«Я – оптимист: я мечтаю и буду мечтать» Как должен выглядеть удобный для жизни город

«Я – оптимист: я мечтаю и буду мечтать» Как должен выглядеть удобный для жизни город

Городское пространство влияет на общество не меньше, чем сам человек на территорию. Оно может объединять и разъединять людей, рождать креативный класс или плодить гопоту. Лет 50 назад зарубежные урбанисты и социологи доказали, что спальные районы, продолжающие у нас плодиться со страшной силой, – абсолютное зло. Это не только проклятая сегодня всеми маятниковая миграция (утром – на работу, вечером – с работы), создающая километровые пробки. Это и отданные на растерзание подростковым компаниям дворы, и бытовое пьянство. Картина типична для любого города России. Как можно изменить принципы застройки Красноярска и других городов края? Какое направление при этом выбрать и какую роль в процессе могут и должны играть архитекторы? Эти и другие вопросы мы обсудили с главным архитектором «Красноярскгражданпроекта» Антоном ШАТАЛОВЫМ.

Города нет

– В Красноярске редко появляются по-настоящему красивые оригинальные здания и жилые комплексы. Хотя наш архитектурный институт каждый год выпускает не один десяток архитекторов. Они востребованы в крае или воплощают свои гениальные идеи в других местах?

– В Красноярске потенциал архитекторов недооценен. Целые микрорайоны появляются вообще без их участия. Но здесь вряд ли что-то может сделать архитектор. Тут общество должно захотеть жить в другой среде и сформировать соответствующий заказ.

Свободная планировка микрорайонов давно себя исчерпала, а весь мир окончательно отвернулся от принципов Афинской хартии еще в 1970-х годах. Мы до сих пор продолжаем настаивать на незыблемости такого подхода к планированию. В итоге имеем слободы, соединенные дорогами, но не имеем города. За пределами исторического центра город заканчивается – там только дороги и дома.

– По идее, микрорайон должен стать самодостаточной территорией – с магазинами, кинотеатрами, школами. И все это окружено зеленью деревьев, скверов – красота, одним словом.

– В теории – да. У нас, например, Солнечный очень симпатично смотрится из космоса, но, перемещаясь внутри, планировочную идею прочитать невозможно. Человек находится в абсолютно анонимной среде, где нет границ собственности, где можно бросить мусор под ноги и никто ничего не скажет, потому что никому здесь ничего не принадлежит. Между микрорайонами проходят магистральные улицы по 150–200 метров античеловечного пространства. Они собственность муниципалитета, которую он должен содержать в порядке, что очень сложно, так как ее слишком много. Все тротуары, зеленые шумозащитные полосы превращаются в помойку всегда и везде. Их будут убирать максимум раз в год на городском субботнике. Когда люди видят территорию без хозяина, они понимают, что там можно вести себя как хочешь. Это психология.

111+Архитектор Шаталов А Б_05_Олег Кузьмин.jpg– Зарубежные урбанисты считают, что правильная планировка города может снизить криминогенную статистику, а спальные районы в любых городах очень быстро становятся неблагополучными.

– Безусловно! Спальные районы подвержены криминальным явлениям, потому что в будни в дневное время взрослое мужское население в них отсутствует. Хозяевами территории становятся школьники – самые большие хулиганы, они что-то жгут в подъезде, портят лифты, рисуют на стенах. Невзирая на статистику, мы продолжаем воспроизводить морфологию «спальника» вновь и вновь. За последнее десятилетие строительный комплекс развил невероятную инерцию – никто не может сказать: постойте, что-то мы делаем не так, давайте остановимся и придумаем новую концепцию развития города. Это процесс, который нельзя переломить резко: так, началась эра Водолея – с сегодняшнего днем начинаем жить по-новому. Подход должен меняться эволюционно, но обязательно меняться.

– Как решить проблему больших ничейных участков? Мы же понимаем, что муниципальная территория всегда воспринимается как бесхозная: все вокруг народное, все вокруг – ничье.

– Любая территория в городе имеет хозяина, и это должно быть очевидно каждому жителю. Когда привычный микрорайон заменяется на выстроенную по сетке систему замкнутых кварталов, здания становятся естественной физической границей территории. Пространство внутри квартала – коммунальное, туда посторонние не попадают. Первые этажи работают на улицу, ведь именно она становится местом концентрации общественной жизни. Где-то на месте квартала появляется парк, где-то площадь, где-то отдельно стоящее общественное здание. Основанная на гипподамовой решетке (система планирования городов, основанная на прямоугольной сетке улиц и продуманной застройке кварталов) планировочная организация идет из глубокой древности. Мир то и дело от нее отходит, но потом всегда возвращается. Все признанные удобными для жизни города пропагандируют этот принцип своей организации.

Жизнь – это люди на улице

– Но если высотки обходятся дешевле, места занимают меньше, мы никогда не придем к квартальной застройке.

– Высотное строительство не выгоднее среднеэтажного! Это миф. Для высотки нам нужна огромная территория вокруг. Для дома в шесть этажей она уменьшается пропорционально. И в итоге по плотности разницы нет. Перейдя к человеческому масштабу, мы получим город, который легче строить, перестраивать и содержать в чистоте, – город-организм. Люди сами будут чистить тротуары и украшать пространство перед своими офисами, булочными, кафе, потому что хотят, чтобы к ним заходили. И не надо никуда на машине ездить, все необходимое рядом, и всех в лицо знаешь. От анонимности – к социализации. На такой улице всегда люди, а такая территория меньше подвержена криминальным явлениям. Это не я придумал, это Джейн Джекобс подробно описала в книге «Жизнь и смерть великих американских городов» 50 лет назад. Все прогрессивные урбанисты ссылаются на эту книгу.

– То есть общеизвестно, что строить надо иначе, а мы опять ищем свой особый путь, так, что ли?

– У нас даже в архитектурном сообществе нет единого мнения по этим вопросам. Есть уважаемые мной архитекторы, которые настаивают на обратном и никакие доводы не слушают. Но посмотрите – вы 30–40 лет проектируете «это», и на бумаге все прекрасно – много зелени и людей. В жизни все наоборот: много машин, а людей нет. Вообще наличие людей на улице – показатель жизни города.

– Застройщики честно признаются, что не намерены менять подходы, пока люди будут покупать неудобные квартиры в ужасной среде, без парковок и настоящих детских площадок. Это и проще, и, как они утверждают, дешевле. Но населению, которое в области урбанистики слаще редьки ничего не едало, нужно сначала просто привить вкус к хорошей архитектуре. Замкнутый круг?

Застройщики не одни должны решать, как развиваться городу. Копенгаген добился того, что люди проводят время на улице круглый год. Даже зимой сидят в кафе и на велосипедах ездят. Потому что они сначала чистят от снега дорожку для велосипедистов, а потом для автомобилей. И все делают, чтобы велосипедом было пользоваться удобнее, чем машиной. Поэтому количество велосипедистов растет. Сначала дорожки для них были полтора метра, а сейчас – две автомобильные полосы. Когда муниципалитет чего-то хочет, он этим занимается и получает соответствующий результат. Но мы привыкли работать по-своему, поэтому давайте не будем даже мечтать. Но я – оптимист, я мечтаю и буду мечтать всегда.

– А у Красноярска есть вообще какая-то концепция застройки? Пусть, по-вашему, не совсем правильная или устаревшая, но реально она существует?

– Утвержденной концепции сегодня нет, но скоро она может появиться – город начинает работу над новым генпланом. Важно сделать процесс прозрачным и привлечь к участию как можно более широкий круг специалистов и жителей, больше студентов, мечтателей. Нужно учиться у соседей и в полной мере использовать свой ресурс. Мне нравится, как у нас развивается молодая – ей четыре года – кафедра градостроительства Института архитектуры и дизайна СФУ. Ее правильнее было бы даже назвать кафедрой урбанистики. Студенты больше не рисуют композицию на тему «Город», они уже пытаются видеть процессы за своими объектами.

И в Канске, и в Ачинске проблемы одни

– Как в случае с процветающей точечной застройкой, обойтись без проблем для всей инфраструктуры?

– Я нормально отношусь к точечной застройке, если бы все правильно понимали этот термин. Во всем мире строят на территориях, где уже что-то было и кому-то принадлежало – иногда огромному количеству собственников. И этот серьезный комок противоречий распутывают. Растущие города всегда имеют тенденцию к уплотнению и интенсификации использования городской территории. У нас нет опыта урегулирования интересов третьих лиц на застраиваемых участках, но город надо уплотнять и делать равномерным. Надо учиться, другого выхода нет. Транспортная проблема обостряется, потому что мы имеем «город-бублик», его плотность в направлении север – северо-восток выше, чем в центре, районы оторваны друг от друга и, как правило, имеют одну функцию.

– Вы знакомы с малыми городами края? Среди них есть удобные для жизни?

– Я был в этом году в Енисейске – специально поехал посмотреть. В нем отсутствует градообразующий фактор. Единственное, что там держит людей, – религия, этот стержень там очень сильно чувствуется. А город – классный, масштабный, теплый, но, увы, увядающий. В нем сохранена масса деталей, которые в Красноярске утрачены. Там все ворота, двери, крыши – настоящие, какими они и были изначально.

111+Старые дома _15_Олег Кузьмин.jpg– Такие города, как Ачинск, Минусинск – там как раз есть градообразующие предприятия и люди не бедствуют, – не очень уютные. Можно такие города сделать более человечными?

– Можно. Там та же проблема, что и в Красноярске, – свободная планировка, беда всех российских городов. Сейчас везде любой микрорайон строится как спальник, где люди только ночуют. В них необходимы элементы жизни центра, не только школы, поликлиники и детские сады, а клубы, бары, кафе, театры, музеи, общественные здания и помещения, интегрированные в жилую застройку. Чем разнообразнее среда изначально, тем больше она сама генерирует разнообразия. Город – это организм: он сам себя может лечить, развивать – без директив власти.

– Можно справиться с пробками в Красноярске, не ожидая появления мифического метро?

– Я считаю, что метро и не надо строить, – закопали и закопали. Город надо делать более связанным. Он у нас разорван реками, железной дорогой и является набором островков. Надо расширять капиллярную сеть дорог – делать короткие связки. Безусловно, необходимо развивать транспорт во всем его многообразии, включая канатные дороги, водный, железнодорожный, велосипедный. Главное, чтобы все эти виды сообщались друг с другом. Нужно минимизировать использование автомобилей, создать альтернативу в виде нормального общественного транспорта, который люди сами выберут.

Историю нужно сохранять

– В Красноярске не так много исторических зданий. Но и они разрушаются, большинство вызывают только сожаление. Можно их сохранить и стоит ли? Может в Красноярске появиться настоящий исторический центр с новыми домами, созвучными старым?

– Необходимо резко уменьшить техногенное давление на исторический центр. Сейчас через него проходят все магистральные направления, и нет другого выбора. После введения в эксплуатацию четвертого моста надо буквально в течение года вернуть улицам центра прежнюю ширину, иначе проблема только усугубится. Шикарные особняки на Вейнбаума погибают именно потому, что в метре пятиполосная магистраль. Техногенная нагрузка разрушает древесину, а привлекательность недвижимости у магистрали очень невысока. В такой среде объект сложно заставить жить.

– Есть предложения, которые поддерживают, в том числе, уважаемые архитекторы, ничего там не реставрировать, наоборот – снести, чтобы сделать улицу еще шире.

– Даже про совершенно роскошную историческую часть улицы Горького, где костел и Центральный парк, многие говорят: снести и застроить стеклянными небоскребами. Но деревянная архитектура и небольшие 2–4-этажные каменные особняки отражают нашу идентичность. Небоскребов сколько угодно, в Азии все столицы ими переполнены. В Сингапуре сейчас переживают, что снесли аутентичные постройки, и в Гонконге, и в Дубае. Утратили индивидуальность. Я считаю, независимо от того, стоит ли дом на госохране, если он является важным средовым объектом, его нужно стараться восстановить. Красноярцы сильно недооценивают живучесть и приспосабливаемость деревянных зданий под современные нужды. Можно у томичей поучиться.

– Но если их все превратить в музейные объекты, на их реставрацию и содержание не хватит городского бюджета.

– Такие музеи и не нужны. Музей необходим такой, который люди будут посещать. Но тут, как и во многом другом, наши же законы мешают. Они запрещают что-либо делать с памятниками архитектуры.

– Зато над теми, что не признаны объектом охраны, появляются такие надстройки, как та, что мы видим над краевым министерством финансов.

– Давайте пока не будем о ней судить – подождем, когда достроят. Возьмите Вену, Берлин, Париж – там все мансарды надстроенные. По два этажа надстраивают над историческими зданиями, сохраняя линию карниза.

Облезающая штукатурка – индикатор времени

– У вас есть любимый город?

– Много – Барселона, Нью-Йорк, Лиссабон, Бангкок, Цюрих… Очень нравится Венеция – вообще ни на что не похожий город. Венецианская культура имела в Средние века невероятный подъем, империя в страхе держала все Средиземноморье. Меня очень вдохновляет венецианская среда – потрясающая и неповторимая. Эта облезающая штукатурка с кирпичных домиков – невероятная прелесть, сказка просто.

– С двухсотлетних зданий и штукатурка облезает красиво?

– Это индикатор времени. И когда ты видишь, что перед тобой подлинный объект, он влияет на тебя так, как не может подействовать никакая имитация.

Оригиналы важно хранить, а не воссоздавать что-то по каким-то эскизам, когда рядом гниют подлинные объекты истории, венцы которых помнят людей, живших здесь 200 лет назад. Они несут в себе определенную энергетику, которая уходит вместе с подлинными объектами, и воспроизвести ее невозможно. Воссоздание – мера, когда в существующей среде выбито несколько зубов: одно дело отдельные зубы имплантировать, и совсем другое – вставная челюсть.

– А как же Россия?!

– Питер, конечно, нравится. Томск интересный. Иркутск. Москва – по-своему: внутри даже не Бульварного кольца, а где-нибудь в Камергерском переулке – шикарные места. Вот там чувствуешь Москву.

– Считается, что новодел ее убил.

– Убить город сложно, если в нем живут люди. В Москве они живут. Каждый год предрекают: ну все, следующий год будет последний для нее – коллапс… Но нет, город продолжает расти, пухнуть – пробки все длиннее, но людей меньше не становится.

– Петербург и его пригороды с советских времен были исторической и музейной гордостью страны и образцом в отношении сохранения старины. Но и там идут неоднозначные застроечные процессы.

– В Питере сложнее что-то испортить, общество заряжено на сохранение. Но это является и тормозом. Я был в австрийском городе Граце, где на исторических зданиях надстроены какие-то сумасшедшие зеленые лягушки новых пентхаусов. В классическом здании выбиты несколько этажей и вставлена какая-то сумасшедшая металлическая штуковина. Там с историей умеют работать – не нарушая масштаб города, современные формы интегрируют в историческую застройку. Совершенно потрясающий Цюрих, где вплотную идут здания разных эпох. Идешь по улице и видишь эволюцию архитектуры: вот 20-е годы, вот 40-е, тут же брутализм 70-х, рядом постмодернизм 80-х. Все это вписано в один квартал, и это – город, в котором сохранились и масштаб, и единство, а каждый объект – подлинное дитя своего времени… В Питере все новое пытаются закамуфлировать под старое. Такой консервативный подход мне не очень близок.

– Вы строите свой собственный дом?

– У меня есть квартира, которую я полностью переделал. Это была большая «двушка» – 80 метров. Методом переноса кухни в гостиную мы получили три комнаты. Сейчас понимаю, что во многих вещах ошибся. Например, детскую надо делать больше, чем собственную спальню. У меня импульс раз в год появляется – надо строить дом на земле. Вижу все преимущества, но и понимаю, что это будет в 2–3 раза дороже. И дом – это все равно участок, которым надо заниматься, а я свое время не хочу тратить на эти вещи. Поэтому все больше склоняюсь к таунхаусу, куда можно просто выехать на выходные.

– Ваш отец, Борис Шаталов, тоже архитектор. Одна профессия с отцом – это благо или крест?

– Пока мы вместе работали, было порой непросто. Но в целом мы единомышленники.

Бывает два вида взаимоотношений с родителями на работе – либо тебя балуют и ты всегда на особом положении, либо, наоборот, будешь огребаться больше всех. У меня второй путь, за что я очень благодарен отцу. Это была такая экспресс-школа, где на ошибку я не имел права, и за все, что случалось, получал в двойном объеме.

ДОСЬЕ

Родился 5 декабря 1981 г. в семье архитекторов, окончил архитектурный факультет СФУ в 2007 г. В 2004–2005 гг. стажировался в CTU-Pragueи UW-Seattle. 2003–2012 гг. – техник-архитектор, главный архитектор проектов проектной мастерской «А-2». Принимал участие более чем в 50 проектах, включая 5-й микрорайон Слободы Весны, Академию зимних видов спорта, Красноярск-Сити… С 2012 г. – доцент кафедры градостроительства Института архитектуры и дизайна СФУ. Тема научной работы: «Интермодальные транспортные системы». С июля 2012 г. – главный архитектор ОАО «ТГИ «Красноярскгражданпроект». Женат, дочери четыре года. Изучает города, любит путешествовать.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
26 апреля 2024
Доброе дело
Капризная сибирская погода с неожиданным апрельским снегопадом не помешала нефтяникам «РН-Ванкор» провести в минувшие выходные субботник в детском реабилитационном центре
Без рубрики
26 апреля 2024
С заботой о людях Севера
«РН-Ванкор» стал главным партнером Дня оленевода на Таймыре – на территории, где компания «Роснефть» сегодня воплощает в жизнь свой флагманский
Без рубрики
26 апреля 2024
Счетная палата края: на селе необходимо сохранять профессиональное образование
Дефицит педагогов, старое оборудование и уменьшение количества осваиваемых профессий. Это лишь часть выводов, к которым пришли аудиторы Счетной палаты Красноярского