Инновационная платформа
– Андрей Алексеевич, по сути, инновационная система в России находится в зародыше. На федеральном уровне говорят – нужно создать региональные центры, систему управления инновациями. Что делается для этого именно в Красноярском крае? И когда все-таки мы сможем увидеть и пощупать эти самые инновации?
– На самом деле пощупать инновации в прямом смысле этого слова не всегда удается. Даже если они уже есть и совсем рядом. Если серьезно, то уже в этом году, думаю, в крае будет заложена некая основа – платформа для создания инновационной инфраструктуры.
– То есть пока еще не инновационной экономики как таковой, а всего лишь ее основы?
– Сейчас перед всей страной стоит как раз эта задача – заложить основы, создать инфраструктуру. Ведь до этого момента наша страна развивалась по пути освоения ресурсов. Россия и наш край в частности имеет практически неограниченные возможности для создания и внедрения новых технологий, для модернизации уже существующего производства и создания новых. Но для того, чтобы эти возможности стали реальностью, нужна инфраструктура, которой сегодня не хватает.
– Я думал, что инновации – это удел Кулибиных или, по крайней мере, Биллов Гейтсов. Сидят себе паяют в гараже, потом раз – и вот она инновация. И особой инфраструктуры для этого не нужно.
– Для разовых проявлений этих самых инноваций, может быть, и не нужно. Но мы-то с вами говорим о создании экономики целой страны. О том, чтобы поставить инновации на поток, на конвейер, если угодно. Говоря про конвейер, я не имею в виду однотипность. Прежде всего речь идет о массовости. Под инфраструктурой прежде всего понимается создание регионального бизнес-инкубатора и технопарка. Кроме того, не менее важно формирование нанотехнологического центра и дата-центра.
– Но ведь сама по себе инфраструктура не даст эффекта. Нужен еще и некий толчок для того, чтобы люди начали применять эти самые инновации.
– Это естественно. Здания и сооружения сами по себе еще не повод для инновационного творчества. Составляющие инновационной инфраструктуры должна объединить целая система. В ней должны быть предусмотрены и льготы предприятиям, проводящим модернизацию, и помощь при создании инновационных предприятий, и сформированная благоприятная законодательная база.
– Помнится, в свое время речь шла о том, чтобы создавать при вузах некие предприятия, направленные на развитие инноваций. Что в этом направлении?
– Это отдельная тема. Действительно, 217-й федеральный закон сегодня дал нам возможность создавать малые инновационные предприятия при учебных заведениях. Конечно, мы должны помочь вузам решить технические проблемы, возникающие при функционировании таких предприятий. Тут ведь важно и то, что в процесс будет активно вовлечена молодежь, у которой интересных идей хоть отбавляй. Таким вопросам мы будем уделять значительное время и внимание в течение 2010 года, с тем чтобы уже в следующем году была создана благоприятная среда для развития инновационного процесса в Красноярском крае.
По кирпичику
– Очевидно, что регионам, какими бы сильными они ни были, в одиночку инновационную экономику не создать. На какие федеральные институты и структуры мы опираемся?
– Правительство края подписало соглашения практически со всеми ведущими институтами развития РФ. Это и Российская венчурная компания, и госкорпорация «Роснанотех», и фонд Бортника. Сегодня именно эти структуры являются рулевыми при создании инновационной экономики.
Кроме того, недавно в крае появилось отделение Московской межбанковской валютной биржи. Это дает возможность красноярцам выходить на внутренние и внешние рынки, искать инвесторов. Край активно сотрудничает с ВЭБ, который финансирует проекты без залога. Рассматриваются проекты долго, но, несмотря на это, некоторые идеи красноярцев выходят на наблюдательный совет, подписываются кредитные соглашения.
Конечно, пока взаимодействие со всеми этими структурами на начальном этапе. Но, на мой взгляд, в самое ближайшее время мы выйдем на качественно новый уровень. Пока все разрозненно. Но в этом и заключается задача власти – соединить все, собрать кирпичики воедино и заставить работать инновации на благо края.
– Какие формы поддержки существуют на уровне края?
– Одна из форм – поддержка по линии малых и средних предприятий. Она предусматривает 30-процентное субсидирование на приобретение нового передового оборудования.
Ну а об антикризисных мерах, которые мы применяли и в прошлом году и будем продолжать в этом, думаю, многие наслышаны. Кроме того, сейчас мы готовим новые поправки в законодательство в части поддержки проведения модернизации и внедрения новых технологий в целом ряде отраслей.
От теории к практике
– Все мы наслышаны о взаимодействии с «Роснано». Некоторые проекты уже выбраны этой корпорацией. Есть ли в крае еще какие-то перспективные проекты, которые могут претендовать на получение поддержки?
– На сегодняшний день подготовлено 25 проектов. Десять уже прорабатываются «Роснано». Во время своего недавнего визита в Красноярск глава корпорации Анатолий Чубайс обратил внимание сразу на несколько проектов. Среди них – производство систем навесных вентилируемых фасадов с использованием огнестойких алюминиевых композитных панелей ООО «Краспан», проект РУСАЛа по производству алюминия с использованием инертных анодов. Эти проекты уже готовятся к финансированию.
Еще один проект ОАО «Информационные спутниковые системы» им. Решетнева также прошел экспертизу. В данный момент мы ждем окончательного утверждения на научно-техническом совете.
Хочется надеяться, что процесс будет активизироваться и в направлении Красноярский химической компании, и по заводу цветных металлов. Правительство в свою очередь окажет всю необходимую поддержку. Думаю, это вопрос времени. Как только вышеперечисленные проекты получат деньги, заработают, люди увидят – процесс идет. В этом случае желающих поучаствовать будет больше.
– А каким параметрам должен соответствовать проект, чтобы получить поддержку?
– Все по стандарту, который учитывается при рассмотрении любых инвестпроектов: окупаемость, внутренняя норма рентабельности, квалифицированный менеджмент. Другое дело, что в наших полномочиях поддержать этот процесс по программе выдачи госгарантий, которая продолжает действовать и в этом году. Опыт прошлого года показал, что часть предприятий, получивших госгарантии, вышли на текущий год с нормальными и даже неплохими показателями. В текущем году эту программу мы будем ориентировать в первую очередь на те предприятия, которые вкладывают инвестиции, в том числе в новые технологии и модернизацию.
– Какие отрасли являются наиболее инновационно емкими?
– Практически все обрабатывающие предприятия, горнодобывающие, нефтегазодобыча… Не стоит забывать и о селе. Здесь очень много возможностей для применения новых технологий. Медицина, в особенности фармацевтика, также может показывать неплохие результаты. К слову, наш медицинский университет показал сразу несколько качественных разработок, которые также рассматриваются в «Роснано». Я веду речь о коллаген-хитозановом раневом покрытии.
Ну и традиционно сильные космические технологии. У нас в крае как нигде представлен весь цикл этого направления. Есть производство спутников, средств доставки спутников, и есть радиозавод, который производит приемники ГЛОНАСС.
Думаю, перечислил я все-таки не все. Практически в любой отрасли есть место для внедрения нового, для полета научной мысли.
– Край сам для себя установил какой то временной параметр – вот к такому-то сроку мы должны выйти на такой-то уровень? И как на этом фоне мы выглядим по сравнению с другими регионами?
– Безусловно, в стране существуют регионы, которые обогнали нас на несколько лет вперед. Но есть также и отстающие. Но наш козырь в том, что сегодня мы можем анализировать ошибки лидеров в этой сфере и идти своим путем. Я думаю, что в создании национальной инновационной системы нам вполне по силам через 3–4 года возглавить этот процесс.