Прошлый сезон стал лучшим в карьере 26-летнего лыжника краевой Академии зимних видов спорта Андрея Мельниченко. Спортсмен попал в ряды участников Олимпийских игр – 2018 в Пхенчхане, впервые поднялся на пьедестал на Кубке мира и выступил на чемпионате мира.
После такого насыщенного особенного сезона хорошенько бы отдохнуть, но в отпуске в Красноярске Андрей вместе с женой Анжелой занимался переездом и ремонтом. Время пролетело незаметно, и вот уже началась подготовка к новому сезону: в конце мая Мельниченко побывал на первом тренировочном сборе в Норвегии в местечке Согнефьеллет. На прошлых выходных успел выиграть открытые соревнования по лыжероллерам, посвященные Дню Победы в Великой Отечественной войне и 300-летию образования Кузбасса.
В субботу, 8 июня, спортсмен уже должен быть в Эстонии на общем сборе национальной команды. Корреспондент НКК встретился с Андреем Мельниченко во время его отпуска, и сегодня предлагаем вам поближе познакомиться с одним из лидеров российской сборной.
Лучший год
– Андрей, почему именно этот сезон сложился для вас так удачно?
– Если честно, не знаю. Даже перед началом прошлого сезона думал, что никогда не попаду в призы на этапах Кубка мира. На контрольных стартах у меня практически всегда хорошее самочувствие, результат есть. Через два-три дня выходишь на старт – или ноги вялые, или руки, или в целом самочувствие не то. Волнения никакого нет, спишь нормально.
Знаете, я даже почти смирился, что 10-е, 15-е, 20-е места – это мои. А тут повезло: в ноябре на втором этапе Кубка мира в Норвегии в Лиллехаммере на дистанции 15 км свободным стилем стал пятым, в спринте был 23-м… На тридцатке в Бейтостолене хорошо пробежал. В Швейцарии в Давосе тоже все сложилось неплохо. Потом на многодневной гонке «Тур де Ски» очень хорошо пробежал – стал шестым в общем зачете.
– На этапе Кубка мира в Норвегии вы завоевали бронзу в индивидуальной гонке и серебро в эстафете. Потом было серебро в эстафете в Швеции. Какие были эмоции после призовых мест на Кубке мира?
– Было приятно, но я понимал, что не нужно зацикливаться на этом, нужно идти дальше.
– Главный курьез сезона – это, конечно, ваша ошибка с количеством кругов во время марафона на чемпионате мира в Зеефельде. В итоге вы заняли 13-е место…
– Все было хорошо первые два круга. Потом мне одну палку сломал японец, а вторую чуть не сломал немец. Меня развернуло, я упал, встал и с одной палкой где-то метров 200–300 проехал. Адреналина хапнул – и сбился со счета! На часы почему-то не обратил внимания. Что мне тренеры говорили – видимо, не слышал. Думал:
«Вот сейчас добегу круг, поменяю лыжи и буду финишировать». А когда все начали со спуска работать в последний подъем, думал: «Куда они рванули? Еще круг ехать!» Со спуска выезжаю на стадион и краем глаза вижу, что Александр Большунов финиширует. И понимаю, что ошибся! Впереди финишная черта, а у меня еще столько сил было…
Из села в сборную страны
– Сколько вам было лет, когда впервые побывали на тренировке?
– Я жил в селе Кортуз в Краснотуранском районе, это еще 70 км от Краснотуранска. В семье нас пятеро. В деревне сейчас живут две старшие сестры и младший брат, а еще одна сестра – в Абакане. В лыжные гонки пришел, когда учился в школе в четвертом классе. Тренер Виктор Владимирович Бойченко окончил педагогический университет в Минусинске, приехал и начал набирать первых учеников – я и решил пойти попробовать.
– Ваши родители увлекались спортом?
– Нет, родители к спорту вообще не имели никакого отношения. Отец работал на фермера. И мама подрабатывала, а так с нами дома сидела и занималась домашними делами, огородом.
– После окончания школы вы переехали в Красноярск и поступили в Сибирский федеральный университет. Как так все сложилось?
– Я учился в 11-м классе и поехал на чемпионат края. Там хорошо выступил, меня заметили и пригласили учиться в Сибирский федеральный университет. Я потом приехал, отучился на бакалавра, а сейчас еще четыре года на магистратуре… Честно признаюсь, что никогда особо не стремился попасть в сборную России. Когда мне предложили войти в состав молодежной сборной страны, то хотел отказаться, но тренер убедил меня попробовать. Думал, что через год оттуда вылечу. Но меня оставили, тренеры всегда в меня верили. Сейчас это, конечно, моя работа.
– Как вам атмосфера в сборной? Со стороны кажется, что вы такие дружные…
– Так и есть! Я тренируюсь в группе Олега Перевозчикова, мне там очень комфортно. Все парни из нашей группы стабильно выступали весь прошлый сезон. Бывают споры с тренером, но это нормально. А с парнями мы любим по-доброму подшучивать друг над другом.
Остаться в топ-15
– На каких трассах вам комфортнее выступать?
– Самое тяжелое для меня – это мягкая трасса, которая подходит для легких спортсменов. А я вешу 72 кг, мне нравятся жесткая, средняя. Не люблю бегать по каше.
– А за весом вы следите? Приходится себя в чем-то ограничивать?
– Я все ем, особенно сладкое. Понимаете, в детстве же нас много было в семье, мало было сладостей, так что сейчас отрываюсь! Два года назад, когда победил на международном турнире в Финляндии в Контиолахти, меня наградили денежным сертификатом. Я тогда купил 1,5 кг мармелада и за вечер съел (смеется).
– Все чаще с членами сборной России по различным видам спорта работают профессиональные спортивные психологи. А вы с такими специалистами работаете?
– Наверное, кому-то помогает общение с психологом. Я справляюсь сам. Сейчас в случае неудачи час-два гружусь, анализирую, что надо было сделать, а потом ситуацию отпускаю. Я же не тренируюсь ради одной гонки, будут и другие.
– Какие у вас цели на новый сезон?
– Хочу остаться в топ-15 общего зачета Кубка мира. В прошлом сезоне я был 14-м, а раньше даже в топ-40 не попадал. Кроме того, планирую еще улучшить свой результат на дистанциях классическим стилем.
Фото пресс-службы Федерации лыжных гонок России, из личного архива спортсмена