Давно прекратились споры о новой волне финансового кризиса. Однако экспертов все еще интересует прошлое. Насколько эффективны оказались антикризисные меры, принятые краевым правительством, как их оценивает сам бизнес, каковы следующие шаги региональной власти? Тема особенно актуальна, ведь в этом году краевая экономика получит еще большую порцию антикризисной прививки – почти миллиард рублей.
Красноярский край одним из первых в России разработал программу антикризисных мер. Однако быть первым вовсе не означает быть самым эффективным. Тем не менее нашему региону, похоже, удалось догнать сразу двух зайцев. Еще недавно для бизнеса вопрос заключался в том, как выжить. Сегодня же некоторые компании рассуждают о покорении новых высот. Причем многие из них еще в прошлом году добрались до антикризисных показателей.
А ведь и в 2009 году ситуация была не самой простой. В марте край по задолженности по заработной плате занимал первое место в России с суммой более 700 млн рублей. Безработица возросла на 16,6 тысячи человек.
– Исправить ситуацию в этих сферах было основной задачей для правительства. Сегодня можно с уверенностью сказать – социальной напряженности удалось избежать. Всего за несколько месяцев мы сократили задолженность по заработной плате в 14 раз, – рассказывает вице-премьер краевого правительства Андрей Гнездилов.
Для снижения напряженности на рынке труда в прошлом году Федерация выделила 762 млн рублей, край – 40 млн рублей. В итоге удалось избежать сокращения более шести тысяч человек в 207 организациях края, а уровень безработицы снизился с 3,4 до 2,8 %, что ниже среднего уровня по СФО. Конечно, свою роль сыграло и уменьшение правительством края квоты на привлечение иностранной рабочей силы для красноярских предприятий.
В этом году власти также не планируют снижать объемы поддержки. Более того, появятся и новые направления – поддержка работодателей при гарантии трудоустройства выпускников вузов и профессиональных учебных заведений, а также инвалидов.
Кроме того, особенное внимание в крае обратили на те отрасли, которых кризис коснулся больше всего.
Так, в конце 2008 года многие лесопромышленники заявили о серьезной производственной яме. В общей сложности под угрозой увольнения оказались около 10 тысяч человек. Меры были приняты незамедлительно – уже в феврале прошлого года был готов антикризисный план. Основной формой поддержки избраны субсидирование части затрат предприятий на экспорт пиломатериалов и плитной продукции.
Как результат – полное сохранение рабочих мест и самый высокий по России индекс физического объема.
В отличие от других отраслей ситуация здесь практически полностью стабилизировалась. Однако перед властью стоит задача добраться до уровня докризисных показателей. Например, производство ДВП и ДСП еще полностью не восстановилось. В качестве вариантов предлагается субсидирование части затрат на перевозку грузов по железной дороге или снижение тарифов. Последний, кстати, вполне приемлем и для железнодорожников, ведь при уменьшении стоимости существенно возрастает грузопоток.
Однако лесопромышленный комплекс всегда славился своей стабильностью. А вот в других отраслях ситуация оставляла желать лучшего. Агропромышленный комплекс оказался наиболее подвержен влиянию кризиса. Но эффект от мер господдержки оказался неожиданным даже для разработчиков. Такого резкого скачка не ожидал никто. За четыре месяца действия закона доля присутствия местных производителей на полках супермаркетов выросла с 29 до 36 %, выпущена дополнительная продукция на 200 млн рублей. Потребители также ощутили положительный эффект – цены на социально значимые товары в среднем снизились на 10 %.
По словам Гнездилова, закон доказал свою эффективность и в этом году планируется его дальнейшая реализация. Правда, в качестве бонуса сельчане получат еще 50-процентную компенсацию на транспортные расходы по вывозу зерна из региона. В свете сложной ситуации, характерной для всей России, со сбытом этой продукции мера выглядит более чем своевременной и актуальной. Кроме того, ожидается внедрение добровольной сертификации продукции местных производителей. Аналитики считают, что это позволит более активно продвигать нашего производителя на рынок.
Впрочем, «прицельные» или отраслевые законы – это еще не все. Получить господдержку в принципе может любое предприятие края вне зависимости от его отраслевой принадлежности. Для этого был специально разработан закон о предоставлении госгарантий. Поддержка оборотного кредитования и проектов по модернизации оказалась более чем востребованной. В прошлом году край помог 16 предприятиям на сумму почти 2,5 млрд рублей.
По словам гендиректора «Шушенской марки» Виктора Иванова, получившего государственную гарантию края на развитие производства, помощь властей носит взаимовыгодный характер:
– Это своего рода партнерство. Ведь предприятия не просто проедают деньги. Они идут на развитие производства, помогают сохранить рабочие места. Государство получает взамен экономическую стабильность и наполняемость бюджета.
Однако все эти программы, несмотря на их эффективность, все-таки более похожи на спасение утопающих или тушение пожара. Действительно, в данном случае предприятия просто вытаскивали, помогали выжить, спасти отрасли от негативных последствий.
Никто не собирается отказываться от существующих мер поддержки, но в краевом правительстве все-таки строятся куда более стратегически развернутые планы.
– Мы сместили акценты антикризисной политики. В прошлом году шла речь о поддержке предприятий, оказавшихся в сложном экономическом положении. Сегодня мы снижаем долю таких предприятий. И это объективная ситуация – просто их реально стало меньше, на многих ситуация стабилизировалась. Основной акцент нашей работы сегодня – создание инновационной системы. Только в этом году планируется поддержать более десятка проектов, направленных на внедрение новых технологий, – подчеркивает Гнездилов.
По сути, называть эти программы антикризисными и язык-то не поворачивается. Речь идет о создании совершенно новой экономики. Правда, для этого краевым властям придется проделать большой путь. Прежде всего необходимо создать инфраструктуру. Ожидается формирование бизнес-инкубатора, технопарка и нанотехнологического центра. От бизнеса же требуется проявить активность и заявить о своем желании участвовать в проектах.
Гендиректор ДЗНВА Андрей Лопатин считает, что для многих предприятий сегодня выход на новый уровень вполне по силам:
– Конечно, готовы не все. Некоторым нужно выйти на докризисные показатели, чтобы показывать какой-то новый результат. В любом случае оказываемые меры поддержки очень помогли. И, кстати, модернизационный эффект стал заметен еще в прошлом году. Дело в том, что многие компании столкнулись с недостатком спроса на свою продукцию, поэтому пришлось изобретать новые виды товаров. А это уже модернизация в чистом виде.