В честь очередной, 81-й годовщины открытия легендарной воздушной трассы Аляска – Сибирь в Красноярске проходит цикл памятных и просветительских мероприятий, основным участником которых является молодежь.
Неделя героев Алсиба, запланированная с 11 по 19 ноября, включает флешмоб «Взлетная полоса» на площади перед музеем «Мемориал Победы», показ документальных фильмов, экскурсии, выставку «Красноярская воздушная трасса», квест, лекции, тематические уроки, соревнования. Участники памятной акции возложили цветы к братской могиле летчиков – героев Великой Отечественной войны.
В Красноярске, ставшем одной из ключевых точек легендарной трассы, имена героев Алсиба увековечены в названиях улиц, школ, им посвящены музейные экспозиции… Но это лишь малая часть истории «небесной дороги» протяженностью более шести тысяч километров, соединившей два материка и две страны, которые когда-то были союзниками, во что сейчас трудно поверить.
Что осталось?
Алсиб, охвативший почти треть Евразии, по большому счету непаханое поле для историков, путешественников, краеведов. Одной из первых основательных попыток исследования истории трассы – не только по документам, но, главное, на местности – стала экспедиция Русского географического общества и Министерства обороны РФ, первый этап которой состоялся в 2021 году. В составе экспедиции, а это 30 человек, военные инженеры, топографы, специалисты аэродромных служб Минобороны, эксперты РГО в области геологии и геофизики, архитектуры, военной истории и два художника. В распоряжении исследователей был вертолет и другая необходимая техника, что позволило изучить нынешнее состояние 14 аэропортов воздушной трассы на Чукотке, в Якутии, Магаданской, Иркутской областях, а также архивную документацию. Экспедиция стартовала в Анадыре и завершилась в Улан-Удэ.
Итогам первого этапа посвятил статью «Секретная трасса Алсиб: история и современность» старший научный сотрудник Центра арктических исследований Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) РАН, заместитель директора Арктического музейно-выставочного центра, кандидат исторических наук Павел Филин. Статья опубликована в мае нынешнего года в «Военно-историческом журнале».
После окончания Второй мировой войны инфраструктура трассы сыграла свою роль в освоении отдаленных районов Сибири и Дальнего Востока, но к нынешнему времени ее востребованность практически сошла на нет, отчего множество объектов пришло в негодность. Вот лишь немногое из того, что довелось увидеть исследователям.
«Всего за годы Великой Отечественной войны на трассе были построены 274 здания, часть из которых удалось выявить и описать в ходе экспедиции, – пишет Павел Филин. – Так, в поселке Марково на Чукотке сохранилось здание аэропорта 1942 года. Оно находилось в плохом состоянии, окна и двери выбиты, тем не менее представители общественности активно выступают за его сохранение. На месте же бывшего военного приаэродромного поселка в послевоенное время возник новый жилой микрорайон. К сожалению, в архивах не удалось обнаружить проект марковского аэропорта, но удалось найти проект здания аэропорта в Олекминске, выполненный инженером Д. Л. Канторовичем…
В поселке Омолон на Чукотке сохранилось несколько зданий, построенных в годы войны: гараж, а также три типовых жилых дома, которые задают ландшафтную планировку приаэродромной территории. Здания гаража и механической мастерской покрыты крышками и листовым железом от бочек из-под американского бензина, поставлявшегося по ленд-лизу. На крышках есть выбитые клейма и надписи – US N, STC, стоят даты – число, порядковый номер недели, год. Большинство бочек датированы 1943 годом…
В поселке Сеймчан Магаданской области сохранилось здание аэропорта 1942–1944 гг. постройки. Это двухэтажная деревянная конструкция с башней, элементами модерна и скандинавского стиля. В 2017 году ему был присвоен статус объекта культурного наследия регионального значения. К сожалению, не удалось обнаружить проектную документацию по данному строению».
Однако некоторые реликвии продолжают служить, более того, встречаются явления поистине удивительные.
«В аэропорту Омолон удивленные участники экспедиции обнаружили действующий (!) экземпляр грейдера Caterpillar (Caterpillar pull grader № 33) модели 1937 года, поставленного из США в годы войны, который до сих пор используется для расчистки снега на взлетно-посадочной полосе. В механической мастерской поселка Омолон и ремонтно-эксплуатационной базе поселка Зырянка сохранились действующие (!) станки двух американских компаний: Pratt and Whitney и Cincinnati, поставлявшиеся по программе ленд-лиза».
Идея висела в воздухе
Инициатива доставлять приобретаемые по ленд-лизу боевые самолеты и грузы через Аляску и Сибирь принадлежала Франклину Рузвельту. Осенью 1941 года президент США в письме Сталину сообщил, что такой маршрут даст возможность сэкономить время. Поскольку советская сторона тут же приступила к детальной проработке предложения, очевидно, что проблема назрела, причем как для нас, так и для союзников.
В то время уже действовали два маршрута поставки британской и американской военной продукции в сражающийся Советский Союз.
Первый – на кораблях через Северную Атлантику в Мурманск и Архангельск – был формально приемлем по времени, но чрезвычайно опасен. Базировавшиеся в Норвегии немецкие подводные лодки и морская авиация настолько успешно топили союзнические конвои, что весьма ощутимая часть самолетов, танков и прочего сделанного на американских и английских заводах шла на дно, а не на Восточный фронт.
Другой вариант – через Тихий, Индийский океаны, Ирак и Иран – занимал от двух до четырех месяцев, хотя в первый год войны считался более безопасным. Но вскоре Япония развила такую военную активность, что преимущества этого пути становились все менее очевидными.
Нам необходимо было оружие, чтобы бить врага; союзникам явно не нравилось работать при таких убытках.
Поэтому идея перегонять купленные по ленд-лизу боевые самолеты через Аляску и Сибирь, что называется, висела в воздухе. Правда, с тем пояснением, что основная часть маршрута пройдет по территории СССР, а это значит, на советскую сторону ложится весьма нелегкая обязанность по обустройству трассы.
Кроме того, Сталин поставил условие: американские военные (за исключением инспекторов) не должны появляться на советской территории. Не столько из соображений секретности, сколько для того, чтобы не разозлить Японию, с которой США воевали, а Советский Союз сохранял нейтралитет и не хотел его нарушать, дабы не спровоцировать войну на два фронта.
Фото memorial24.ru, rgo.ru, kolymastory.ru