? Что делать, если потерял банковскую карту?
Утерянную банковскую карту нужно срочно заблокировать. Это можно сделать несколькими способами:
– по телефону горячей линии, он указан на официальном сайте банка;
– через мобильное приложение. Это самый быстрый способ, если есть доступ к интернету и приложение установлено на смартфон;
– в интернет-банке. В личном кабинете нужно выбрать опцию «Заблокировать карту». Для подтверждения потребуется ввести код, который придет в СМС от банка;
– по СМС. Некоторые банки используют систему СМС-команд, но стоит заранее уточнить, есть ли она в вашей кредитной организации и какие кодовые слова нужно вводить;
– в отделении банка. Для этого потребуется предъявить паспорт.
После блокировки подайте заявку на выпуск новой карты. Деньгами на счете, к которому была привязана заблокированная карта, можно будет пользоваться и дальше. Чтобы снять наличные, потребуется обратиться в отделение банка и предъявить паспорт.
? Банкомат списал деньги с карты, но не выдал их. Что делать?
Ситуация: вы снимаете в банкомате крупную сумму, деньги со счета списаны, но их не выдали. Или, наоборот, решили положить деньги на карту – банкомат их «съел», а СМС о пополнении так и не пришло.
Разберемся, что делать в такой ситуации.
- Во-первых, не паниковать! Сфотографируйте экран банкомата и его номер, запишите дату и точное время операции, сохраните чек, если его выдали.
- Позвоните по номеру на банкомате и расскажите о случившемся.
- Отправляйтесь в любое отделение банка, выдавшего карту, и составьте претензию. В заявлении укажите:
- личные и контактные данные;
- номер банкомата, дату и время операции;
- на каком этапе операции возникла ошибка и какую сумму вы потеряли;
- номер счета для зачисления денег.
Обязательно попросите копию обращения с печатью. Если у банка нет отделений, напишите или позвоните в службу поддержки. Там подскажут, как действовать дальше.
А если карта оформлена в одном банке, а деньги снимали в банкомате другого?
Все равно нужно обращаться в банк, который выдал карту, – разбираться в ситуации будет именно он. Во второй банк можно подать аналогичное заявление. Так вы сообщите организации об ошибке, а она, со своей стороны, сохранит видеозапись с банкомата.
Сколько ждать?
Максимальный срок рассмотрения заявления – 30 дней. После принятия решения деньги обычно возвращают на счет в течение нескольких дней. Но все же лучше спросить у сотрудника банка о конкретных сроках – они могут отличаться.
? Как вернуть украденную сумму?
«**0101 Списание на сумму 15 000 RUB прошло успешно. Баланс: 12,50 RUB». Если вам пришло подобное сообщение, но вы ничего не снимали, – данные карты были украдены. Разбираемся, что делать в такой ситуации.
Немедленно заблокировать карту:
- через мобильное приложение или личный кабинет на сайте: опция «Заблокировать»;
- по телефону: на оборотной стороне карты есть номер банка для экстренной связи;
- по СМС: зачастую это команда – кодовое слово, например, «блокировка» + через пробел последние четыре цифры номера карты;
- в отделении: при себе необходимо иметь паспорт.
Сообщить о краже денег можно по телефону. Это необходимо сделать не позднее следующего дня после оповещения о списании. А вот чтобы подать заявление о несогласии с операцией и для возврата денег, нужно идти в отделение.
Условия возврата денег
- Вовремя оповестить о краже.
- Не нарушать правила безопасности: не сообщать мошенникам данные карты, не хранить ПИН-код вместе с картой, не писать код на самой карте и т. д.
- Банк будет проводить расследование. Если мошенники сняли деньги на территории России, то не более 30 дней, за границей – до 60 дней.
В случае если вы выполнили все условия, но после расследования банк отказывает в возврате, можно обратиться в суд.
Банки обязаны уведомлять об операциях по карте: в СМС, в приложении или по почте. Если банк вовремя не уведомил вас о снятии средств, по закону он должен возместить потери, даже если прошел месяц или год. От вас необходимо заявление с требованием вернуть незаконно списанные деньги.
? Можно ли оплатить товар в магазине порванной купюрой?
Если вам в руки попала рваная или потертая купюра, но на ней видны номинал, серия и рисунок, ее можно использовать для оплаты.
Грязные или ветхие банкноты с незначительными повреждениями – например, посторонними надписями, штампами или стертыми уголками – обязаны принять для оплаты покупок в магазине.
Если денежный знак серьезно поврежден, но сохранилось 55 % площади купюры, читается серия и номер, то его можно обменять в банке на новую того же номинала. Это решение подходит для разорванных, обгоревших или склеенных банкнот. Ограничений по количеству таких купюр к обмену нет.
Банк не примет поврежденные банкноты:
- сохранившие менее 55 % изначальной площади или менее 50 %, если купюра склеена из кусочков двух разных;
- с типографской надписью «Тест» или «Образец»;
- окрашенные специальными веществами при перевозке для предотвращения кражи;
- вышедшие из обращения;
- утратившие надписи, расслоившиеся с одной из сторон;
- с нечитаемыми номиналом, серией и номером, которые принадлежат Банку России.
По данным Объясняем.рф