1 октября «Российские железные дороги» отметят свое 20-летие. Корреспондент НКК поговорил с начальником Красноярской железной дороги Алексеем Туманиным накануне значимой для компании даты – об изменениях в логистике в условиях санкций и значимых для края транспортных проектах.
– Алексей Сергеевич, что происходит с перевозками грузов по железной дороге в условиях масштабных изменений в логистике?
– Да, изменилась мировая логистика, грузопотоки в России развернулись на восток – не только экспорт, но и внутренние перевозки. Сейчас на первом месте перевозки внутри страны, что необходимо для нормального функционирования экономики.
– В Красноярском крае это как-то отразилось на железнодорожных перевозках?
– Красноярский край входит в топ-5 регионов – лидеров по объемам отправления грузов в России. За 8 месяцев из региона по железной дороге перевезено 32,5 млн тонн продукции и сырья, что превышает показатель того же периода прошлого года на 5 %. Больше везем угля (рост почти на 15 % ), в основном это бурый уголь, предназначенный для топливной генерации.
Кроме того, увеличились отправки цветной руды (+20 %), строительных грузов (в 1,3 раза). Можно сказать, что сейчас уже устоялись грузопотоки, измененные логистические цепочки работают стабильно. На КрасЖД просадка внешнеторговых перевозок компенсирована положительной динамикой поставок на российские рынки. И здесь я хочу сказать огромное спасибо нашим предприятиям, которые на сложившуюся ситуацию отреагировали гибко.
– В регионе вы активно развиваете сервис по доставке сельхозпродукции – «Зерновой экспресс». Кому адресована услуга, какие возможности она дает?
– За последние годы Красноярский край вышел в лидеры Сибирского федерального округа по урожайности зерновых и темпам развития агропромышленного комплекса. Поэтому для нас было очевидно, что такой транспортный сервис, как «Зерновой экспресс», получит хорошие перспективы.
К реализации этого проекта мы шли несколько лет. В том, что у нас получилось выстроить цепочку, заслуга и наших партнеров – сельскохозяйственных предприятий, отгружающих продукцию со станций Ужур, Глядень, Красная Сопка, Ачинск-II, Назарово. Спасибо, что они согласились принять участие в эксперименте.
С начала 2023 года по магистрали отправлено 22 ускоренных поезда с зерновыми грузами. География перевозок включает как востребованное восточное направление – до станции Владивосток, так и новые маршруты, – до станций Новороссийск и Локоть (через Казахстан).
Сервис повышает эффективность логистики: в два раза сокращается срок доставки сельхозпродукции – до 9 суток вместо 20. И у него большой потенциал, потому что аграрный сектор края – это быстрорастущий сегмент экономики.
– Наш край – один из регионов, где развита лесная промышленность. Как себя чувствует сегодня эта отрасль?
– Изменения в геополитической обстановке и последующее введение санкций больно ударили по лесопромышленному комплексу всей страны и Красноярского края в том числе. Сейчас на уровне Правительства РФ и региональных профильных министерств проведена большая работа по поддержке этой отрасли. Суть ее в том, чтобы в очередности перевозки грузов предоставить приоритет предприятиям лесной отрасли, обладающим сырьевой базой или собственными производственными мощностями по переработке древесины.
– Как обновляется Красноярская дорога с учетом крутого разворота экономики на восток?
– На дороге модернизируется участок Восточного полигона Междуреченск – Тайшет. Линия проложена в 60-х годах прошлого века по сложнейшему рельефу – тайга, болота, множество рек и речушек, горные массивы Кузнецкого Алатау и Восточного Саяна. При этом она уникальна по своим транзитным и логистическим возможностям: является частью Южсиба – дублера Транссиба, имеет два выхода на Транссиб и выход на БАМ (по станции Тайшет).
Мы ведем здесь масштабное строительство. На первом этапе уже построили более 160 км новых вторых главных путей, на втором предстоит проложить еще 300 км. Это не только пути, но и большое количество инженерных сооружений и объектов энергетики. Летом завершили реконструкцию трех подстанций – Курагино, Мана и Кравченко, которые обеспечивают энергоснабжение горно-перевальных участков. До конца года проложим 46 км нового полотна, включая строительство и модернизацию 17 мостов. Они возводятся параллельно действующим – на линиях будущих вторых путей.
– А что делается для пассажиров, туристов края – здесь есть изменения?
– За летние месяцы модернизировали пассажирскую ветку от станции Енисей до Дивногорска, которая входит в проект «Городская электричка Красноярска». Уложили новый путь, он позволит поездам развивать более высокую скорость. На этом направлении не первый год развиваем туристические сервисы – проекты «Навстречу истории», «Магический экспресс».
В преддверии 100-летия со дня рождения Виктора Петровича Астафьева особое внимание уделяем его родине – поселку Овсянка. Запланировано строительство пассажирской платформы в непосредственной близости к мемориальному комплексу писателя.
Особенность Красноярского края – большие расстояния. Передвижение на электричке быстрее, безопаснее, да и дешевле. Поэтому вместе с краем развиваем маршрутную сеть пригородных поездов. Так, в этом году электрички начали ходить до станции Назарово, услуга уже востребована и популярна.
– Дивногорское направление вносит большой вклад в развитие регионального туризма. Но ведь достопримечательности есть не только там?
– Дивногорское направление – наиболее успешный пассажирский и туристический проект Красноярской магистрали. Мы стараемся активно участвовать в этой сфере жизни регионов. Например, в августе при поддержке министерства транспорта края запустили новый пригородный маршрут из Красноярска до станции Кия-Шалтырь. Это поселок Белогорск в Кемеровской области, рядом с которым расположен горнолыжный курорт «Горная Саланга».
– Алексей Сергеевич, еще один важный вопрос – загруженность железнодорожных переездов. Для жителей некоторых поселков и городов края это острая проблема, они вынуждены подолгу стоять на переездах.
– Делаем все возможное, чтобы переезды работали ритмично, но ситуация усложняется по мере того, как возрастает интенсивность движения поездов и увеличивается трафик автотранспорта. Такие переезды, как в Иланском, в Нижнем Ингаше, в Зыково, – это наши болевые точки. Кардинально изменить ситуацию может только строительство пересечений автомобильных и железных дорог в разных уровнях (путепроводов). Возведение этих объектов – обязанность владельцев автодорог. Проекты требуют серьезного финансирования и реализуются в основном в рамках федеральных программ. Мы максимально заинтересованы в этом и готовы содействовать – для нас это еще и вопрос безопасности движения поездов.