Этого святого в крае знают даже очень далекие от религии люди. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) дважды был у нас в ссылке. В наше время этот гениальный хирург и священник – один из самых почитаемых православных святых. Русская православная церковь канонизировала его в 2000 году в сонме новомучеников и исповедников. Верующие обращаются к нему в молитвах в первую очередь с просьбами о помощи в болезнях и немощах. С именем святителя связана история нескольких памятников архитектуры в нашем крае.
Больничное здание в Енисейске
Мой приезд в Енисейск произвел очень большую сенсацию, которая достигла апогея, когда я сделал экстракцию врожденной катаракты трем слепым маленьким мальчикам-братьям и сделал их зрячими. По просьбе доктора Василия Александровича Башурова, заведовавшего енисейской больницей, я начал оперировать у него и за два месяца жития в Енисейске сделал немало очень больших хирургических и гинекологических операций. В то же время я вел большой прием больных у себя на дому, и было так много желающих попасть ко мне, что в первые же дни оказалось необходимым вести запись больных. Эта запись, начатая в первых числах марта, скоро достигла дня Святой Троицы.

Фото: Лада Баженова
Не так давно в бывшей столице Енисейской губернии появилось изображение святого на одном из современных больничных зданий, еще раньше в сквере открылся памятник. Но деревянное здание на улице Декабристов, где и вел прием врач, прославленный в лике святых, продолжает разрушаться.
Городская больница существовала на этом месте еще с начала XIX века. Строительство нового комплекса зданий началось в мае 1897 года, подрядчиком был купец 2-й гильдии Александр Телегин. Были также построены бараки, баня, прачечные, конюшня и другие подсобные помещения.
Свято-Троицкий монастырь в Туруханске
В начале Великого поста в Плахино приехал нарочный из Туруханска и привез мне письмо, в котором уполномоченный ГПУ вежливо предлагал мне вернуться в Туруханск. Я не понимал, что случилось, почему меня возвращают в Туруханск, и узнал только вернувшись туда. Оказалось, что в туруханской больнице умер крестьянин, нуждавшийся в неотложной операции, которой без меня не могли сделать. Это так возмутило туруханских крестьян, что они вооружились вилами, косами и топорами и решили устроить погром ГПУ и сельсовета. Туруханские власти были так напуганы, что немедленно послали ко мне гонца…
Сейчас монастырь в Туруханске, где молился попавший в Сибирь врач, находится на улице Святителя Луки Войно-Ясенецкого – такое название она получила не так давно. История же обители тесно связана с именем другого святого – Василия Мангазейского. Его мощи были перенесены из Мангазеи примерно в 1670 году, и к ним приезжало очень много паломников, в том числе язычников. В этой местности издавна жили остяки, кеты, якуты, и монастырь был духовным центром, имеющим собственную миссию – налаживать связи с местным населением; была открыта школа для обучения русскому языку детей кочевников.

Фото: Олег Кузьмин
Вообще же его история начинается почти 400 лет назад, когда в 1657 году на берегу Енисея высадился монах Тихон, построил часовню и келью. Потом к нему начали приезжать люди, также мечтавшие об уединенной жизни и молитве. Через какое-то время был построен храм Живоначальной Троицы, а монах Тихон стал священником.
Храм Святителя Николая Чудотворца
Открылась маленькая церковь в Николаевке, предместье Красноярска, а я назначен архиепископом Красноярским… Конечно, я буду продолжать работу в госпитале, к этому нет никаких препятствий.
До крошечной кладбищенской церкви в Николаевке полтора часа ходьбы с большим подъемом на гору, и я устаю до полного изнеможения, церковь так мала, что в ней нормально помещается сорок-пятьдесят человек, а приходят двести-триста, и в алтарь так же трудно пройти, как на Пасху… Служить мне в ней можно было бы только священническим чином, но и это пока невозможно, т. к. нет облачений… Служит семидесятитрехлетний протоиерей, а я проповедую. Это для меня и для народа огромная радость.
Маленькая деревянная церковь-часовня в Николаевке стала первой в крае, которая открылась после знаковой встречи И. Сталина в Кремле с митрополитами и изменения в отношениях государства и Церкви.

Фото: Руслан Рыбаков
В конце 1908 года жители Николаевской слободы на собрании рассмотрели вопрос о строительстве храма. Заложили каменное здание в 1911 году, но уже в 1930-х там открылся физкультурный техникум. На местном кладбище была еще и часовня, срубленная, по некоторым сведениям, одним из железнодорожников в память о своей дочери, которая там была похоронена. Там и служил знаменитый архиерей. Каменный Николаевский храм не сохранился – был разрушен еще в 1940-х годах. А вот у деревянного небольшого здания судьба оказалась более счастливой, около 10 лет назад там даже появился новый придел, освященный уже в честь святителя Луки (Войно-Ясенецкого).
Дом Потехина
Помню – Валентин Феликсович очень любил манную кашу, и ему по утрам ее всегда готовили. Говорил он всегда медленно, обстоятельно, внушал чувство уважения и почтения. После отъезда из Красноярска он писал нашей семье, от него нам пришла книга «Очерки гнойной хирургии», которая хранится в нашей семье, как и фотографии, подаренные им еще в то время, когда он жил в Красноярске. Комната, где он всегда останавливался в нашем доме, сохранилась без изменений, она окнами выходит на улицу Ленина.
Это воспоминания подростка Василия – сына врача Сусанны Степановны Потылицыной, которая когда-то добилась консультации святителя Луки: у ребенка начиналось заражение из-за лопнувшей мозоли. Хирургическое вмешательство прошло успешно. Ссыльный врач не раз потом навещал семью мальчика, которая жила в доме на Вейнбаума.

Фото: Руслан Рыбаков
До этого усадьба сменила несколько хозяев, и одним из них стал мещанин Е. Потехин. Считается, что по его вине произошел и масштабный пожар в городе в конце XIX века…
Первый красноярский летописец Парфентьев описывает это так:
Ходил в подвал со свечою, без фонаря, за мясом и там заронил в рогожу, а при сильной буре все это скоро и воспламенилось; пока ломали ворота, объято все уже было пламенем…
Выгорели несколько кварталов, мельницы, кожевенные заводы, кузницы, мыловарни. Но дом не пострадал.
Однако в начале XX века ему так не повезло: деревянное здание едва спасли от пожара – впоследствии были найдены обгоревшие шины и оплавленная канистра… Есть версия, что памятник архитектуры хотели уничтожить.
Очень долгое время собственник здания не выполнял обязательств по его сохранению. Было принято решение, что после улаживания юридических вопросов на этом месте появится музей с несколькими экспозициями – будет отражена и работа святителя Луки в Красноярске, и история здравоохранения Енисейской губернии, а также история самого дома и его жителей.
Красноярская духовная семинария
Во время второй ссылки в Красноярский край святитель Лука (Войно-Ясенецкий) оказался в Большой Мурте. После начала Великой Отечественной войны отправил председателю Президиума Верховного Совета СССР М. И. Калинину телеграмму:
…являясь специалистом по гнойной хирургии, могу оказать помощь воинам в условиях фронта или тыла, там, где будет мне доверено. Прошу ссылку мою прервать и направить в госпиталь. По окончании войны готов вернуться в ссылку.
С сентября 1941 года он становится консультантом всех госпиталей Красноярского края и главным хирургом эвакогоспиталя № 1515 (размещался в школе № 10). Оперирует в том числе и в здании бывшей духовной семинарии.
Сегодня в небольшом дворике здания на ул. Горького, 2, вновь можно увидеть раненых… Гарнизонный военный госпиталь переехал сюда с Плац-Парадной площади в 1920 году.

Из фонда Красноярского краевого краеведческого музея
А до этого в трехэтажном кирпичном здании, построенном в неорусском стиле, размещалась Красноярская духовная семинария. На старинной фотографии видна луковичная главка с крестом – это Александро-Невская домовая церковь внутри.
Вообще об учебном заведении для священников в Енисейской епархии задумывались уже давно – после ее основания в 1861 году владыка Никодим направил в Святейший Синод ходатайство, но получил отрицательный ответ из-за недостатка средств. Спустя почти 30 лет при поддержке местных меценатов появилась возможность получать духовное образование в Красноярске. Однако учебное здание построили только в 1912 году по проекту губернского архитектора А. Фольбаума. На тот момент в семинарии учились около 130 человек.
Здание вошло в список памятников архитектуры, которые планируют отреставрировать к 400-летию Красноярска.
При подготовке материала была использована информация центра по сохранению культурного наследия Красноярского края



