Авария под лупой

Как устанавливают истину автоэксперты в погонах

Авария под лупой Как устанавливают истину автоэксперты в погонах
…Еще мгновение назад все было спокойно и упорядоченно. Ровно стелилось под колесами шоссе, мелькали дорожные указатели. И вдруг – отчаянный визг тормозов, выкрученный до упора руль, удар! Откуда взялась эта белая иномарка? Слава богу, все целы. Потом, как водится, разговоры на повышенных тонах – кто прав, кто виноват? Самое время вступить в дело специалистам из экспертно-криминалистического центра ГУ МВД России по Красноярскому краю.

На основе исходных данных

экспертиза– Редко кто из водителей говорит правду, – улыбается начальник отдела автотехнических экспертиз ЭКЦ подполковник полиции Максим Камышников. – Как правило, все ехали медленно, на зеленый сигнал светофора, никому не мешали. Их послушать – вообще становится непонятно: авария-то откуда взялась? Вот с подобными случаями мы и разбираемся.

Автотехническое отделение ЭКЦ было создано в начале 90-х годов прошлого века. И занималось в основном производством экспертиз по уголовным делам: ДТП со смертельными исходами. Требование к эксперту было одно – ответить на вопрос, имел ли водитель техническую возможность предотвратить столкновение, наезд на пешехода, или нет. Административных материалов из ГАИ не поступало. Всё регулировали правила дорожного движения. Нарушил их – значит, виноват, и никакой эксперт тебе не нужен.

Однако автомобильный бум и последовавшее за ним резкое изменение ситуации на дорогах внесли свои коррективы. Максим Камышников помнит, с чего все началось. С обращения к экспертам об определении угла столкновения автомобилей. И с тех пор – пошло-поехало. К уголовным материалам добавились административные (когда в результате аварии повреждается имущество – автомобиль – без последствий для здоровья человека). Значительно расширился круг исследуемых вопросов. Сейчас в ЭКЦ проводят экспертизы по четырем направлениям: исследование обстоятельств ДТП, следов столкновения, технического состояния узлов и деталей автомобилей, маркировочных обозначений (номеров на двигателях, кузовах и т. д.). Их заказывают органы предварительного следствия, ГИБДД, суды.

– Задача эксперта – взять исходные данные, которые собраны на месте происшествия, провести анализ и сделать вывод, – объясняет Максим Камышников. – За их пределы эксперт выходить не имеет права. Поэтому результат, точность экспертизы во многом зависят от того, насколько детально проведен осмотр на месте происшествия.

Как будто не видна

Внешне все выглядит неприметно и скромно. Прямо как в песне о службе, которая на первый взгляд как будто не видна. Вот сидят за компьютерами несколько офицеров в штатском. Щелкают мышками, стучат кнопками клавиатуры. Но за каждым монитором – своя история, своя трагедия, свои вопросы. На них должен ответить эксперт и вынести заключение. По сути, автотехническая экспертиза основана на законах физики и механики. То есть расчетов перемещения тела в пространстве. Для исключения расхождений и домыслов здесь используют методики, утвержденные научным советом ЭКЦ МВД России в Москве. Отступать от них нельзя.

В год один эксперт должен провести 40 экспертиз. На практике выходит вдвое больше. В каких-то случаях все ясно практически сразу, в других приходится поломать голову. Вот этот искореженный автомобиль, поднятый на платформе в боксе центра, исследовали больше недели. За мешаниной скомканных деталей и кузова даже трудно определить его марку. Перед экспертами поставили вопросы – оценить техническое состояние машины на момент ДТП: тормозной системы, колес, рулевого управления. Как это сделать, если на ней практически нет живого места? Оказывается, можно. Добрались до нужных узлов, разобрали, сформулировали выводы. Сейчас этим делом занимаются следователи.

– Бывает и так, когда передней части автомобиля вообще нет, физически. При ударе она рассыпалась на куски, – продолжает Максим Камышников. – А если нет объекта – значит, нет исследования. Но подобных случаев у нас процентов 10 от общего количества, не больше. По остальным мы выдаем заключение.

– А вот еще пример, – подключается к разговору старший эксперт Денис Шаболтай. – ДТП в Железногорске. Один водитель поворачивал, другой его в этот момент обгонял. Столкновение – плюс ко всему от отлетевшей машины пострадал пешеход на тротуаре. Мы провели анализ, который показал, что виноваты оба участника. Первый совершал обгон там, где это запрещено, да еще на скорости 114 км/ч. А второй при повороте не убедился в безопасности маневра (не посмотрел по сторонам). Наказали обоих.

В ЭКЦ проводят экспертизы и по громким, резонансным делам. Например, здесь по деталям восстановили картину страшной аварии на улице Ленина краевого центра – когда мчавшийся на большой скорости автомобиль вылетел на тротуар, ударился о балкон жилого дома и потом упал на проходившую мимо семью.

Вызовы времени

экспертС появлением видеорегистраторов и камер наружного наблюдения практически на всех оживленных перекрестках эксперты ЭКЦ начали плотно заниматься фототехнической экспертизой. Проведенная в комплексе с автотехнической, она позволяет сделать многое: определить сигнал светофора, оценить, успевал ли водитель остановиться на момент переключения на желтый свет, не прибегая к экстренному торможению, и так далее.

Страшные кадры, зафиксированные видеорегистратором. Ночь, в салоне автомобиля о чем-то личном переговариваются двое. Вдруг – за какие-то полсекунды – пулей вылетевший из темноты мопед, гулкий лобовой удар, чей-то крик… Погиб человек, заведено уголовное дело.

– Ну, здесь-то все ясно, – пытаюсь я внести в это дело свою лепту. – Водитель мопеда ехал без включенных огней, он и виноват.

– Не все так однозначно, – парирует Максим Камышников, по понятным причинам не вдаваясь во все тонкости обстоятельств тяжелой аварии.

В том-то и специфика проведения фототехнических экспертиз: регистраторы регистраторами, но разбирать кадры по полочкам, анализировать увиденное на экране и на основании всех данных сделать правильные выводы под силу только профессионалам. Хотя эксперты признают: видеокамеры – это несомненное благо, они помогают на самом начальном этапе исследования снять множество вопросов.

Как стать экспертом

Офицеры ЭКЦ с юмором относятся к тому внешнему впечатлению, которое производит их работа на непосвященных. Мол, сидят с десяток мужиков за компьютерами и ничего не делают. Хотя почетные грамоты от руководства ГУ МВД России по Красноярскому краю на стенах кабинета говорят совершенно об обратном. Видно, что свою профессию эксперты любят, считают очень интересной. Здесь нет случайных людей. У всех – профильное автотранспортное образование. Кандидатам на должность нужно обязательно знать основы движения транспортных средств, устройства автомобиля. Плюс иметь ту не дающую покоя исследовательскую жилку, которую не даст ни один диплом.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
14 декабря 2024
Фонд «Защитники Отечества»: получать поддержку, делиться опытом, находить друзей
Созданный 1 апреля 2023 года по указу президента России фонд «Защитники Отечества» стал важной опорой для военнослужащих, ветеранов и их
Без рубрики
14 декабря 2024
Ветераны Центрального района Красноярска: «Мы горды, что наши внуки – настоящие защитники Отечества»
Встречи с участниками специальной военной операции для совета ветеранов Центрального района Красноярска стали уже традицией. В этом году в канун Дня
Без рубрики
13 декабря 2024
Никогда нельзя забывать о людях: в Красноярске открыли мемориальную доску Владимиру Долгих
Память о выдающихся людях помогает сохранять историческое наследие региона, лучше понимать ныне живущим свои корни, традиции, культуру. Да и осознание