Краевое управление автодорог (КрУДор) и управление дорог, инфраструктуры и благоустройства Красноярска (УДИБ) подписали соглашение о сотрудничестве. Теперь оценка качества дорожно-строительных работ и материалов в случае необходимости может проводиться как на базе аккредитованного испытательного центра КрУДора, так в дорожной лаборатории УДИБ. На безвозмездной основе.
Без волокиты
А еще оба ведомства договорились о создании специальной комиссии. Совещаниями и бумажно-электронной волокитой обещают не заниматься. Наоборот – готовы рука об руку проводить испытания, оформлять результаты обследования материалов, которые используются при ремонте автодорог.
Оказывается, этот процесс занимает целых три дня. Сначала специалисты выезжают на место, где вместе с подрядчиком и заказчиком заполняют акт отбора проб. Потом выпиливается образец, а в документах указывается, с какой целью исследуется асфальтобетон. Приготовленные куски запаковывают в специальные ведра (чтобы их не растрясло) и везут в лабораторию, где приступают к проверке. И тут начинается!
Образцы из вырубки переформовывают, нагревают, выпаривают из них воду и кладут под различные прессы. Проверка идет сразу по нескольким параметрам: на коэффициенты уплотнения и водонасыщения, на прочность, сдвиговые, физические и механические характеристики битумов, морозостойкость материалов и так далее. Все данные заносятся в специальную программу, которая помогает проанализировать, соответствует ли материал ГОСТу. Автоматику не обманешь!
Работа над ошибками
Но что делать, если на этом этапе все прошло без сучка и задоринки, а спустя какое-то время дорога покрылась трещинами?
Каждая обновленная асфальтовая магистраль имеет свой срок гарантии. Точно так же, как холодильник или мобильный телефон. И если до его истечения обнаруживают неполадки, исполнитель обязан все переделать. Таковы правила.
Проверять дороги начинают весной, когда сходит снег и становится понятным, как асфальт пережил суровую сибирскую зиму. Вот и нынче, в апреле, специалисты КрУДора и представители подрядных организаций дали оценку состоянию участков автотрасс, работы на которых проводились в прошлом году: Красноярск – Железногорск, Красноярск – Кузнецово – Зыково, Красноярск – Енисейск, Миндерла – Сухобузимское – Атаманово. После чего отметили: в целом к качеству нареканий нет. Есть дефекты, проявившиеся после зимы и весны – отдельные поперечные трещины на дорожном покрытии и просадка обочин. На них как раз распространяются гарантийные обязательства. Все недочеты подрядчики пообещали устранить уже в июне.
Глаз да глаз
Примета времени – сегодня очень многие структуры стараются не замыкаться в ведомственных рамках, приглашают в помощь общественность. На недавний семинар в Красноярске для тех, кто тоже хочет контролировать ремонт дорог, записалось полсотни человек. Самые разные люди – опытные дорожники, пенсионеры, студенты, молодые мамы, инвалиды активисты федерации автовладельцев, урбанисты, архитекторы, блогеры. Всех волнует эта тема! Общественным контролерам предложили выбрать дороги, за ремонтом которых они готовы наблюдать, и записаться в команду одного из профессиональных кураторов – специалиста УДИБ. Каждый получил специальное удостоверение общественного контролера и яркий жилет, чтобы работать на объектах безопасно.
– Буду участвовать во всем! – пенсионерка Наталья Жданова настроена решительно. – Хочу помочь присматривать за подрядчиками, это ведь всем на пользу. Знаю, на что обращать внимание, – на семинаре научили.
…Лето только началось, а дорожные работы уже в разгаре. И пусть кое-где из-за этого возникают пробки и прочие неудобства – все это временно. Очень уж хочется верить, что огромная (свыше 45 тысяч километров длиной!) сеть автотрасс региона рано или поздно, но превратится в те самые европейские автобаны, по которым можно мчаться с комфортом и без аварий.