Мастерская главного художника Красноярского музыкального театра Александра Баженова заполнена интересными вещами. На всех свободных поверхностях – макеты декораций к спектаклям: и недавним красноярским премьерам, и постановкам прежних лет, что радовали зрителей в разных городах страны. Книжные полки заставлены томами, среди которых встречаются неожиданные, рассказывающие, например, об истории яхт. Однако ни старинный резной шкаф, ни необычный рабочий стол, ни множество других удивительных вещей не выглядят застывшими во времени музейными экспонатами. Это часть творческого мира, в котором живет хозяин мастерской.
Театр начинается не с вешалки
Александр Баженов – один из тех людей, для кого театр начинается вовсе не с вешалки, а с художественной идеи, которую необходимо воплотить в жизнь. Работа над постановкой – прежде всего создание новой реальности, особенной для каждого спектакля.
Несколько десятков лет назад Александр Баженов решил связать свою творческую судьбу со сценическим искусством. В 1970 году окончил Красноярское художественное училище имени Сурикова по специальности «художник-декоратор». Затем учился в Ленинградском государственном институте театра, музыки и кинематографии.
Почти два десятка лет Александр Баженов работал главным художником Красноярского драматического театра имени Пушкина. В советские времена нередко приходилось работать над постановками о доблестных трудовых подвигах рабочих и крестьян. Но встречались в эти годы и спектакли, которые выходили за рамки госзаказа. Именно те, где ставилась особенная творческая задача, и вспоминаются сейчас.
– Один из самых любимых спектаклей – это детективный «Миссис Марпл ведет следствие», – вспоминает Александр Баженов. – Декорации представляли собой павильон, отделанный черной искусственной кожей, с обратной стороны бордово-красного цвета. Это сочетание производило на зрителей просто оглушающее впечатление.
Жизнь на колесах
После распада Советского Союза Александр Баженов переехал в Санкт-Петербург. Это сейчас 90-е годы вспоминают с ностальгической улыбкой. Тогда большинство жителей страны занимались элементарным выживанием. Людям творческим пришлось особенно непросто.
– Страна развалилась, работы не было, – рассказывает Александр Баженов, – но именно в те годы я довольно много ездил, ставил спектакли в разных городах. Благодаря этому удавалось держаться на плаву.
Именно с тем периодом у художника связано воспоминание об одной из самых интересных постановок. В 1994 году Александр Баженов работал над спектаклем калининградского театра «Последняя женщина сеньора Хуана». Декорации были необычными, состояли только из двух фактур – солома и антиквариат. При этом и то, и другое на самом деле было имитацией.
Он работал в театрах разных городов страны – Барнаула, Калининграда, Комсомольска-на-Амуре, Вологды, Хабаровска, Владивостока и многих других. Всего же за несколько десятков лет поставил больше 120 спектаклей по произведениям Антона Чехова, Михаила Булгакова, Уильяма Шекспира и других драматургов.
В 2001 году Александр Баженов стал главным художником Красноярского музыкального театра. Здесь он поставил несколько спектаклей разных жанров. Среди них музыкальные комедии («С любовью не шутят», «Женихи»), мюзиклы («Ночь перед Рождеством», «Восемь любящих женщин») и спектакль-концерт «Марлен. Мой XX век».
Имитация и подлинность
Искусство театрального художника представляет собой синтез нескольких видов деятельности. Чтобы от художественной идеи спектакля перейти к его живому воплощению, необходимо предусмотреть множество деталей.
– Для каждого спектакля создается индивидуальный проект – будь это архитектурное или живописное решение. Получается, каждый театральный художник в некотором роде является еще и архитектором. К слову, сейчас многие проекты решены в цифровом формате, но сути дела это не меняет, – объясняет Александр Баженов. – Художник-постановщик при работе над спектаклем чертит чертежи, составляет технологические карты, световой и цветовой паспорт. А также принимает участие в приобретении материалов для костюмов и декораций.
Он должен предусмотреть множество деталей, от которых будет зависеть достоверность происходящего на сцене. Вся материальная часть спектакля создается в мастерских театра по чертежам и шаблонам художника. Крайне редко, но все же докупаются старинные вещи, мебель, утварь.
– Во многих европейских городах на каждом углу антикварные магазинчики и блошиные рынки, где можно для чеховского, к примеру, спектакля купить не так уж и дорого абсолютно все – от спичек до светильников и стаканов, – объясняет Александр Баженов. – Но сейчас для спектаклей все реже покупают подлинные старинные вещи – найти их в Сибири непросто, да и театрам чаще всего это просто не по карману. Для создания интерьеров прибегают к искусной имитации.
Работа над каждым спектаклем – это уникальный сюжет, который можно рассказать при помощи макетов, фотографий, плакатов, коллажей. Познакомиться с тайнами театрального закулисья красноярцы смогут на выставке, которая начнет свою работу 12 ноября в музее имени Сурикова. Экспозиция будет приурочена к 75-летию Александра Баженова.
Справка:
В качестве художника-постановщика Александр БАЖЕНОВ работал в театрах Абакана, Минусинска, Ачинска, Канска, Красноярска, Барнаула, Калининграда, Комсомольска-на-Амуре, Вологды, Хабаровска, Владивостока, Семипалатинска, Оренбурга и других. Поставил более 120 спектаклей по произведениям Антона Чехова, Михаила Булгакова, Алексея Толстого, Виктора Астафьева и многих других.