Антон Ефаркин: «Работать проще не стало»

Антон Ефаркин: «Работать проще не стало»
Фото: Руслан Рыбаков

12 марта отмечается профессиональный праздник – День работников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации. В преддверии этого события мы встретились с начальником Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний (ГУФСИН) по Красноярскому краю генерал-майором внутренней службы Антоном Анатольевичем ЕФАРКИНЫМ.

В последние годы система исполнения наказаний претерпела значительные изменения. Известно, что в Красноярском крае сокращается количество исправительных учреждений. С чем это связано?

– За последние годы действительно многое поменялось. Ранее в Красноярском крае работало несколько управлений, объединявших десятки исправительных учреждений. Сейчас вся система представлена единым Главным управлением Федеральной службы исполнения наказаний (ГУФСИН), включающим учреждения от Норильска до южных районов края. В его состав также входит одно учреждение, расположенное в Иркутской области.

В настоящее время в регионе функционируют 23 пенитенциарных учреждения, и заполняемость их не превышает 50 %. Это во многом связано с изменениями в законодательстве. Некоторые статьи были декриминализированы, и теперь в местах лишения свободы отбывают наказание в основном лица, осужденные за тяжкие и особо тяжкие преступления.

Какова доля таких осужденных?

– 86 % заключенных.

А что с преступлениями небольшой и средней тяжести?

– Вместо пребывания в исправительном учреждении здесь все чаще используются альтернативные виды наказаний, такие как принудительные работы. Сейчас их отбывают более 1 300 человек, что составляет около 15 % от общего числа осужденных. Эти люди не изолированы от общества.

Кроме того, теперь осужденные должны отбывать наказание по месту жительства. Это означает, что жители южных регионов России, Москвы и других удаленных территорий в наши учреждения не попадают. Сейчас около 82–84 % заключенных – это жители Красноярского края.

А кто остальные?

– К нам направляют иностранных граждан. На сегодняшний день каждый девятый осужденный – выходец из другой страны. Среди впервые осужденных этот показатель еще выше – каждый четвертый. В течение года через следственные изоляторы и колонии края проходит около 24 тысяч подозреваемых, обвиняемых и осужденных.

Можно ли сказать, что уменьшение числа заключенных – это положительная тенденция?

– Не совсем так. Проблем меньше не стало. Осужденные, которые сейчас поступают в систему, зачастую имеют большие сроки наказания, сложную судьбу, слабую социальную защиту и серьезные проблемы со здоровьем. Например, каждый пятый подопечный наших учреждений инфицирован ВИЧ.

Раньше сроки наказания были сравнительно небольшими, и у людей оставалась надежда на скорое освобождение. Сейчас нередко встречаются осужденные с приговором на 20–24 года. Некоторые прямо говорят: «Мне терять нечего, я здесь до конца жизни». Работать с такими людьми особенно сложно.

Как обстоит дело с профессиональным обучением заключенных?

– У нас осужденные могут освоить такие профессии, как электрик, сварщик, крановщик, обувщик, швея, стропальщик, кочегар. Недавно мы ввели новую специальность – печник, поскольку эта редкая профессия сейчас востребована.

Также мы открыты к сотрудничеству с бизнесом. Если у предпринимателей есть потребность в рабочих специальностях, мы готовы адаптировать наши учебные программы под конкретное производство. Например, сварщики – это широкая категория специалистов. Отмечу, что нами вложено около девяти миллионов рублей внебюджетных средств в развитие базы для профессионального обучения осужденных.

А есть ли успешные примеры взаимодействия с бизнесом?

– Да, таких примеров много. Сегодня нашими партнерами являются более 80 предприятий и организаций, в том числе и представители крупного бизнеса. Например, ЛДК открыли исправительный центр почти на 100 человек и планируют расширяться. У них высокая зарплата, осужденные охотно работают и получают стабильный доход.

Помимо сотрудничества с бизнесом, ГУФСИН сам является хозяйствующим субъектом?

– Да, в прошлом году объем произведенной продукции составил 3,6 млрд рублей. Из них более 1,2 млрд рублей мы перечислили в краевой бюджет. Помимо этого, осужденные выплачивают штрафы и долги: в прошлом году они вернули кредиторам и потерпевшим более 206 млн рублей.

Какие товары вы производите?

– У нас есть крупная швейная фабрика в женской колонии, производство обуви, дерево- и металлообработка, сельское хозяйство. У нас более 20 тысяч квадратных метров свободных производственных площадей, из них 14 тысяч находятся в Красноярске. Мы готовы размещать на них производство и обеспечивать его специалистами.

Многие представляют исправительные учреждения по фильмам и сериалам. Насколько реальность соответствует этим стереотипам?

– В Красноярском крае условия содержания осужденных точно отличаются от киношных. В прошлом году мы провели сотни дней открытых дверей, которые посетили 2 400 родственников осужденных и ознакомились с условиями содержания в местах лишения свободы. Им показали жилые комнаты, столовые, спортзалы, современные банно-прачечные комплексы.

Если бы там действительно были проблемы, мы бы давно об этом услышали. Родственники осужденных могут постоянно общаться с ними: только за прошлый год зарегистрировано более миллиона звонков, также доступны видеозвонки. Мы полностью открыты для любого общественного контроля.

Что такое система пробации?

– Это помощь осужденным в возвращении к нормальной жизни после освобождения. На государственном уровне этот процесс рассматривается как задача не только уголовно-исполнительной системы, но и других органов власти федерального и регионального уровня.

С 1 января на портале госуслуг появилась специальная функция: любой освободившийся из мест лишения свободы может подать электронное заявление об оказании содействия в ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации. Оно автоматически отправляется в нужные ведомства, которые занимаются оформлением документов, предоставлением жилья или поиском работы.

 – Центры социальной адаптации для бывших осужденных – это учреждения уголовно-исполнительной системы?

– Нет, это социальные объекты, находящиеся в ведении министерства социальной политики края. В них могут проживать до 200 человек одновременно, и они всегда открыты для нуждающихся. Такие центры есть в Канске, Ачинске, Минусинске и Красноярске. Освобожденные могут бесплатно жить там до шести месяцев.

 – Вы как-то взаимодействуете с этими центрами?

– Конечно. Просто так туда попасть нельзя – они предназначены только для бывших осужденных. Мы направляем туда тех, кому некуда идти. Для этого нужна наша справка. Центры не только предоставляют жилье, но и помогают адаптироваться. Там обеспечивают питанием, но важно, чтобы человек использовал это время для поиска работы, заработка денег и последующего самостоятельного проживания.

 – По случаю профессионального праздника что бы вы хотели пожелать коллегам?

– Пусть каждый идет на работу с удовольствием. В нашей системе работают более 3,5 тысячи сотрудников отделов охраны и режима, 1 200 врачей, 250 представителей воспитательной и социальной служб, 150 психологов, 350 кинологов, сотрудники бухгалтерии, кадровой службы. Своего рода государство в государстве. Здесь каждый может найти место, где наилучшим образом проявит себя. Конечно, работа сложная. Не зря через 12 лет службы можно выйти на пенсию. Но многие наши старшие товарищи продолжают работать, передавая свой опыт молодым. Желаю коллегам здоровья, благополучия и успехов. А освобожденным – не возвращаться в исправительные учреждения.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
5 декабря 2025
Афиша событий в Красноярске с 8 по 14 декабря
Понедельник. 8 декабря Вторник. 9 декабря В 19:00 в БКЗ пройдет творческая встреча-концерт лауреатов международных и всероссийских конкурсов и фестивалей
Без рубрики
5 декабря 2025
Главный кардиолог Красноярского края рассказал, можно ли «почистить сосуды»
То, что доверять рекламе можно далеко не всегда, известный факт. Но одно дело, когда платой за доверчивость становится покупка некачественного
Без рубрики
5 декабря 2025
Алексей Коноваленко: «Если мир меняется, мы тоже должны измениться»
В конце октября губернатор Михаил Котюков поручил исполнять полномочия руководителя краевого минздрава заместителю министра Алексею КОНОВАЛЕНКО. Сегодня Алексей Николаевич –
Мы используем cookie-файлы для улучшения вашего опыта просмотра, предоставления персонализированной рекламы и контента, а также анализа трафика сайта. Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Согласен
Политика конфиденциальности