Если не забыты наши ветераны – значит, не прервалась связь поколений, есть движение вперед. К сожалению, нельзя сделать так, чтобы не было у нас одиноких стариков. Одни одиноки в городах, где есть транспорт, магазины, шумные соседи, море информаций и событий. Другие одиноки в сельской местности, где только почтальон вместе со свежей газетой открывает дверь в большой мир. От того, как ты помогал старикам, хотя бы своим родным, зависит то, какой будет твоя старость. Эту истину еще раз напомнил всем ныне живущим молодым и активным Анатолий Самков, председатель краевого Совета ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов, генерал-майор, кандидат социологических наук. В своем интервью он рассказал, можно ли помочь всем старикам сразу, даже если ты генерал-майор, зачем в одной деревне ветерану ВОВ поставили в доме ванну возле печки и могут ли ветеранские организации исчезнуть в будущем.
– Анатолий Петрович, как вы помогаете ветеранам, пенсионерам?
– Цель нашей организации – защита их законных прав и интересов, конечно, прежде всего тех, кто прошел лихо Великой Отечественной войны, обеспечение их достойного положения в обществе. Мы доводим до сведения властей всех уровней проблемы и вопросы, которые возникают, и следим за их решением. Безусловно, краевой совет не может быть только ретранслятором: мы являемся союзниками и помощниками власти. Некоторые руководители местных ветеранских организаций являются депутатами районных советов. Я вхожу в состав комиссии при министерстве социальной политики по обеспечению ветеранов жильем и участвую в заседаниях комитета по социальной политике Законодательного собрания края. Благодаря чему есть возможность оперативно осуществлять общественную экспертизу принимаемых правовых актов. В 2009 г. актив ветеранского движения стал участником двух значимых встреч: с бывшим губернатором Красноярского края Александром Хлопониным и его бывшим первым заместителем, руководителем администрации Василием Кузубовым. В том и в другом случае речь шла прежде всего о том, как достойно встретить юбилей Победы, была дана оценка состоянию дел по работе с ветеранами, участниками Великой Отечественной войны, теми, кто проливал кровь за Родину, кто трудился в годы войны в тылу.
– Какие наиболее важные вопросы удалось решить?
– В первую очередь – оказание помощи в укреплении материально-технической базы госпиталя ветеранов ВОВ, крупнейшего лечебного заведения в крае для ветеранов. Несмотря на кризисные явления в экономике, из бюджета региона выделено дополнительно 20 млн руб. Александр Хлопонин нас поддержал. Кроме того, он также дал поручения по улучшению медицинского и лекарственного обеспечения на местах, по активизации военно-патриотической работы с молодежью.
– А какими проблемами делятся с вами ветераны?
– Недавно мы направили письмо в один из районов края, где сын ветерана войны рассказывает о том, что обратился в социальную службу по месту жительства за помощью по улучшению жилищных условий. Там ему, не разобравшись, дали от ворот поворот. Не положено и все. В администрации района сыну, назовем его Михаил, заявили, что отец его получает большую пенсию и никакое жилье ему не положено. В итоге Михаил обратился к нам, в краевой Совет ветеранов. Мы написали письмо главе района с просьбой внимательно и всесторонне разобраться. И подобных обращений от ветеранов и их родственников очень много. Ни одно из них мы не оставляем без должного реагирования. Как участник комиссии по обеспечению жильем при минсоцполитики края могу сказать, что специалисты этого ведомства работают очень серьезно и ответственно по рассмотрению жилищных проблем ветеранов ВОВ.
– Такую оценку труда можно дать и краевому Совету ветеранов?
– Когда нам удается помочь конкретному человеку, мы считаем это главным результатом. Вот еще один случай произошел с ветераном Николаем Брюхановым из Богучанского района, которому почти 90 лет. Наша первая встреча состоялась 9 мая 2009 года в госпитале ветеранов ВОВ. Мы их поздравили с праздником. И Николай Александрович обратился лично ко мне с просьбой. Он живем один в п. Пинчуга, с каждым годом ему все сложнее вести хозяйство и обслуживать себя. Обратившись в район, мы получили ответ за подписью руководителя управления социальной защиты, в котором сообщалось, что Брюханов не нуждается в улучшении жилья и вообще требует лишнего. То есть его запрос не правомерен. Тем более что Брюханов просит квартиру не в Богучанах, а в Красноярске. Кстати, такая перемена места жительства законом допускается. Одним словом, завязалась переписка с министерством социальной политики края, администрацией района. К Брюханову пришла проверка, чтобы обследовать жилье. Уточнялось все, вплоть до того, воевал ли он вообще. В итоге накануне нового, 2010 года после всех перипетий был принят документ о признании ветерана ВОВ Николая Брюханова нуждающимся в жилье.
– Вам больше запоминаются счастливые или грустные истории?
– Запоминается не столько сама проблема, сколько факт того, что с человеком попросту не хотят разговаривать, вникнуть в суть вопроса. А ведь это престарелые люди, которым двигаться порой тяжело, а не то чтобы отстаивать свои права. К счастью, случаев равнодушного отношения становится все меньше. Хотя они и случаются. Здесь играет роль и сложность вопросов, которые ставят ветераны, конечно, острая душевная чувствительность пожилых людей. Много раз говорилось о том, что к ним нужно особое отношение. Мы все понимаем, насколько это трудно порой – выслушать, объяснить несколько раз, проявить лучшие человеческие качества. Еще одна проблема многих пожилых людей – дефицит общения, внимания. Многие друзья ушли в мир иной, близкие родственники порой с ними не общаются. Человек очень одинок, нуждается в поддержке. Поэтому, когда к нам приходят ветераны, они прежде всего долго рассказывают о своей жизни, о том пути, который пришлось пройти. И у всех этот путь настолько трудный, насколько достойный уважения и почитания.
– Анатолий Петрович, такие биографии – история, фундамент, хотя порой и боль нашей страны, края. Про таких людей можно сказать по праву – элита общества. Конечно, новое поколение уже плохо понимает эти достижения и может достойно их оценить. Как вы считаете?
– Согласен с вами. Поэтому мы готовы назвать сотни и сотни примеров таких уникальных людей. Например, в наш совет входит организация Героев Социалистического Труда и кавалеров ордена Трудовой Славы «Трудовая доблесть России». Кстати, на встрече с Александром Хлопониным было принято решение об издании книги об этих героях. Но не только высокими наградами измеряется труд и вклад ветеранов в развитие нашего общества. Многим из них надо поклониться за повседневную, без преувеличения огромную общественную работу. Думаю, нам всем стоит поучиться у них жизнестойкости и высокой нравственной ответственности. Поразительные люди, удивительные. Я счастлив, что могу встречаться с ними почти каждый день. Нам надо учиться у них оптимизму, широте души. Удивительно, что наши ветераны, люди, прошедшие через невероятные трудности, войну, голод, холод, потерявшие здоровье, не утратили радости бытия, доброго расположения. Они думают не только о себе, но и о нас, их волнует будущее поколение.
– Стоит надеяться, что примеры таких подвигов не уйдут в прошлое. И люди особого духа будут рождаться у нас и сегодня. И станут такими же долгожителями, как ветераны войны и труда. Кстати, в чем тут секрет?
– Вы знаете, научных выводов у меня нет. Но я считаю, что жизненная активность продлевает годы. Так же как интеллектуальная деятельность. Многие из ветеранов выступают перед молодежью, пишут мемуары, книги, публикуются в газетах.
– Анатолий Петрович, вы сменили много ведомств, занимали многие посты. Тяжело ли было вам уходить из органов на пенсию?
– Я всегда считал, что главная задача успешного руководителя – вовремя уйти. Я отслужил 29 лет в органах безопасности. Затем 4 года в налоговой полиции, еще 3 года – в наркоконтроле. Пятнадцать лет на первых ролях. И в 60 лет, как по звонку, сложил полномочия. Не стал никого ни о чем просить, хотя возможности остаться были. Но я не испытывал особых переживаний по поводу ухода, притом что моя работа была любимым делом. Просто такова жизнь. Когда-то все заканчивается, надо философски к этому относиться.
– И как вы отнеслись к своему новому предназначению?
– Честно сказать, сначала прохладно. Хотя, когда работал в органах, с удовольствием общался с ветеранами, поддерживал. То есть у меня было общее представление. Я уверен, что если у человека нет активной жизненной позиции, бессмысленно возглавлять ветеранское движение. Просто отбывать время не получается. Не хватит терпения и нервов. Здесь нужно уметь чувствовать боль, пропускать через себя. И эта сложная работа мне по душе. И генеральские звания мне помогают в этом: мы лучше понимаем с ветеранами друг друга.
– Ваша должность – на 10 % организатор и на 90 % – психолог. Где учились навыкам?
– Скажу так: даже профессиональный психолог в первую очередь должен иметь душу, а потом навыки. Когда учился на Высших курсах КГБ СССР, то изучал оперативную психологию. Самостоятельно изучал различные источники, в частности Леви, Карнеги, причем тогда он еще не издавался в Советском Союзе. Изучал и медицинскую психологию. Но самое главное – знание психологии человека приходит с опытом.
– Вы по характеру такой мягкий человек, что не скажешь, что столько лет работали силовиком. Разрушаете стереотип?
– Меня трудно назвать непробиваемым. Иначе я бы не работал здесь. А вообще все идет от характера, многое генетически предопределено. Есть люди суровые, упертые, агрессивные по своему складу. И к органам отношения не имеющие. Какой-нибудь охранник на входе может проявить столько суровости, так показать свои амбиции! Как известно, чем меньше «властитель», тем он злее. Жестокость, она, может, и нужна где-то. Но в общении с людьми для меня всегда был важен такт, этика. Так я воспитан.
– Анатолий Петрович, какие задачи стоят перед организацией с прицелом на будущее? Какие проблемы актуальны сейчас и, если прогнозировать, что будет лет через 20?
– Одна из проблем нашего ветеранского движения – консолидация. Будучи разделенными тысячами километров, скажем, с северными районами края, мы не можем порой эффективно осуществлять организационно-методическую помощь и поддержку. Есть кадровая проблема. Она связана с тем, что, несмотря на большое количество достойных людей, возраст берет свое. Бывает, что человек назначается руководителем, но через короткое время уходит. Отсюда частая сменяемость председателей местных организаций. Впереди у нас краевая конференция, которая проводится раз в пять лет. Будет переизбираться весь актив. Мы еще раз оценим свои кадры. Конечно, мы нуждаемся в приливе свежих сил. Уже сегодня меняется состав ветеранов: уменьшается количество участников войны, тружеников тыла. Через годы акцент уже будет на ветеранах труда и боевых действий. И нас ждет серьезный поворот. В связи с этим я слушал мнение, что значение и смысл ветеранского движения утратятся. Конечно, это домыслы. Изначально наша организация создавалась для поддержки ветеранов войны и труда. Поэтому главная задача – после юбилея Победы не почивать на лаврах, не успокаиваться, а дальше развивать и укреплять свое движение.
наша справка
В составе Красноярской краевой общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда Вооруженных Сил и правоохранительных органов (создана 14 марта 1987 г.) насчитывается 17 городских, 49 районных, 20 отраслевых (ведомственных) ветеранских организаций. Всего в крае проживает 7 тысяч инвалидов и участников ВОВ и 16 557 вдов, почти 52 тысячи тружеников тыла, 250 тысяч ветеранов труда, 14 тысяч участников боевых действий, 600 человек – малолетних узников фашистских лагерей, более 600 жителей блокадного Ленинграда.
досье
Родился 20 мая 1946 г. на прииске Шаарган Мотыгинского района Красноярского края.
1964 г. – окончил школу-интернат г. Канска и поступил в Красноярский политехнический институт.
1969–1971 г. – на действительной военной службе в Советской Армии в должности заместителя командира танковой роты.
1972–1973 г. – учился на Высших курсах КГБ в г. Минске.
В органах безопасности служил до 1999 г.
1992–1999 гг. – начальник управлений: министерство безопасности, Федеральной службы контрразведки, Федеральной службы безопасности России по Красноярскому краю.
1999–2003 гг. – начальник управления Федеральной службы налоговой полиции по Красноярскому краю.
2003–2006 гг. – начальник регионального управления Госнаркоконтроля по Красноярскому краю.
Уволен со службы по достижению предельного возраста.
Имеет звания: генерал-майор (ФСБ), генерал-лейтенант налоговой полиции, генерал-лейтенант полиции.
Награжден государственными наградами.
С 2009 г. по настоящее время – председатель Красноярской краевой общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов.