянул буклет одного из НПФ. Недолго думая, ввела название фонда в поисковую строку Яндекса. Оказалось, что о работе компании уже подробно написали будущие пенсионеры из Перми, Череповца, Москвы, Иванова, Омска и других городов. Под разными предлогами их вынуждали подписать документы на перевод накопительной части пенсии именно в этот НПФ.
«Показал мне типовое письмо от ПФ РФ и спросил, получала ли я такое письмо с анкетой внутри, которую я должна была заполнить и отослать в ПФ РФ. Первый раз о таком слышала. Предложили заполнить анкету здесь и сейчас, для чего понадобились мой паспорт и пенсионное удостоверение. Он переписал мои данные, попросил меня трижды расписаться… Только спустя час я еще раз посмотрела на документы, и вот тут-то поняла, что заполняли мы с молодым человеком не анкету от ПФ РФ, а договор с НПФ».
Но особенно мне понравился вот такой комментарий:
«Ничего не понимаю в этих делах. Все подписала… Поняла только одно, когда мне позвонят, то я могу отказаться. Так? А для чего спрашивали про загранпаспорт и машину?»
Доверчивость наших соотечественников поражает. Кстати, ответ на вопрос девушки также нашелся в отзывах. Оказывается, это делается для увеличения зарплаты агента! «Вам будут звонить, задавать вопросы, пожалуйста, на них ответьте: заграничный паспорт есть, высшее образование есть, машина есть! Если человек по телефону подтверждает все эти условия, то агенту выплачивают тысячу рублей дополнительно, как за состоятельного клиента, у которого и накопительная часть, скорее всего, немаленькая».
Поменять фонд – раз в пять лет
Некоторые агенты идут еще дальше – они представляются сотрудниками Пенсионного фонда РФ.
– Наши специалисты приходят на дом только по предварительной заявке, – комментирует Нина Бондарева, руководитель пресс-службы ОПФР по Красноярскому краю. – Если их никто из членов семьи не вызывал, необходимо проверить документы: у каждого специалиста есть служебное удостоверение с номером, в котором указаны его фамилия, имя, отчество и должность, вклеена фотография.
Зачем понадобилось прибегать к таким уловкам? Перевод накопительной части пенсии из государственного ПФ в негосударственный – законное право любого человека. Да и какое мнение может сложиться о фонде у клиента, который был, мягко говоря, введен в заблуждение?
– Непонятно, как работает эта схема, – отмечает Нина Бондарева. – Для того чтобы человеку перевести накопительную часть пенсии в НПФ, необходимо обязательно обратиться в одно из наших управлений. Подписания договора в «домашних условиях» недостаточно. Если средства все же переведены, стоит помнить, что с января 2015 года в силу вступил закон, согласно которому пенсионные накопления будут передаваться новому страховщику по истечении пятилетнего срока с года подачи заявления. Ранее поменять НПФ можно было через год. Получается, если в 2015 году подано заявление, накопления с учетом инвестдохода будут переданы выбранному страховщику только в первом квартале 2021 года. Можно перейти к новому страховщику и в следующем году, подав заявление о досрочном переходе. Однако в этом случае пенсионные накопления будут передаваться без инвестдохода за период с даты последнего расчета гарантируемой суммы. Более того, если текущий страховщик показал убытки при инвестировании, они отразятся на лицевом счете.
Вполне возможно, что агенты торопятся, поэтому не совсем честны с клиентами. До 31 декабря россияне должны сделать выбор – либо формировать только страховую пенсию, либо страховую и накопительную одновременно. В первом случае все 22 % от фонда заработной платы, перечисляемые работодателем, будут идти на формирование страховой пенсии, во втором случае 6 % тарифа может быть направлено на накопительную часть, а 16 % – на формирование страховой пенсии. Поручить инвестирование накоплений можно государству или негосударственному пенсионному фонду (среди таковых, кстати, немало честных организаций). Конечно, перед этим нужно собрать как можно больше информации: некоторые компании из года в год показывают минимальную доходность либо вообще уходят в минус.
Можно ли приструнить агентов?
В Отделении по Красноярскому краю Сибирского ГУ Банка России пояснили, что жалобу на работу конкретного НПФ можно адресовать им – отправить по обычной или электронной почте. Правда, ответить, какая ответственность ожидает фонд, затруднились. Случаев закрытия НПФ после жалоб клиентов припомнить не смогли…
История с фондом в очередной раз доказывает, насколько у нас сложно доказать мошенничество и, самое главное, привлечь к ответственности. Судя по информации в Сети, люди жаловались на специфичные методы работы фонда (о котором я рассказывала выше) еще два года назад. Но это нисколько не мешает агентам вновь и вновь стучаться в двери доверчивых жильцов…
Как перевести накопления и даже не понять этого?
Сотрудники ПФ РФ отмечают несколько способов:
– На работу или домой приходят агенты негосударственного пенсионного фонда (как правило, они не уточняют, что представляют частную структуру) и, апеллируя к несуществующим положениям законодательства, призывают немедленно переводить ваши пенсионные накопления – иначе они якобы «сгорят», их «обнулят» и т. д.
Нередки случаи, когда люди вообще ничего не подписывали, а им приходили «письма счастья» от ПФР. Так происходит, когда во время оформления кредита снимаются копии ваших документов. Эти копии попадают в руки мошенников, которые подделывают необходимые для перевода средств документы, включая вашу подпись.
– Соискатели рабочих мест нередко обращаются в кадровые агентства за помощью в трудоустройстве. Тут их и поджидает неприятная возможность перевода своих пенсионных накоплений. Мошенники работают по двум схемам: в первом случае соискатель подписывает договор, незаметно подложенный в кипу бумаг, во втором гарантируют прием на работу в случае перевода средств пенсионных накоплений в нужный НПФ. Как правило, ни в одном, ни в другом случае работу человек не получает.
Обо всех уловках написать невозможно. Обращаем ваше внимание еще раз: чтобы перевести свою накопительную пенсию из ПФР в НПФ (из НПФ в другой НПФ или УК, из НПФ в ПФР), необходимо обратиться в любой территориальный орган Пенсионного фонда России. С 1 января 2014 года это единственный способ распорядиться пенсионными накоплениями.
Но если вас просят поставить на бумагах, имеющих отношение к будущей пенсии, свою подпись, не стоит отмахиваться – «авось, ничего не будет». Потратьте несколько минут, чтобы получить консультацию у специалистов Пенсионного фонда о том, насколько соответствует действительности информация, изложенная агентом, задумайтесь, в каких целях могут быть использованы ваши персональные данные и личная подпись.
Телефон центра консультирования Пенсионного фонда РФ 8 800 510-55-55, тел. горячей линии Пенсионного фонда РФ по Красноярскому краю 8 (391) 258-00-66, (391) 258-00-66.
СПРАВКА «НКК»
Как узнать доходность?
Если есть необходимость проверить информацию о НПФ, можно зайти на сайт Центрального банка Российской Федерации в раздел «Финансовые рынки». Здесь можно уточнить отчетность о средствах пенсионных накоплений и финансовых результатах их инвестирования.