Меню Поиск
USD: 75.85 +0.40
EUR: 90.46+0.43
№ 85 / 1263

Аргументы для шести процентов,

или К чему приводит заблуждение водителей

Фото Олега Кузьмина Большинство российских автомобилистов понимает, что садиться пьяным за руль – преступление. Но при этом те же самые люди могут спокойно разговаривать по телефону или отправлять сообщения в мессенджерах, управляя автомобилем.

Между тем, по результатам российских и зарубежных исследований, гаджеты не менее опасны, чем алкоголь. Экспериментально установлено, что реакция водителя во время обычного телефонного разговора даже ниже, чем после стакана водки.

Когда мобильник рулит

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), разговоры по мобильному телефону во время управления автомобилем повышают риск дорожно-транспортного происшествия в четыре раза.

При этом не важно, пользуется ли водитель беспроводной гарнитурой или держит телефон в руке. Еще опаснее, когда человек, находящийся за рулем, читает или пишет СМС-сообщения, общается при помощи мессенджеров. В этих случаях риск ДТП возрастает более чем в 20 раз.

Поразительно, но многие водители не осознают, насколько опасны гаджеты.

Это показало исследование аналитического центра НАФИ, проведенное в апреле текущего года. Согласно опросам, 70 процентов водителей считают, что отвлечение на внешние факторы (а гаджеты входят в это понятие) не мешает им управлять автомобилем. К чему приводит это пагубное заблуждение?

По информации руководителя Госавтоинспекции края Алексея Членова, за 8 месяцев текущего года в 22 случаях ДТП причиной стало именно использование сотовых телефонов за рулем.

Руки свободны, а голова – нет

– Использование гаджетов – одно из самых распространенных правонарушений, – рассказывает Антон Гостев, начальник отделения по пропаганде ОГИБДД МУ МВД России «Красноярское». – За девять месяцев текущего года только по Красноярску и Дивногорску выявлено более 953 фактов нарушения ПДД с использованием мобильных телефонов.
Законом предусмотрен штраф 1 500 рублей за переговоры по телефону без специальной гарнитуры. Под переговорами при этом понимается не только телефонный разговор, но обмен СМС-сообщениями и переписка в мессенджерах.

Однако практика показывает, что опасен даже разговор со специальной гарнитурой «хэндс фри». Ведь водитель таким образом освобождает руки, а не голову. В процессе телефонного разговора водитель получает разную информацию. В том числе такую, которая может вызвать сильное волнение и утрату контроля за ситуацией на дороге.

При этом ни мастерство, ни долгий автостаж не исключают риска, хотя многие водители общественного транспорта, «попавшиеся» во время оживленной телефонной беседы за рулем, пытаются убедить инспектора, что с их опытом и профессионализмом гаджеты безопасны.

И, конечно, негативным фактом является то, что из 953 привлеченных к ответственности за использование телефонов 375 – водители общественного транспорта.


Аварийную ситуацию на дороге могут создать и устройства, которые вроде бы предназначены для того, чтобы помогать водителю. Речь идет о навигаторах.
– Если мы проложили маршрут изначально, то это устройство нам поможет. А если мы пытаемся скорректировать маршрут в процессе движения, то это может привести к печальным последствиям, – отмечает Антон Гостев. – Такая ситуация произошла, например, в микрорайоне Солнечный. Водитель, прокладывая маршрут в навигаторе, отвлекся от контроля за дорогой и допустил наезд на пешехода. Причем наезд произошел на пешеходном переходе.

Карать или объяснять?

Может быть, стоит ужесточить ответственность за использование гаджетов за рулем, приравняв его к нетрезвому вождению?

Напомним, что законодательные новации, приравнявшие «пьяное» ДТП со смертельным исходом к умышленному убийству, были приняты в том числе благодаря активной позиции красноярцев.

Тогда после нескольких аварий с участием пьяных водителей инициативная группа организовала сбор подписей горожан за ужесточение наказания для тех, кто садится за руль подшофе. Инициативу поддержал депутат Госдумы Юрий Швыткин.

– Считаете ли вы, что нужно столь же радикально усилить ответственность за использование гаджетов за рулем? – такой вопрос мы задали активной участнице кампании по сбору подписей, депутату Красноярского городского совета, члену общественного совета при МУ МВД России «Красноярское» Елене Южаковой.
– На мой взгляд, административная ответственность в размере 1 500 рублей – мера вполне адекватная. Ведь введение штрафа в 500 рублей привело к тому, что сегодня практически все, садясь в автомобиль, пристегиваются ремнями безопасности. Нарушение, когда водитель во время движения разговаривает по телефону или обменивается СМС, труднее зафиксировать. Проблема, очевидно, в этом. Поэтому здесь нужно не ужесточать ответственность, а совершенствовать систему фиксации правонарушений, чтобы наказание стало неотвратимым. И одновременно разъяснять людям всю опасность пользования гаджетами за рулем. Ведь многие просто не осознают степень риска, которой они подвергают себя и окружающих, отвлекаясь на телефонные разговоры и переписку в соцсетях.
Стоит отметить, что это мнение совпадает с позицией ГИБДД РФ. Российская дорожная полиция делает ставку не столько на карательные, сколько на просветительские акции. Примером может служить организованная при поддержке Минпросвещения и Минтранса всероссийская социальная кампания «Внимание на дорогу!».

Красноярский край стал одним из 15 регионов, участвовавших в этой кампании. Она проходила на территории края в сентябре – октябре текущего года и включала в себя более 250 мероприятий разных форматов, преследовавших одну цель – донести до водителей ключевую мысль: отвлечение внимания во время движения чревато дорожно-транспортным происшествием.

Кроме того, в настоящее время в краевом центре проводится акция по проверке безопасности движения общественного транспорта, где также большое внимание уделяется проблеме гаджетов.

Конечно, пока еще рано говорить о результатах пропагандистских акций, однако, по словам Антона Гостева, количество правонарушений с использованием гаджетов все-таки снижается. Обнадеживающе выглядят и результаты опроса, проведенного ГИБДД РФ, в котором приняли участие около 40 тысяч респондентов.

Итоговые данные несколько отличаются от цифр НАФИ. Так, свыше 56 процентов опрошенных признали, что использование гаджетов за рулем может привести к ДТП, лишь около шести процентов считают мобильные устройства безопасными и признают, что сами пользуются ими. Осталось найти для этих шести процентов убедительные аргументы, которые заставят их пересмотреть свою позицию.

№ 85 / 1263

Комментарии:

Добавить комментарий

Все поля обязательны для заполнения

Свежий выпуск

Видео