Аляска – Сибирь В наш город пригоняли самолеты с другого континента

Аляска – Сибирь В наш город пригоняли самолеты с другого континента

70 лет назад была открыта воздушная трасса Аляска – Сибирь. По этому суровому маршруту во время Великой Отечественной войны перегоняли самолеты. Эта помощь США союзникам во время холодной войны была темой «нон-грата». Но сейчас многолетний гриф «Совершенно секретно» снят. И, пусть спустя десятилетия, мы можем отдать дань памяти и почитания летчикам-перегонщикам. Тем, чей труд был связан с немыслимыми трудностями и огромным риском.

Почти сразу же после начала Великой Отечественной войны Соединенные Штаты Америки начали поддерживать своих союзников продуктами, техникой, боеприпасами. Передавалась помощь по ленд-лизу несколькими путями: через Атлантику, Тихий океан, Индийское море. Все эти трассы были опасны из-за встречи с противником (немцами или японцами).

Поэтому 9 октября 1941 года было принято решение поставлять самолеты, продовольствие и оборудование через Аляску и Сибирь.

Предполагалось, что самолеты будут лететь из Фэрбенкса (Аляска) и до Красноярска. Наш город стал финишем маршрута, потому что здесь был авиаремонтный завод, а также железная дорога, по которой техника отправлялась на фронт.

Первоначально планировалось отладить работу трассы буквально за несколько месяцев. Однако это оказалось невозможным. Воздушная дорога пролегала через огромные пустынные пространства, где не было никакой инфраструктуры. Необходимо было построить несколько промежуточных аэропортов (а к ним и запасные, ведь приходилось учитывать сложнейшие климатические условия), оборудовать метеостанции, линии связи, организовать подвозку топлива.

Многое было сделано благодаря рабскому труду заключенных ГУЛАГа – этого своеобразного «вечного двигателя», который изобрело руководство СССР. Однако было много и сложнейшей инженерной и организационной работы. Однако всего лишь за год удалось построить трассу Аляска – Сибирь. Датой первого перегона официально считается 6 октября 1942 года.

В особенных условиях должны были трудиться особенные люди. Отбор летчиков для этого маршрута был самый жесткий. Старались брать полярников, ведь перегонять суда нужно было в тяжелейших условиях. Самолеты тогда не отапливались. И вот представьте, как себя чувствовали люди, когда за бортом –40 и ветер… Наверняка не спасала самая теплая одежда. Летать приходилось в толстенных меховых штанах, меховых масках, унтах, трехпалых крагах длиной до локтя. Длина трассы – 8 тысяч километров. Между аэропортами – около 1 500 километров. Лететь приходилось по 5–6 часов.

Дивизию, которая обслуживала Аляску – Сибирь, создал Илья Мазурук. Ас, в 30 лет он уже стал героем Советского Союза. Уважение американцев было к нему настолько велико, что они подарили ему личный самолет – синего цвета, с нарисованным белым медведем.

Первую партию самолетов перегоняли в ноябре 1942 года. Заняло это почти месяц. Приходилось подолгу задерживаться в промежуточных аэропортах из-за непогоды и поломок.

Трасса работала до 1945 года. За это время удалось перегнать 8 тысяч самолетов. В Красноярске, по легенде, самолеты садились там, где сейчас расположен микрорайон Взлетка. В пользу этой версии говорит то, что здесь с 1925 года действовал аэропорт, кроме того, неподалеку был и авиаремонтный завод. Но ходят слухи, что самолеты могли садиться и в районе Зеленой Рощи.

Из Красноярска бомбардировщики летели на фронты. У истребителей снимали крылья, грузили их на железнодорожные платформы и отправляли воевать.

В нашем городе до сих пор сохранилась память об этом удивительном подвиге. На улице Вавилова неподалеку от лицея № 11 до сих пор сохранился старый дом, где жили перегонщики. На Покровском кладбище есть могилы, где лежат погибшие летчики (всего за время существования трассы случилось несколько десятков катастроф, погибло около ста человек). А в одном из болот рядом со станцией Крючково до сих пор лежит упавший самолет. Этим летом его собираются поднимать на поверхность.

В честь 70-летнего юбилея трассы Аляска – Сибирь в нескольких школах Красноярска планируется провести уроки в память о том, как жил наш город во время войны.

Благодарим за помощь при написании материала Музей авиации Красноярского края общеобразовательной школы № 149

Справка

Закон о ленд-лизе был принят американским конгрессом 8 марта 1941 года. Первоначально он распространялся на Великобританию и ряд других стран, против которых воевала Германия. Государства, получавшие помощь по ленд-лизу, подписывали с правительством США соглашения. По ним поставленные машины, различная военная техника, оружие, другие предметы, уничтоженные, утраченные или потребленные во время войны, не подлежали оплате после ее окончания.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
20 апреля 2024
Пассажир нетрезвого водителя может лишиться прав
Оказывается, быть пассажиром у пьяного водителя чревато не только высокой вероятностью попасть в аварию, но и подвергнуться тому же наказанию,
Без рубрики
20 апреля 2024
Фермеров и сельхозкооперативы Красноярского края поддержат грантами и субсидиями
В министерстве сельского хозяйства Красноярского края сообщили, что в этом году продолжится прием заявок на популярные у малых сельхозпроизводителей формы
Без рубрики
19 апреля 2024
Десять лет назад в краевой больнице выполнили первую трансплантацию донорских почек
Недавно в красноярском боулинг-центре прошел необычный турнир. Уникальность его в том, что участниками были врачи и их пациенты с пересаженными